Истребитель-бомбардировщик Harrier GR.3 (Великобритания)

Разработка СВВП Harrier GR.3 (в переводе «Лунь») была начата в 1965 г. в согласовании с требованиями ВВС Великобритании, учитывающими опыт разработки опытнейшего самолета Kestrel FGA.1 и проекта сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Hawker P.1154. Требования предугадывали обеспечение больших лётных черт, не уступающих чертам обыденных истребителей-бомбардировщиков, созданных для атаки наземных целей при конкретной поддержке войск, в купе с наибольшей независимостью от аэродромов. Последнее требование предусматривало как непременное условие внедрение вертикального взлета либо взлета с малой длиной разбега, также применение шасси, обеспечивающего эксплуатацию с неподготовленных площадок и сервис своими силами.

Для обеспечения действенной эксплуатации СВВП Harrier GR.3 было принципиально, чтоб доп расходы, связанные с обеспечением вертикального взлета либо взлета с малой длиной разбега, были применимыми. Так как мерой фуррора боевого вылета является боевая продуктивность, определяемая весом боевой нагрузки и точностью ее доставки, ставилась цель, чтоб тут СВВП Harrier GR.3 не только лишь не уступал обыденным самолетам, да и имел перед ними достоинства. По сопоставлению с обыкновенными самолетами СВВП Harrier GR.3 может: • рассредоточиваться на тривиально приготовленных взлетно-посадочных площадках поблизости районов боевых действий, что уменьшает поражаемость и уменьшает время нанесения ответного удара; • обеспечивать резвые ответные деяния, выполняя операции по поддержке наземных войск в районах боевых действий; • доставлять большее количество вооружения за летный час при выполнении заданий по конкретной поддержке.

1-ый предсерийный СВВП Harrier GR.1 сделал 1-ый полёт 31 августа 1966 г., 1-ый серийный СВВП был построен в октябре 1967г., а 1-ый полёт состоялся 28 декабря 1967 г. В апреле 1969 г. в ВВС Великобритании была сформирована 1-ая эскадрилья из 12 самолетов Harrier GR.3 и началась их эксплуатация. Всего фирмами «British Aerospace» и «McDonnell Douglas» были построены 351 СВВП «Harrier» и «Sea Harrier» всех модификаций, а потом еще 395 СВВП «Harrier II», состоящих на вооружении ВВС и ВМС Англии, корпуса морской пехоты США и ВМС Испании, Италии и Индии, хотя сначало предполагалось, что будет выстроено около 2000 СВВП для подмены самолетов «Хантер». Это было вызвано тем, что СВВП «Harrier» имели переразмеренную силовую установку массой 1600 кг. Невзирая на внедрение облегченной конструкции, относительная масса конструкции составляла 71%, а вся нужная нагрузка только 29%, что существенно ограничивало массу боевой нагрузки и боевой радиус.
Выполнялись последующие модификации: Harrier GR.1 - с ТРДД «Пегас» 6 Мк.1 (взлетная тяга 8620 кг), выпускались серийно в декабре 1967-1971 гг. для ВВС Англии, было выстроено 6 предсерийных и 78 серийных самолетов, позже 50 самолетов были изменены в вариант Harrier GR.3;
Harrier GR.3 - улучшенный вариант Harrier GR.1 с TPДД «Пегас» 6 Мк.102 (взлетная тяга 9070 кгс) выпускался серийно с января 1967 г. Всего было выстроено 120 самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 для ВВС Англии;
Harrier T.2 – двухместный учебно-тренировочный вариант с ТРДД «Пегас» 6 Мк.101, имеет удлиненный на 3,12 м фюзеляж. 1-ый полет состоялся в апреле 1969 г.;
Harrier T.2A – вариант самолета Harrier T.2 с ТРДД «Пегас» 6 Мк.102. Воздушные суда Harrier T.2 и Harrier T.2A выпускались серийно в 1969-1972 гг. Всего было выстроено два предсерийных и 12 серийных СВВП для ВВС Англии, из которых 10 были позже изменены в вариант Harrier T.4;
Harrier T.4 – двухместный учебно-тренировочный самолет с ТРДД «Пегас» 11 Мк.103 (взлетная тяга 9750 кгс);
Harrier Mk.252 – двухместный самолет для демо полетов, подобен Harrier T.4, построен в одном экземпляре;
Harrier AV-8A – вариант Harrier GR.3 для корпуса морской пехоты США. 1-ый серийный СВВП был построен в ноябре 1970 г. Поставлено 102 самолета, из которых 47 были изменены в улучшенный вариант Harrier AV-8C;
Harrier TAV-8A – двухместный учебно-тренировочный вариант корпуса морской пехоты США;
Sea Harrier FRS.1 – палубный СВВП для ВМС Англии, сделал 1-ый полет 20 августа 1976 г., на вооружении с сентября 1979 г., поставлено 73 СВВП Sea Harrier FRS.1 и Sea Harrier FRS.2 для ВМС Англии, включая 4 двухместных учебно-тренировочных T.Mk.4N. СВВП Sea Harrier FRS.1 базируются на 3-х авианесущих кораблях типа «Инвинсибл», на каждом из них располагается 5 СВВП FRS.1 и 9 вертолетов ПЛО «Си Кинг» (в военное время число СВВП быть может увеличено до 12-15). Для улучшения взлетных черт самолета и роста боевой нагрузки при взлете с корабля применяется маленький разбег с внедрением трамплина «Ски Джамп» (с углом наклона 7-12°);
Harrier AV-8S Matador – вариант для ВМС Испании. Выстроено 12 самолетов Harrier Mk.50 (включая два двухместных TAV-8S), заказано еще 8, базируются на авианосцах «Дедало» и «Принсипе Астуриас»;
Harrier FRS.51 – палубный СВВП для ВМС Индии, заказавших 23 самолета, включая два двухместных Т.Мк.60. Поставленные СВВП базируются на авианосце «Викрант» и вертолетоносце «Гермес».
Harrier GR.5 – развитие самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 с ТРДД «Пегас» Мк.105 с тягой 9750 кгс и улучшенным оборудованием, выполнялся также для КМП США под обозначением AV-8B;

Самолет Harrier GR.3 выполнен по схеме моноплана с одним подъемно-маршевым ТРДД и велосипедным шасси. Является развитием опытнейших СВВП Hawker P.1127 и Kestrel FGA.1. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Силовой набор сделан из дюралевых сплавов, стали и титана. Кабина экипажа одноместная, герметизирована, на учебно-тренировочных вариантах – двухместная. Катапультное кресло Мартин-Бейкср 9А Мк.2 обеспечивает покидание самолета на земле либо в полете на режиме висения; может быть катапультирование через остекление фонаря шириной 8 мм. На воздушных судах Harrier AV-8S установлены катапультные кресла Стенсел SIIIS-3.
Крыло стреловидное кессонного типа, имеет три лонжерона и фрезерованную обшивку, на носке имеются запилы. Крыло имеет также два маленьких аэродинамических гребня и 24 турбулизатора. Угол поперечного V= – 12°, угол установки 1°45'. Относительное удлинение крыла 3,175, сужение 0,336. Угол стреловидности по фронтальной кромке 40°, по полосы 1/4 хорд 34°. Корневая хорда крыла (по продольной оси самолета) 3,25 м, САХ 2,42 м. Относительная толщина профиля у корня 10%, на конце 3,3%. На концах крыла размещены обтекатели подкрыльных стоек шасси. Для перегоночных полетов к концам крыла крепятся законцовки, увеличивающие размах крыла на 1,34 м и площадь до 20,06 м 2, Механизация крыла состоит из закрылков общей площадью 1,29 м 2 (хорда закрылка 0,447 м). Наибольший угол отличия закрылков 50°.

Оперение. Горизонтальное оперение размахом 4,24 м, цельноповоротное, стреловидное, имеет маленькой излом по фронтальной кромке. Угол стреловидности по полосы 1/4 хорд 32°53', угол поперечного V = – 15°50'. Площадь оперения 4,42 м2. Относительное удлинение 4,079. Спектр углов отличия от +11°15'до – 10°15'. Вертикальное oneрение имеет площадь 2,4 m z (площадь вертикального оперения на самолете Т.2 увеличена до 3,06 м 2). Угол стреловидности по полосы 1/4 хорд 40°22'. Площадь руля направления 0,49 м2.
Шасси велосипедного типа. Передняя опора самоориентирующаяся (угол поворота (45°), имеет одно колесо размером 0,66x0,2 м (давление в пневматике 6,33 кгс/см2 на самолете Harrier GR.3 и 7,03 кгс/см2 на самолете Т.Мк.2). Основная опора имеет масляно-воздушный амортизатор и спаренные колеса размером 0,68x0,2 м, давление в пневматиках 6,33 кгс/см2 (GR.Mk.3) и 6,68 кгс/см2 (Т.Мк.2). Подкрыльные опоры телескопические, имеют по одному колесу размером 0,32x0,16 м с давлением в пневматиках 6,68 кгс/см2. Шасси снабжено дисковыми тормозами колес и автоматами скольжения, что позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП.
Силовая установка. Подъемно-маршевый ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401 установлен за кабиной экипажа; поворотные сопла размещены с боков фюзеляжа. Воздухопоглотители боковые нерегулируемые; общая площадь отверстий воздухопоглотителей 0,855 м2. По периметру воздухопоглотителей имеются восемь створок, которые обеспечивают доп подачу воздуха на вертикальных режимах полета. Все четыре сопла поворачиваются синхронно при помощи цепной передачи от 2-ух пневмодвигателей; наибольший угол поворота сопл 98,5°. Движок имеет трехступенчатый вентилятор, восьмиступенчатый компрессор высочайшего давления, кольцевую камеру сжигания и двухступенчатые турбины низкого и высочайшего давления. Степень двухконтурности мотора 1,4, степень увеличения давления 14. Масса сухого мотора (без поворотных сопл) 1405 кг. Горючее располагается в 5 фюзеляжных и 2-ух крыльевых баках общей емкостью 2 870 л, под крылом вероятна подвеска 2-ух ПТБ по 455 л (для роста боевого радиуса) либо по 1500 л (для перегоночных полетов). Вероятна установка штанги топливоприемника для заправки топливом в полете.
Система управления. Для управления самолётом на крейсерском режиме служат элероны, цельноповоротный стабилизатор и руль направления. Проводка управления жесткого типа. Управление стабилизатором и элеронами осуществляется при помощи дублированных гидравлических устройств. Управление рулем направления ручное. Для увеличения маневренности в воздушном бою сразу с отклонением аэродинамических поверхностей могут поворачиваться и сопла ТРДД. Для управления на вертикальных режимах и на малых скоростях употребляется газодинамическая система управления (ГДСУ). Система состоит из 5 струйных рулей (два служат для продольного управления и установлены в носовой и хвостовой части самолета, один для путного управления, размещенный в хвостовой части самолета, и два для поперечного управления, установленные на концах крыла) и системы трубопроводов. Воздух в ГДСУ отбирается от компрессора высочайшего давления, включение ГДСУ делается автоматом при повороте сопл мотора на угол более 20°. Для согласованности работы ГДСУ и аэродинамических поверхностей управления меж ними имеется механическая связь.
Системы. Гидравлическая система дублированная, рабочее давление 210 кг/см2, служит для привода поверхностей управления, шасси и воздушной турбины, применяемой для привода аварийного гидронасоса. Электронная система включает генератор переменного тока мощью 12 кВ/А и две аккумуляторные батареи напряжением 28 В и емкостью 25 А/ч. Кислородная система имеет один баллон с водянистым кислородом (емкость 5 л). Наибольший перепад давления в кабине 0,24 кгс/см2.
Навигационное и электрическое оборудование. На самолёте Harrier GR.3 установлены приемник КВ/УКВ компании «Плесси», запасной приемник УКВ, система TAC.AN конторы «Хоффман» и система опознавания компании «Коссор». В подфюзеляжном киле установлены антенны радиовысотомера AN/APN-194. Самолет оснащен коллиматорным индикатором HUD конторы «Смит», который связан с системой навигации и управления огнем Ферранти FE541, компасом Сперри C2G и ЭВМ обработки данных воздушной обстановки. Все самолёты Harrier GR.3 британских ВВС имеют лазерные целеуказатель и дальномер Ферранти 106, размещенные в удлиненном носовом обтекателе. В носовой части самолета вероятна установка камеры F.95 Мк.7.
Истребитель Harrier FRS.1 обустроен ИЛС HUDWAC, инерциально-допплеровской системой NAVHARS, в состав которой заходит гировертикаль Ферранти HARS. Радионавигационное оборудование включает приемник системы «Такан» и УВЧ оборудование наведения по приводным маякам. Имеется система предупреждения о радиолокационном облучении. Радиосвязь осуществляется с помощью многоканального приемника-передатчика УВЧ/ОВЧ PTR-377.
Вооружение. Под фюзеляжем в съемных обтекателях установлены две пушки «Aden» калибром 30 мм. Под крылом имеются четыре узла для подвески различного вооружения; два внутренних узла рассчитаны на нагрузку 910 кгс, а два наружных – на 295 кгс. Один подфюзеляжный узел рассчитан на нагрузку 454 кгс. На воздушных судах Harrier GR.3 и AV-8A под крылом могут устанавливаться УР AIM-9L «Сайдуиндер» либо AMRAAM, могут подвешиваться до 6 контейнеров Матра 115 либо 116М с НАР калибром 68 мм, 5 бомб калибром 454 кг, 5 кассетных бомб, 10 контейнеров с дипольными отражателями. Индийские воздушные суда «Си Харриер» заместо УР «Сайдуиндер» могут оснащаться ракетами «Мажик» французского производства. Вооружение самолёта Harrier FRS.Mk.1 и 2 дополнено улучшенными УР класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (вероятна подвеска 4 ракет) и противорадиолокационными УР ALARM.
Технические свойства Harrier GR.3 Экипаж: 1 (пилот) Размеры: размах крыла 7,7 м длина самолета 13,91м высота самолета 3,43 м площадь крыла 18,68 м2 Движки 1 ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401 взлетная тяга 9750 кгс Массы и нагрузки: наибольшая взлетная при вертикальном взлете 8850 кг при взлете с разбегом 11 400 кг пустого оснащенного 5730 кг припас горючего во внутренних баках 2295 кг наибольшая боевая нагрузка 2270 кг Удельная нагрузка на крыло: при вертикальном взлете 474 кгс/м2 при взлете с разбегом 610 кгс/м2 Летные данные: наибольшая скорость у земли 1175 км/ч наибольшее число М при пикировании 1,29 практический потолок 15 600 м Боевой радиус: при вертикальном взлете и боевой нагрузке 1360 кг 92 км при взлете с разбегом длиной 180 м и боевой нагрузке 2270 кг 230 км Перегоночная дальность с навесноыми топливными баками и перегоночными законцовками крыла 3425 км Вооружение: Стрелково-пушечное: 2 x 30 мм пушки Aden (съёмные) Точки подвески: 5 Боевая нагрузка: под фюзеляжем и внутренние: 3 x 907 кг наружные: 2 x 454 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» 2 x AIM-9 Неуправляемые ракеты: 16 (4 x 4) x 127 мм в блоках LAU 10 28 (4 x 7) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 68 76 (4 x 19) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 69 Бомбы: свободнопадающие: фугасные: 5 x 119 кг Mk.81 либо 227 кг Mk.82 2 x 460 кг Mk.83 зажигательные: 5 x 340 кг Mk.77 кассетные: 4 x Mk.20 2 x CBU-24 Навесные топливные баки: 2 x 454 л
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.