
Проект нынешнего учебно-боевого самолета «Kosar-88» (назван в честь 108-й суры Корана) иранские спецы начали разрабатывать в 2009 г. Дело было в том, что ВВС страны очень нуждались в машинах такового класса, а закупить их на наружных рынках было нереально из-за интернациональных санкций. Проект делали совместными усилиями ВВС Ирана и находившегося в ведении Министерства обороны Института организации авиационной индустрии. В сентябре 2014 г. была размещена 1-ая фото малоразмерной модели нового самолета. Она предназначалась для летных испытаний и запускалась с катапульты. Позже началась постройка первого макета, который выкатили из сборочного цеха завода в Исфахане весной 2017 г
Вид нового самолета соответствовал представлениям о нынешнем реактивном УТС. Емкая кабина пилотов с огромным остеклением обеспечивала экипажу неплохой обзор и комфорт. Благодаря значимой плош,ади крыла, малая скорость «Kosar-88» не должна превосходить 200 км/ч, что делает его достаточно обычным для освоения взлета и посадки. Самолет обустроен цельноповоротным стабилизатором, который употребляется фактически на всех нынешних боевых воздушных судах, улучшая маневренность и маневренность. Его создание потребовало значимых усилий - 500 профессионалов занимались этой задачей в течение 10 лет.
Силовая установка включает два бесфорсажных одноконтурных мотора Owj (копия J85), представляюш,их собой иранский вариант старенькых американских J85, которыми комплектовался истребитель F-5. При всем этом мотогондолы самолета сделаны с таким расчетом, чтоб в дальнейшем без значимых доработок можно было установить новые двухконтурные движки. Шасси самолета «Kosar-88» унифицировано с другим учебно-тренировочным самолетом Саэге-2, также истребителем «Kosar-1». Такое решение позволяет понизить цена проекта. «Kosar-88» получил катапультное кресло, сделанное иранскими инженерами на базе русских разработок. Бессчетные наземные тесты проявили, что даже при нулевых скорости и высоте оно позволяет спасти летчика.

В октябре 2018 г министр обороны Ирана заявил, что «Kosar-88» готовят к первому полету. Потом в СМИ появилось видео, запечатлевшее самолет во время пробежек на большой скорости, что гласило о оканчивающей стадии наземных испытаний. Но на макете потребовалось провести некие доработки. В итоге 1-ый вылет машины пришлось отложить на год. За этот период времени она получила новое заглавие «Yasin» (в честь 36 суры Корана). И вот 17октября 2019 г на авиабазе Ножике поблизости г Хемедан самолет сделал 1-ый официальный полет. На этом событии присутствовали: министр обороны бригадный генерал Амир Хатами, вице-президент Ирана по науке и технологиям Сорена Саттари, также командующий ВВС Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде. Создание «Yasin» стало приятным свидетельством того, что иранская авиапромышленность освоила полный цикл проектирования и постройки нынешних самолетов.
Новый учебно-боевой самолет «Yasin» употребляет 4-ое поколение военной цифровой сети и обустроен индикатором на лобовом стекле (heads-up display, HUD) для увеличения точности поражения орудия, передовой и многоцелевой радиолокационной станцией для управления огнем, для увеличения точности отслеживания целей и угроз и высокоточной навигационной системой. Самолет «Yasin» быть может сделан в 2-ух вариантах: с одноместной и двухместной кабиной, 2-ой тип может употребляться для обучения пилотов, в дополнение к использованию боевых способностей. По словам иранских официальных лиц, истребитель является сверхзвуковым боевым самолетом, хорошим от учебного самолета Kosar-88, представленного в апреле 2017 года.
В текущее время ВВС Ирана изучают возможность переделки самолета Yasin в легкий штурмовик. В рамках программки по разработке штурмовой версии Yasin на самолет установят точки подвеса ракет и авиационных бомб, также системы управления вооружением.
ЛТХ самолета «Kosar-88» выставленные на МАКС-2017
Длина, м 12,25
Размах крыла, м 11
Высота, м 4,7
Площадь крыла, м 24
Масса пустого, кг 4600
Взлетная масса, кг 6180
Скорость наибольшая до 1М
Потолок, м до 12000
Дальность полета, км 1500
Надобная длина ВПП, м 800
Источник: dogswar.ru