ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный истребитель Saeqeh / Saeqeh II (Иран)

Опытный истребитель Saeqeh / Saeqeh II (Иран)

24 апрель 2025, Четверг
1
0
В текущее время в составе ВВС Ирана остается маленькое число американских истребителей Нортроп F-5E, также самолетов IAMI Azarakhsh (молния), которые являются вариантом F-5E государственной постройки. В период с 2001 по 2015 гг, в Иране осуществлялась программка модернизации этих самолетов в вариант «Saeqeh» (Гром). В текущее время истребители поступили на вооружение 2-й базы тактических истребителей в г. Тебриз. Промышленный комплекс «Овж» (зенит) с начала 1990-х гг. работал над 2-мя программками: IAMI Azarakhsh и «SR. II». 1-ый представлял собой истребитель на базе либо серьезно восстановленного самолета Нортроп F-5E, либо с планером личного производства, а 2-ой - кооперативный проект с КНР по модернизации самолетов F-5E. Сразу на заводе комплекса Овж шла проработка способности улучшения аэродинамики начального самолета F-5E. Тогда на заводе «Овж» разрабатывали проект УТС завышенной летной подготовки. После окончания работ по учебному самолету иранские конструкторы решили сделать лучше аэродинамику истребителя F-5E, доработав хвостовое оперение. Более соответствующей особенностью проекта стал переход на двухкилевое оперение. Начиная с середины 1990-х гг, спецы из института ВВС Ирана в г Саттар помогали создать для самолета новейшую СУ. Проект модернизации получил обозначение Saeqeh-80. Проект планировалось окончить в 2001 г., но из-за отсутствия подабающего управления, нужного оборудования и аэродинамических труб, работы повсевременно тормозились. Из-за невозможности закупки нужных для авиационного производства материалов перед Организацией оборонной индустрии Ирана была поставлена задачка обеспечить их выпуск по требованиям комплекса Овж. Отдельные узлы и составляющие изготавливали личные конторы. Из состава резерва ВВС Ирана был получен летный экземпляр самолета IAMI Azarakhsh. Не считая установки нового двухкилевого оперения на самолете также были изменены воздухопоглотители, получившие квадратное сечение, для него спроектировали новый носовой конус без ПВД. Модифицированная аэродинамическая схема и большая расчетная перегрузка для истребителя приведи к решению демонтировать пилоны для ракет на законцовках крыла, посадочный гак, одну из 2-ух 20-мм пушек и часть систем РЭО. По прошествии полутора лет работ истребитель «Saeqeh» был готов для начала наземных испытаний. Самолет покрасили в голубий цвет, а на носу нарисовали иранский флаг. Также нанесли лозунг: «Мы можем» (цитата аятоллы Хаменеи). Летчик-испытатель выполнил 10 высокоскоростных пробежек по полосе интернационального аэровокзала «Мехрабад». В конце концов, после отладки системы управления, 7 февраля 2004 г состоялся 1-ый полет самолета. Во время 20-минутного полета его аккомпанировал истребитель F-5E. После нескольких месяцев испытаний самолет был переправлен на авиабазу TFB-3 Ноужех (г Шахрокхи), где его показали аятолле Хаменеи, Самолет был официально представлен прессе в июне 2004 г Истребитель получил серийный номер S 110-001 (Сейед Али-001 - по имени Хаменеи). После нескольких месяцев испытаний выяснилось, что доработка носовой части и воздухопоглотителей плохо сказалась на маневренности самолета и его летных свойствах. К тому времени комплекс «Овж» получил задание на доработку еще 2-ух истребителей F-5E. В отличие от первого опытнейшего самолета изменению подвергалось только оперение. Воздушные суда получили б/н S 110-002 и S 110-003 и были облетаны в июне 2007 г. Все три опытнейших самолета были перекрашены по схеме, напоминающей воздушные суда пилотажной группы ВМС США «Голубые ангелы», после этого машины были официально представлены на воздушном параде 22 сентября 2007 г. За год ранее ВВС Ирана провели учения «Зарбет-э-Зульфикар» («Удар клинка «Зульфикар»), в каких участвовал и 1-ый самолет «Saeqeh» (б/н S110-001). Он сделал четыре вылета с практической стрельбой из пушки. Также на полигоне «Шабестар» применялись 70-мм НУРС и свобод попадающие бомбы Мк.82. В учениях «Зарбет-э-Зульфикар» самолет «Saeqeh» аккомпанировал УБС F-5F, оказывая навигационное обеспечение, потому что на опытнейшем истребителе была демонтирована навигационная система TACAN. В июне 2008 г во время учений произошел инцидент, когда на сброшенной с ведущего истребителя F-5E с малой высоты бомбе Мк. 82SE не сработала тормозная система. В итоге взрыва бомбы под истребителем, последний потерпел катастрофу, а парящий за ним ведомым истребитель «Саегхе» получил повреждения обшивки. Незадолго ранее по просьбе Высшего управления Ирана работы по истребителям IAMI Azarakhsh и «Saeqeh» были переданы Иранской авиастроительной промышленной компании IAMI, куда были переведены и все конструкторы, работавшие над проектом. Работы по переоборудованию 4-ого экземпляра «Saeqeh» длилось с августа 2008 г по февраль 2009 г. Он получил б/н 3-7369. Тогда же бортовые номера переоборудованных ранее истребителей «Saeqeh» поменяли на 3-7366, 3-7367 и 3-7368. 5-ый и 6-ой экземпляры самолета «Saeqeh» были выпущены в 2009 и 2010 гг соответственно, опять-таки с внедрением планеров истребителей F-5E. 5-ый экземпляр (б/н 3-7370) был принят на вооружение ВВС Ирана 10 октября 2009 г. Поставка шестого самолета была задержана из-за санкций США, наложенных на поставку движков J85-GE-21 и ряда других запасных частей. Совсем самолет был принят В8С в октябре 2012 г под б/н 3-7371. В период с января по март 2009 г завод «Овж» перевел 1-ые три самолета «Saeqeh» на аэродром IAMI в г. Шахин-Шахр. При всем этом воздушные суда с б/н 3-7367 и 3-7368 были объявлены боеспособными и приступили к боевой подготовке. Сразу тесты проходил 4-ый экземпляр истребителя. В апреле все четыре самолета «Saeqeh» планировалось представить на воздушном параде над Тегераном в честь Денька вооруженных сил, но из-за нехороший погоды парад не состоялся. Истребители были переведены в 21-ю эскадрилью тактических истребителей. Несколько недель спустя штаб ВВС Ирана образовал 23-ю эскадрилью тактических истребителей на базе имевшихся боеготовых истребителей «Saeqeh». В 2011 г. ВВС Ирана решили о возвращении первому экземпляру истребителя «Saeqeh» начального вида с сохранением двухкилевого оперения, Самолет поступил на завод Овж, где ему вернули носовую часть фюзеляжа, воздухопоглотители и возвратили оборудование навигационной системы TACAN. Истребитель получил соответствующие антенны систем TACAN и системы определения «свой - чужой», установленные за кабиной как у других 5 самолетов «Saeqeh». Эти работы были окончены в 2013 г Установка нового оперения и СУ востребовали проведения широкой программки испытаний. Из-за отсутствия на заводе «Овж» нужного измерительного, также испытательного оборудования, оценку продуктивности доработки приходилось проводить в испытательных полетах. Для этого был также задействован УБС F-5F, который повсевременно аккомпанировал испытуемый самолет, оценивая зрительно работу его СУ. После приемных испытаний этот самолет также был передан 23-й эскадрилье, после этого эскадрилья была объявлена боеготовой и в предстоящем участвовала в каждогодних учениях ВВС Ирана с боевой стрельбой и бомбометанием. В декабре 2013 г. воздушные суда «Saeqeh» участвовали в маневрах, на которых проводилась отработка атаки морских целей. Нужно сказать, что после того, как все работы по опытным самолетам были переданы от комплекса «Овж» компании IAMI, летная школа летчиков-испытателей «Овж» была распущена, а последний учебный самолет Бичкрафт «Бонанза» был передан исходной летной школе ВВС. В итоге появился недостаток приготовленных на воздушных судах «Saeqeh» летчиков. В течение 2007-2009 гг 5 летчиков «Saeqeh» были повышены в должности и ушли на другое место службы. Заместо них для полетов на воздушных судах данного типа были ориентированы пилоты истребителей F-5E. Но их переподготовка на новый самолет е критериях отсутствия УТС завышенного уровня подготовки оказалась сложным и дорогостоящим делом. В целом, летные свойства доделанного самолета остались на уровне начального истребителя F-5E, но возникновение ряда аспектов потребовало от летчиков особенного внимания. А именно, они должны были усвоить особенности поведения самолета с двухкилевым оперением при выполнении, к примеру, «бочек» на маленькой скорости. Естественно, командование ВВС Ирана поставило вопрос о разработке двухместной версии истребителя. В 2009 г ВВС Ирана заказали переделку двухместного УБС Нортроп F-5F под двухкилевое оперение. Проект получил обозначение «Saeqeh-90». Конструкторское бюро компании IAMI в 2011 г подготовило проект «Saeqeh-90», позднее переименованный в «Saeqeh II». Но вышла задержка с получением планера УБС F-5F под модернизацию. Хотя ВВС Ирана планировали начать переделку всех оставшихся истребителей F-5E в вариант «Saeqeh» с 2016 г., сказался недостаток УБС F-5F (для модернизации выделяли только нелетные воздушные суда со склада комплекса «Овж»). Так, самолет F-5F (б/н 3-7180), принадлежавший 4-й эскадрилье истребителей-бомбардировщиков, был поврежден в 2000 г в итоге случайного отстрела фонаря кабины. При всем этом фонарь повредил киль и стабилизатор. Самолет был сдан на хранение, где его использовали в качестве источника запасных частей (за три года на нем не осталось ни одной детали, которую можно было снять). В 2005 г самолет был передан комплексу «Овж», где его отчасти вернули, устранив повреждения планера. Но из-за отсутствия ряда принципиальных девайсов (к примеру, катапультируемых кресел), самолет пришлось бросить на хранении. С началом работ по проекту «Saeqeh II» спецы компании IAMI два года занимались модернизацей планера самолета: были изменены сотки метров проводки, сделан ряд недостающих деталей, включая электронику, и, в конце концов, установлено двухкилевое оперение. Кроме оставшегося от начального самолета F-5F оборудования, была смонтирована новенькая навигационная система, установлены иле, также катапультируемые кресла русского производства К-36ЛТ. Также была установлена закрытая система связи. После долголетних задержек, связанных с трудностями производства девайсов деталей, и из-за интернациональных санкций, в декабре 2014 г. УБС «Saeqeh II» приступил к летным испытаниям. 5 февраля 2015 г самолет перегнали в аэровокзал «Мехрабад» для церемонии передачи. Окрашенный в «азиатский» камуфляж УБС «Saeqeh II» был представлен публике четыре денька спустя. На сегодня в Иране имеются еще 13 УБС F-5F Но навряд ли они будут доводиться до уровня «Saeqeh II». Опыт эксплуатации двухкилевых «тайгеров» показал, что переделка самолетов этого семейства в вариант «Saeqeh» не привела к существенному улучшению летных черт, а две программки модернизации бортового оборудования (личная и совместная с КНР) завершились фактически без результата, В связи с этим ВВС Ирана решили остановить на этом модернизацию истребителей F-5E.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!