ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 (Франция)

Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 (Франция)

03 сентябрь 2025, Среда
1
0
Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 предназначен для перехвата воздушных целей, выполнения ударных операций и ведения разведки. В конце 1955 г. компания Dassault-Breguet решила выстроить макет истребителя новейшей конструкции с треугольным крылом и поболее широким фюзеляжем, в каком помещался один турбореактивный движок SNECMA «Атар» 101G1. Получившийся в итоге самолет - Mirage III-001 сделал собственный 1-ый полет 18 ноября 1956 г., а через два месяца достигнул полетной скорости 1,52 М. Регулируемые воздухопоглотители с ручным управлением и турбореактивный движок «Атар» 101G2 тягой 4490 кг дозволили повысить наивысшую скорость до 1,65 М. Позже при использовании вспомогательного ракетного мотора SEPR скорость была увеличена до 1,8 М.

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет низкорасположенное треугольное в плане крыло с углом стреловидности 60° по фронтальной кромке. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен по правилу площадей. В носовой части самолета расположена РЛС с обтекателем антенны. Киль стреловидный. Руль направления приводится в действие при помощи силового гидроцилиндра. Кабина летчика оборудована катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч.

ВВС Франции заказали 10 улучшенных предпроизводственных самолетов Mirage IIIA. Эти машины имели турбореактивный движок «Атар» 9В с тягой на форсаже 6000 кг и измененное крыло. Mirage IIIA, совершивший собственный 1-ый полет 12 мая 1958 г., при использовании доп ракетного мотора показал наивысшую скорость в 2,2 М.

Возникновение Mirage IIIA привело к производству двухместного тренировочного самолета Mirage IIIB. имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Mirage IIIC. Последний был оборудован РЛС «Сирано» AI, а главное вооружение, состоявшее из 2-ух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса «воздух—воздух» Матра R.530 и «Сайдуиндер».

Последующим вариантом стал истребитель-бомбардировщик большой дальности Mirage IIIE (1-ый полет в 1961 г.) с турбореактивным движком «Атар» 9С, установленным в мало более длинноватом фюзеляже. Он был оборудован РЛС «Сирано» II, которая вместе с доплеровской РЛС и радионавигационной системой TACAN предоставляла возможность полетов на малой высоте в всех погодных критериях и проведения атак по устройствам, но не могла выслеживать поверхность земли.

Разведывательный вариант Mirage IIIR обустроен фотокамерами и ИК-датчиками «Супер Циклоп», позволяющими воспроизводить термическое изображение местности с высот 100—2000 м. Mirage IIIRD обустроен панорамными фотокамерами, РЛС бокового обзора и ИК сенсорами «Супер Циклоп».

На базе Mirage IIIE был спроектирован наименее непростой истребитель Mirage 5 для атак наземных целей в обычных метеоусловиях и светлое время суток. Он предназначался в главном для экспорта в Израиль. 1-ый эталон этой модели сделал полет 19 мая 1967 г. На нем установлено облегченное электрическое оборудование, он имел больший объем горючего и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могпо устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позже самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Mirage 5F.

Многоцелевой истребитель Mirage 50, опытнейший эталон которого сделал собственный 1-ый полет 15 апреля 1979 г., имел турбореактивный движок SNECMA «Атар» 9К-50 и мог нести полный набор вооружения, оборудования и снаряжения, разработанных для самолетов серии Mirage III/5. Этот вариант имел более совершенную РЛС и систему индикации инфы на лобовом стекле. По сопоставлению с самолетом Mirage 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачки ПВО время набора высоты на 35% меньше (либо достижение на 45% большей высоты за данное время), время преследования цели на 50% больше.

Разработаны также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались приблизительно в 20 забугорных странах. К моменту окончания в 1989 г. серийного производства всего было выпущено 1422 самолета Mirage III/5 и III/50 (в том числе в Австралии и Швейцарии по лицензии), практически 950 из которых пошли на экспорт. Юзеры этих самолетов учавствовали в программках по их модернизации, и, как итог, некие экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет. Коммерческий фуррор Mirage разъясняется тем. что этот истребитель явился одним из самых дешевеньких в классе самолетов со скоростью, соответственной М=2.

Разработанные последующие варианты.

Mirage IIID — двухместный учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет.

Mirage IIIEX — измененный самолет Mirage IIIE с носовой частью, как у модели F.1, и подфюзеляжными ребрами-килями, как у самолета Mirage 5D; с топливоприемником для дозаправки в воздухе, размещенным с левого борта перед кабиной пилота и закрепленными фронтальными доп рулями. Обтекатель доплеровской РЛС под носовой частью самолета убран.

Mirage IIIO — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Австралии.

Mirage IIIR — самолет-разведчик с пятью фотокамерами либо инфракрасным оборудованием.

Mirage IIIS — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Швейцарии.

Mirage IIIX — имел доп фронтальные рули, электропроводную систему управления, движок «Атар» 9К-50 и улучшенное электрическое оборудование.

Mirage 5D — двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Mirage 5.

Mirage 5R — разведывательный вариант самолета Mirage 5.

Стандартное вооружение самолетов Mirage IIIE и С: две пушки DEFA 552А (калибр 30 мм, по 125 снарядов), две УР AIM-9 «Сайдуиндер» (на подкрыльевых узлах подвески) и одна УР средней дальности Матра R.511. Под крылом вероятна подвеска 18 НАР калибра 68 мм в 2-ух блоках JL 100R.

В процессе модернизации состав орудия самолетов Mirage III/5/50 был расширен. Стала вероятна установка одной УР класса «воздух-воздух» Матра R.530, 2-ух УР Матра «Мажик» либо «Шафрир» (израильского производства), при решении ударных задач — одной УР класса «воздух-поверхность» AS.30 (под фюзеляжем). На подфюзеляжном узле 30 специально оборудованных самолетов Mirage IIIE вероятна подвеска тактической ядерной бомбы AN.52. Заместо пушек может устанавливаться доп топливный бак.

Самолет получил широкую популярность в процессе «шестидневной воины» меж Израилем и коалицией арабских стран (Египтом, Сирией, Иорданией и Ираком) в июне 1967 г. В воздушных боях, по израильским данным, самолетами Mirage IIICJ было сбито около 50 арабских самолетов.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в воздушных боях над районом Суэцкого канала «первую скрипку» с израильской стороны продолжали играть «Миражи». Им противостояли египетские воздушные суда МиГ-17Ф, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ, также русские истребители МиГ-21МФ, обеспечивавшие ПВО Египта. В процессе столкновений меж самолетами Mirage III и МиГ-21 при равном уровне подготовки летчиков ни одна из сторон не имела очевидного высококачественного приемущества.

Маневренные свойства Mirage IIICJ оказались несколько ниже, чем у МиГ-21МФ, срыв начинался на наименьших, чем у противника, углах атаки, возможность делать энергичные развороты лимитировалась ограничениями по перегрузке (5,5 при массе более 9500 кг и 6,7 при наименьшей массе). При перегрузке 8,0 у Mirage появлялись необратимые деформации конструкции, тогда как МиГ-21 мог свободно маневрировать с этой перегрузкой.

Но система вооружения самолета Mirage IМО оказалась более действенной, чем на МиГ-21, не считая того, у Mirage был наилучший обзор, чем у МиГ-21 поздних модификаций. Это несколько уравнивало шансы противоборствующих истребителей.

В Анголе истребители Mirage III ВВС ЮАР участвовали в воздушных боях с истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ, пилотируемыми кубинскими и ангольскими летчиками. Воздушные суда МиГ-23МФ с УР Р-60 оказались более действенными в воздушном бою, что привело к потерям нескольких самолетов Mirage III.

Обширно применялись «Миражи» в вооруженном конфликте меж Англией и Аргентиной (1982 г.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Mirage 5 Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 2350 наибольшая на высоте до 3 км 1390 крейсерская 956 Практический потолок, м 17000 Дальность, км: перегоночная 2300 действия 600 Масса, кг: наибольшая взлетная 13500 пустого самолета 6460 Наибольшая боевая нагрузка, кг 4000 Габариты самолета, м: размах крыла 8,22 длина 15,0 высота 4,5 Движок: ТРДФ SNECMA «Atar» 9С, кгс 4300/6200

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!