Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 (Франция)

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет низкорасположенное треугольное в плане крыло с углом стреловидности 60° по фронтальной кромке. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен по правилу площадей. В носовой части самолета расположена РЛС с обтекателем антенны. Киль стреловидный. Руль направления приводится в действие при помощи силового гидроцилиндра. Кабина летчика оборудована катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч.
ВВС Франции заказали 10 улучшенных предпроизводственных самолетов Mirage IIIA. Эти машины имели турбореактивный движок «Атар» 9В с тягой на форсаже 6000 кг и измененное крыло. Mirage IIIA, совершивший собственный 1-ый полет 12 мая 1958 г., при использовании доп ракетного мотора показал наивысшую скорость в 2,2 М.
Возникновение Mirage IIIA привело к производству двухместного тренировочного самолета Mirage IIIB. имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Mirage IIIC. Последний был оборудован РЛС «Сирано» AI, а главное вооружение, состоявшее из 2-ух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса «воздух—воздух» Матра R.530 и «Сайдуиндер».
Последующим вариантом стал истребитель-бомбардировщик большой дальности Mirage IIIE (1-ый полет в 1961 г.) с турбореактивным движком «Атар» 9С, установленным в мало более длинноватом фюзеляже. Он был оборудован РЛС «Сирано» II, которая вместе с доплеровской РЛС и радионавигационной системой TACAN предоставляла возможность полетов на малой высоте в всех погодных критериях и проведения атак по устройствам, но не могла выслеживать поверхность земли.
Разведывательный вариант Mirage IIIR обустроен фотокамерами и ИК-датчиками «Супер Циклоп», позволяющими воспроизводить термическое изображение местности с высот 100—2000 м. Mirage IIIRD обустроен панорамными фотокамерами, РЛС бокового обзора и ИК сенсорами «Супер Циклоп».
На базе Mirage IIIE был спроектирован наименее непростой истребитель Mirage 5 для атак наземных целей в обычных метеоусловиях и светлое время суток. Он предназначался в главном для экспорта в Израиль. 1-ый эталон этой модели сделал полет 19 мая 1967 г. На нем установлено облегченное электрическое оборудование, он имел больший объем горючего и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могпо устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позже самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Mirage 5F.
Многоцелевой истребитель Mirage 50, опытнейший эталон которого сделал собственный 1-ый полет 15 апреля 1979 г., имел турбореактивный движок SNECMA «Атар» 9К-50 и мог нести полный набор вооружения, оборудования и снаряжения, разработанных для самолетов серии Mirage III/5. Этот вариант имел более совершенную РЛС и систему индикации инфы на лобовом стекле. По сопоставлению с самолетом Mirage 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачки ПВО время набора высоты на 35% меньше (либо достижение на 45% большей высоты за данное время), время преследования цели на 50% больше.
Разработаны также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались приблизительно в 20 забугорных странах. К моменту окончания в 1989 г. серийного производства всего было выпущено 1422 самолета Mirage III/5 и III/50 (в том числе в Австралии и Швейцарии по лицензии), практически 950 из которых пошли на экспорт. Юзеры этих самолетов учавствовали в программках по их модернизации, и, как итог, некие экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет. Коммерческий фуррор Mirage разъясняется тем. что этот истребитель явился одним из самых дешевеньких в классе самолетов со скоростью, соответственной М=2.
Разработанные последующие варианты.
Mirage IIID — двухместный учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет.
Mirage IIIEX — измененный самолет Mirage IIIE с носовой частью, как у модели F.1, и подфюзеляжными ребрами-килями, как у самолета Mirage 5D; с топливоприемником для дозаправки в воздухе, размещенным с левого борта перед кабиной пилота и закрепленными фронтальными доп рулями. Обтекатель доплеровской РЛС под носовой частью самолета убран.
Mirage IIIO — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Австралии.
Mirage IIIR — самолет-разведчик с пятью фотокамерами либо инфракрасным оборудованием.
Mirage IIIS — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Швейцарии.
Mirage IIIX — имел доп фронтальные рули, электропроводную систему управления, движок «Атар» 9К-50 и улучшенное электрическое оборудование.
Mirage 5D — двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Mirage 5.
Mirage 5R — разведывательный вариант самолета Mirage 5.
Стандартное вооружение самолетов Mirage IIIE и С: две пушки DEFA 552А (калибр 30 мм, по 125 снарядов), две УР AIM-9 «Сайдуиндер» (на подкрыльевых узлах подвески) и одна УР средней дальности Матра R.511. Под крылом вероятна подвеска 18 НАР калибра 68 мм в 2-ух блоках JL 100R.
В процессе модернизации состав орудия самолетов Mirage III/5/50 был расширен. Стала вероятна установка одной УР класса «воздух-воздух» Матра R.530, 2-ух УР Матра «Мажик» либо «Шафрир» (израильского производства), при решении ударных задач — одной УР класса «воздух-поверхность» AS.30 (под фюзеляжем). На подфюзеляжном узле 30 специально оборудованных самолетов Mirage IIIE вероятна подвеска тактической ядерной бомбы AN.52. Заместо пушек может устанавливаться доп топливный бак.
Самолет получил широкую популярность в процессе «шестидневной воины» меж Израилем и коалицией арабских стран (Египтом, Сирией, Иорданией и Ираком) в июне 1967 г. В воздушных боях, по израильским данным, самолетами Mirage IIICJ было сбито около 50 арабских самолетов.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в воздушных боях над районом Суэцкого канала «первую скрипку» с израильской стороны продолжали играть «Миражи». Им противостояли египетские воздушные суда МиГ-17Ф, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ, также русские истребители МиГ-21МФ, обеспечивавшие ПВО Египта. В процессе столкновений меж самолетами Mirage III и МиГ-21 при равном уровне подготовки летчиков ни одна из сторон не имела очевидного высококачественного приемущества.
Маневренные свойства Mirage IIICJ оказались несколько ниже, чем у МиГ-21МФ, срыв начинался на наименьших, чем у противника, углах атаки, возможность делать энергичные развороты лимитировалась ограничениями по перегрузке (5,5 при массе более 9500 кг и 6,7 при наименьшей массе). При перегрузке 8,0 у Mirage появлялись необратимые деформации конструкции, тогда как МиГ-21 мог свободно маневрировать с этой перегрузкой.
Но система вооружения самолета Mirage IМО оказалась более действенной, чем на МиГ-21, не считая того, у Mirage был наилучший обзор, чем у МиГ-21 поздних модификаций. Это несколько уравнивало шансы противоборствующих истребителей.
В Анголе истребители Mirage III ВВС ЮАР участвовали в воздушных боях с истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ, пилотируемыми кубинскими и ангольскими летчиками. Воздушные суда МиГ-23МФ с УР Р-60 оказались более действенными в воздушном бою, что привело к потерям нескольких самолетов Mirage III.
Обширно применялись «Миражи» в вооруженном конфликте меж Англией и Аргентиной (1982 г.).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Mirage 5 Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 2350 наибольшая на высоте до 3 км 1390 крейсерская 956 Практический потолок, м 17000 Дальность, км: перегоночная 2300 действия 600 Масса, кг: наибольшая взлетная 13500 пустого самолета 6460 Наибольшая боевая нагрузка, кг 4000 Габариты самолета, м: размах крыла 8,22 длина 15,0 высота 4,5 Движок: ТРДФ SNECMA «Atar» 9С, кгс 4300/6200
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.