ArtGuns » Военная авиация » Транспортно-десантный вертолет SA.330 Puma (Франция)

Транспортно-десантный вертолет SA.330 Puma (Франция)

15 август 2025, Пятница
1
0

Транспортно-десантный вертолёт SA.330 Puma предназначен для посадки десанта во фронтовой глубине и эвакуации покалеченых. Сначала 1960-х гг. компания «Сюд-Авиасьон» начала проектирование и разработку вертолета с 2-мя газотурбинными движками, который бы отвечал требованиям не только лишь французской армии как всепогодный тактический и транспортный вертолет, да и подошел бы для использования другими вооруженными силами. 1-ый из 2-ух опытнейших образцов сделал собственный 1-ый полет 15 апреля 1965 г. С апреля 1968 г. к совместному производству этих аппаратов подключилась компания «Уэстленд Геликоптере» (Англия). Состоит на вооружении с 1969 г. Вертолет серийно выполнялся до 1982 г., всего было выпущено около 700 единиц всех модификаций.

Фюзеляж SA.330 Puma, как был назван этот аппарат, имел цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок. Силовая установка размещена на наружной поверхности фюзеляжа впереди привода несущего винта. Мощность на вал последнего передавалась от 2-ух турбовальных движков через коробку с 2-мя независящими цилиндрическими шестернями. В случае отказа 1-го мотора, оставшийся продолжал крутить несущий винт. При отказе обоих движков несущий винт, вращавшийся в режиме авторотации, через коробку отбора мощи продолжал приводить в движение вал управляющего винта, генератор переменного тока, двойные гидронасосы и кондюк.

Несущий винт вертолета четырехлопастный, шарнирного типа. Сначала его лопасти изготовлялись из легкого сплава, но с 1976 г. они стали представлять собой сложную конструкцию из стекловолокна, углеродного волокна и сотового заполнителя с противоабразивной фронтальной кромкой из нержавейки. Хвостовая опора, имевшая управляющий винт с пятью шарнирно подвешенными лопастями на правом борту и горизонтальный стабилизатор на левом, являлась продолжением хвостовой части монококового фюзеляжа. Посадочное устройство — трехопорное, полуубирающегося типа, со спаренными колесами на каждой опоре. Вертолет вооружен пушкой калибра 20 мм и пулеметом калибра 7,62 мм. Может перевозить 16 стопроцентно экипированных боец либо 2,5 т груза.

1-ые вертолеты SA.330B Puma французской армии и воздушных сил и SA.330E Puma Царских военно-воздушных сил были снабжены ТВД Турмо III С4 со взлетной мощью на валу 990 кВт/1328 л.с.

Военные экспортные модели SA.330C/H, в первый раз поднявшиеся в воздух в сентябре 1968 г., имели сначало движки Турмо IVB мощью на валу 1044 кВт/1400 л.с., но с конца 1973 г. модель SA.330H стала оснащаться движками Турмо IVC мощью 1174 кВт/1575 л.с., снабженными системой противообледенения воздухопоглотителя.

1-ые штатские вертолеты SA.330F/G имели движки Турмо IVA мощью 1070 кВт/1435 л.с. 1-ый полет таковой аппарат сделал 26 сентября 1969 г., а с конца 1970 г. его запустили в создание. С конца 1973 г., подобно SA.330H. вертолет SA.330G комплектовался движками Турмо IVC. Силовая установка Турмо IVC была также установлена на штатском вертолете SA.330J и военном SA.330L, которые были представлены в 1976 г.

Сборка вертолета SA.330J имела несколько вариантов. Не считая 2-ух членов экипажа, в кабине могли располагаться 8, 9, 12 либо 20 человек. Оборудованный тепловыми системами антиобледенения и метеорадиолокатором, SA.330J с момента получения сертификата 25 апреля 1978 г. может пилотироваться в всех погодных критериях.

С 1972 г. началась разработка нового варианта многоцелевого вертолета под обозначением AS.332 Super Puma. 1-ый полет состоялся в 1978 г., поставки начались в 1980 г.

Конструкция фюзеляжа подобна конструкции вертолета SA.330 Puma, кроме хвостовой части, которая с целью улучшения аэродинамики имеет профилированную хвостовую опору, плавненько переходящую в концевую, выполненную в виде киля. Имеется доп подфюзеляжный киль и стабилизатор увеличенной площади с профилем большой кривизны, что обеспечивает высочайшие характеристики путной и продольной стойкости и упрощает балансировку вертолета на всех режимах полета. Несущий винт имеет втулку типа «старфлекс» с обтекателем, уменьшающим лобовое сопротивление, и лопасти из композиционных материалов.

Убирающееся трехстоечное шасси рассчитано на удар с вертикальной скоростью 3 м/с. На основных стойках вероятна установка доп лыжного шасси. К 1985 г. выпущено около 400 вертолетов всех модификаций.

Вооружение: пушка калибра 20 мм либо пулеметы калибра 7,62 мм, по бортам фюзеляжа предусмотрена подвеска пусковых установок авиационных ракет. В грузовой кабине можно перевозить около 20 вооруженных военнослужащих.

Вертолет AS.332 Super Puma выпускается в вариантах AS.332В (рассчитанный на транспортировку 20 десантников либо 3 т груза) и AS.332М (с удлиненным фюзеляжем).

Также разработан вертолет AS.332 Mk.2 Super Puma, 1-ый полет которого состоялся в феврале 1987 г. Он обладает усовершенствованными летно-техническими чертами, большей надежностью и улучшенным электрическим оборудованием. На нем установлен цифровой автопилот с дублированными каналами управления, индикаторы на ЭЛТ, использована новенькая схема проводки, новый несущий винт поперечником 16,2 м (заместо 15,6 м). При сохранении предыдущей скорости вращения несущего винта стала больше его подъемная сила, что позволило прирастить наивысшую взлетную массу вертолета с 9 до 9,5 т и массу полезной нагрузки на 500 кг. На вертолете Мк.2 с новым несущим винтом возросла скорость полета и уменьшился расход горючего на крейсерском режиме. Силовая установка осталась предыдущей.

Вертолет AS.332 Super Puma употребляется во Французском корпусе резвого реагирования, также в качестве летающей платформы для установки разведывательной РЛС «Орхидея».

Вертолеты SA.330 стоят на вооружении 46 государств. Всего до 1982 года было выстроено около 700 вертолетов разных модификаций.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 2-3 Скорость, км/ч: максимальная 258 крейсерская 250 Динамический потолок, м 4800 Дальность, км: перегоночная 1400 действия 550 Масса, кг: наибольшая взлетная 7400 пустого вертолета 3766 Наибольшая нужная нагрузка, кг 2500 Число перевозимых людей, чел.: десантников 16—20 раненых 6 Габариты вертолета, м: поперечник несущего винта 15 длина 14,06 высота 4,18 Движок, л.с.: ТВД Turbomeca Turmo IVC 2 по 1575

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!