ArtGuns » Военная авиация » Военно-транспортный вертолёт CH-53 Sea Stallion (США)

Военно-транспортный вертолёт CH-53 Sea Stallion (США)

27 сентябрь 2025, Суббота
18
0
Военно-транспортный вертолёт Sikorsky S-65 (CH-53) Sea Stallion предназначен для переброски грузов военного предназначения. Тяжкий транспортный штурмовой вертолет S-65 в первый раз поднялся в воздух 14 октября 1964 г. под обозначением CH-53 Sea Stallion. Он имел водонепроницаемый корпус и был обустроен 2-мя движками Дженерал Электрик T64-GE-6 мощью на валу 2125 кВт/2850 л.с. Вертолет получил задний грузовой лючок, грузом могла быть гаубица калибра 105 мм либо 38 экипированных военнослужащих. В предстоящем были разработаны последующие варианты.

YCH-53A — опытнейший эталон CH-53A Sea Stallion. 1-ый полет совершен 14 октября 1964 г.

CH-53A Sea Stallion — 1-ый серийный вариант. Поставки начались в сентябре 1965 г. После модификации движков для долговременной работы на наибольшей мощи, усовершенствования фильтров воздухопоглотителя мотора, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и роста грузоподъемности наружных подвесок вышло ускоренное развертывание CH-53A Sea Stallion в Юго-Восточной Азии

Начиная с 34-го вертолета, у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин. В варианте RH-53A выстроено 139 вертолетов. На 15 из них, предназначенных специально для противоминных операций, стояли ТВД T64-GE-413, на задней аппарели находилась прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.

TH-53A — вертолеты CH-53A Sea Stallion, которые использовались ВВС с 1989 г. для подготовки экипажей MH-53.

HH-53B — восемь вертолетов, схожих на CH-53A Sea Stallion, поставленных Авиационно-космической службе спасения и неопасного возвращения ВВС США. На этих аппаратах заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески наружных топливных баков. Вертолеты вооружены 3-мя вращающимися пулеметами GAU-2A/B калибра 7,62 мм и обустроены движками T64-GE-3, позднее замененными на T64-GE-7. Последние четыре вертолета HH-53B были изменены в эталон машин MH-53J в конце 80-х годов.

HH-53C — усовершенствованный вариант вертолета НН-53В. Из них 44 были построены для Авиационно-космической службы спасения и неопасного возвращения ВВС США. Вертолет не имел расчалочных стоек перед наружными пилонами и обладал доп броней для экипажа, улучшенными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с самолетами-заправщиками HC-130. В 1972 г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и угнетения систем инфракрасного обнаружения.

CH-53C — обустроен «жабрами» и наружными топливными баками, как машины HH-53C; вертолет почти во всем был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга.

S-65C-2 (S-650) — экспортный вариант вертолета СН-53С.

S-65C-3 — 2-ой и последний экспортный вариант вертолета CH-53, поставлявшийся в Израиль с 1969 г. Соответствует варианту HH-53C.

CH-53D — усовершенствованный вариант вертолета СН-53А с новейшей коробкой, обеспечивающей наилучшие лет ные данные в критериях больших температур и огромных высот. Поднялся в воздух 27 января 1969 г., выстроено 124 машины.

RH-53D — в первый раз полетел 27 октября 1972 г. 30 вертолетов, нареченные «Си Стэллион» были специально разработаны для противоминных операций. Обустроены силовой установкой из 2-ух движков T64-GE-415. Вертолет RH-53D отличается от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, массивным крюком для перевозки наружного груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен 2-мя пулеметами калибра 12,7 мм.

VH-53D — два вертолета CH-53D, поставленных в Морской корпус США для особо принципиальных персон.

CH-53G — вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии.

YHH-53H — 1-ый вертолет был обустроен оборудованием «Pave Low I» (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), также телевизионной системой обзора при малой освещенности. Позднее аппараты были изменены к эталону «Pave Low II» с наружными «жабрами» и топливными баками.

HH-53H - восемь вертолетов HH-53C и аппарат YHH-53H, измененные к эталону «Pave Low III». Комплектовались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, ИНС, компьютерным экраном, воспроизводящим карту передвижения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.

MH-53H — модификация вертолета HH-53H. Все машины эталона «Pave Low III» изменены в эталон MH-53J.

MH-53J — модификация 31 вертолета HH-53B, CH-53C, HH-53C и MH-53H для сотворения эталона «Pave Low III Enhanced». Этот вариант имел шину цифровых данных, усовершенствованную коробку, движки T64-GE-415 и 453 кг титановой брони; наибольший взлетный вес возрос с 19050 до 22680 кг.

CH-53E (S-80) «Супер Стэллион» — трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра). Разработка его велась с 1971 г. на базе вертолета CH-53A. 1-ый полет предсерийной машины состоялся 8 декабря 1975 г., массовое создание началось в 1980 г.

Вертолет одновинтовой схемы, с управляющим винтом, 3-мя ГТД и трехопорным шасси (убирающееся, с носовой опорой). Фюзеляж водонепроницаемый, типа полумонокок, выполнен с применением легких сплавов, стали и титана. Отдельные секции кабины экипажа сделаны из композиционных материалов на базе стеклоэпоксидного пластика. Обтекатели втулки несущего винта, редуктора и капота мотора выполнены из кевлара. Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями. В грузовой кабине могут поместиться до 55 десантников либо до 13 т грузов на 7 стандартных платформах, которые загружаются через заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом. Для буксировки имеется крюк, рассчитанный на усилие 16330 кг. Горизонтальное оперение установлено с правой стороны пилона управляющего винта и подкреплено подкосом.

Несущий винт семилопастный, с шарнирным креплением лопастей к втулке. Лопасти новейшей конструкции, с усовершенствованным профилем, складывающиеся. Имеется система обнаружения дефектов лопасти, использующая лишнее давление, создаваемое снутри лонжерона. Управляющий винт четырехлопастный, поперечником 6,1 м, с шарнирным креплением лопастей. Плоскость вращения управляющего винта отклонена на лево для получения вертикальной составляющей тяги винта, компенсирующей заднее положение центра масс в связи с установкой третьего мотора.

Сверху фюзеляжа в отдельных гондолах совместно с боковыми воздухопоглотителями расположены два мотора: 3-ий находится за основным редуктором и закрыт обтекателем. Съемные и откидные панели упрощают осмотр движков, что резко уменьшает время подготовки машины к вылету. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 2385 л, расположенных в боковых обтекателях, и 2 насоса — конкретно у движков. С доп баками общая емкость топливных баков, находящихся снутри фюзеляжа, добивается 12110 л. Впереди имеется выдвижная телескопическая штанга топливо-приемника для заправки топливом в полете. Не считая того, заправка может выполняться с корабля средством заправочного рукава, когда вертолет находится на режиме висения.

Система управления бустерная. дублированная, включает систему автоматической стабилизации с цифровым вычислительным устройством и четырехканальный автопилот. 5 гидроусилителей расположены в отдельном блоке за сидением летчика.

Вертолет обустроен системой автоматического управления полетом с 2-мя БЦВМ и автопилотом, опускаемым гидролокатором AN/ASQ-14, буксируемым тралом AN/ALQ-166 на подводных крыльях для детонации магнитных мин, буксируемым минным тралом AN/AQS-17 и электрическим тралом AN/ALQ-141.

MH-53E «Си Дрэгон» — вариант, сочетающий корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D. Является модификацией поисково-спасательного вертолета НН-53С. На нем увеличен припас горючего до 12110 л и расположены 2 пулемета калибра 12,7 мм, огромные «жабры» и зеркала для обзора задней полусферы. Имеется грузовой крюк для буксировки, рассчитанный на усилие 13600 кг.

В отличие от базисной машины, он оборудован системой дозаправки топливом в воздухе; РЛС, обеспечивающей полет на малых высотах (около 30 м) в режиме следования рельефу местности и облета препятствий; ИК-станцией фронтального обзора; доплеровской навигационной РЛС и индикатором с передвигающейся картой. Движки вертолета обустроены защитным устройством от попадания сторонних предметов.

Для роста дальности полета на MH-53H могут подвешиваться 2 доп топливных бака емкостью по 2460 л. Все же для обеспечения требуемой дальности полета вертолет должен как минимум один раз дозаправляться топливом в воздухе от самолета-заправщика КС-130 (высота полета при дозаправке 150 м).

Для спецподразделений ВВС с 1989 г. поставляется вертолет MH-53J. переоборудованный из поисково-спасательных машин НН-53В и С. Он обустроен усовершенствованным приборным и радиоэлектронным оборудованием, включающим ИИС, объединенную в комплекс с аппаратурой сателлитной системы НАВСТАР. Нагрузка на экипаж этого вертолета, выполняющего полет на малой высоте (30 м) в сложных метеоусловиях, существенно ниже, чем на экипаж MH-53H.

В перспективе вертолеты серии MH-53J, может быть, будут изменены самолетами с поворотными движками V-22 «Оспри». Они числятся применимыми для решения задач сил особых операций, так как являются летательными аппаратами вертикального либо недлинного взлета и посадки, имеют достаточно большой радиус деяния и могут базироваться на кораблях.

S-80M-1 — вариант миноискателя для ВМС Стране восходящего солнца. Вертолеты серии S-65 равномерно вытеснили вертолеты S-61 из морской пехоты США, хотя и сохранили конструктивную преемственность. А именно, как и у S-61, в них употребляются поплавки и задний грузовой лючок для загрузки на плаву. Но S-65 характеризуется и рядом принципных конфигураций. Лонжероны лопастей несущего винта изготовлены на базе титанового сплава. Лопасти сделаны таким образом, что могут автоматом складываться вдоль фюзеляжа. Для удобства размещения на подъемнике авианосца хвостовая опора с управляющим винтом также складывается. Это значительно упрощает размещение вертолетов в ангарах несущих кораблей.

Набор БРЭО обеспечивает полеты ночкой и в сложных метеоусловиях, также дает возможность совершать посадку на воду.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства CH-53D Экипаж, чел. 3 Скорость, км/ч. максимальная 315 крейсерская 278 Потолок, м: статический 4080 динамический 6220 Дальность, км: перегоночная 1640 действия 483 Масса, кг: наибольшая взлетная 19050 обычная взлетная 16510 пустого вертолета 10650 Наибольшая нужная нагрузка, кг 9070 Число перевозимых людей, чел.: десантников 38 раненых 24 Габариты вертолета, м: поперечник несущего винта 22,02 длина 20,5 высота 7,6 Движок, л.с. ГТД General Electric T-64-GE-412 2 no 3925

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!