
После распада СССР В Рф, Белоруссии и на Украине приступили к модернизация состоящих на вооружении этих государств Су-25. В РФ появился вариант Су-25СМ, в Белоруссии - Су-25БМ, а на Украине - Су-25М1. Общими главными целями модернизации самолетов стали: увеличение точности поражения наземных целей и обеспечение круглосуточности и всепогодности их внедрения. Приступая к модернизации, все страны сохранили силовые установки машин, доказавшие высшую надежность и живучесть.
Значительные конфигурации в русских штурмовиках должны были коснуться оборудования, а именно, планировалось включить в ее состав комплекс «Пантера» с высокопроизводительной БЦВМ, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе РЛС «Копье-25», размещенной в носовой части фюзеляжа, и средств радиоэлектронной борьбы. Но эти планы так и остались на бумаге. Для понижения нагрузки на летчика в кабине установлен один цветной функциональный индикатор. На прицеле АСП-17БЦ-8 поменяли визирную головку С-17ВГ индикатором на лобовом стекле, снаряженном электронно-лучевой трубкой завышенной яркости, что позволяет использовать его фактически при прямой солнечной засветке. Установлена новенькая система управления САУ-25.
Боевые способности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс». Интегрированная система контроля бортового оборудования позволяет существенно понизить трудовые затраты при подготовке самолета к повторному вылету. Благодаря этому время на техобслуживание нового штурмовика сократилось практически на третья часть. Благодаря использованию нынешней инерциально-навигационной системы достигнута точность определения координат около 15 метров со сателлитной корректировкой и 200 метров - без нее. В первый раз на воздушных судах фронтовой авиации применили переменный темп стрельбы из пушечной установки, что позволило существенно прирастить количество атак на цель. Реализованы новые режимы боевого внедрения, расширяющие способности управляемых ракеты «воздух-поверхность». Су-25СМ способен поразить две цели в одной атаке в хоть какое время суток и сложных метеоусловиях.

Как и на Су-25, на Су-25СМ имеется 10 крыльевых и один подфюзеляжный узел подвески. Семь их них созданы для вооружения, а три - для контейнеров с доп оборудованием. Для роста дальности полета на балочные держатели БД3-25СМ-01 могут подвешиваться два либо четыре топливных бака ПТБ-800. В итоге модернизации ВВС получили самолет поколения 4+. Приметно возросла точность внедрения неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24 и С-25, обеспечена возможность использования управляемых ракет Р-73, Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77), Х-29Л, и семейства Х-25. Для начала на 121 АРЗ в вариант Су-25СМ (Т8СМ) модернизировали четыре машины, и 1-ый полет Т8СМ-1, пилотируемой летчиком-испытателем ОКБ И.Е. Соловьевым, состоялся 5 марта 2002 года. В 2005-м завершились совместные муниципальные, а в будущем году и особые летные тесты, позволившие утвердить объем доработок первого шага модернизации самолета в вариант Су-25СМ-1.
Летом 2007-го два Су-25СМ передали в липецкий ЦБП ПЛС, а в августе будущего года освеженные штурмовики завлекли к боевым действиям в Южной Осетии. Позже стало понятно, что зенитным огнем противника была сбита одна из машин, а две получили суровые повреждения. Опыт внедрения Су-25СМ в критериях реальных боевых действий показал низкую продуктивность средств радиоэлектронной борьбы и внедрения его ночкой и в сложных метеорологических критериях. Потому главным направлением предстоящей модернизации штурмовика стало увеличение боевой продуктивности внедрения комплекса по малоразмерным подвижным и недвижным целям в дневное и ночное время за счет введения контейнера оптико-электронной прицельной станции (ОЭПС) и новых типов авиационных средств поражения радиоэлектронной борьбы.
В 2011-м снова доработали самолет в вариант Т8СМ-2 (Су-25СМ-2), и в том же году объявили о проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту и модернизации 36 машин. Победителем конкурса стал 121-й АРЗ. Всего по первому шагу модернизации штурмовика (Су-25СМ-1) доработали 43 самолета, включая четыре опытнейших. К концу 2013 года планировалось видоизменять 78 машин. Не считая этого, намечалось усовершенствовать около 50 самолетов в вариант Су-25СМ-3. В мае 2013 года прошло сообщение о окончании шага особых летных испытаний Су-25СМ, в процессе которых подтвердилась высочайшая продуктивность новых средств связи и комплекса радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Комплекс, а именно, обустроен нынешней цифровой станцией активных помех Л-370-3С и может не только лишь оценивать излучение радаров противника, да и «подавлять» сигналы в более широком спектре частот.
В Белоруссии, в отличие от русского варианта модернизации, на Су-25БМ установили три функциональных цветных индикатора, из них два размером на искосок 264 мм и один запасный устройство ИРП-5, отображающий пространственное положение самолета, также вертикальную и горизонтальную скорость и высоту. Прицел АСП-17БЦ доработали в вариант АСП-17БЦ-8М2 с подменой визирной головки С-17ВГ индикатором на лобовом стекле ИЛС-25, установили лазерную навигационную систему, также комплекс связи с радиостанцией «Пульсар», обеспечивающий групповое взаимодействие, аппаратуру радиотехнической защиты самолета «Сателлит», навигационный комплекс, работающую по сигналам сателлитных навигационных систем «Глонас» и GPS NAVSTAR и мультимедийный канал информационного обмена MILSTD-1553B. Арсенал машины дополнили ракетами Р-73 класса «воздух-воздух» и неуправляемыми ракетами С-13. Модернизация штурмовика дозволила прирастить высоту прицельного бомбометания с 2000 м до 5000 м, не входя в зону поражения ПВО противника. Вышла дешевая, но достаточно действенная машина.
Технические свойства Су-25СМ
Размах крыла, м 14.52
Длина самолета, м 15.05
Высота самолета, м 4.80
Площадь крыла, м2 33.70
Масса, кг
- пустого самолета 9400
- обычная взлетная 14600
- наибольшая взлетная 19000
Горючее
- внутренние горючее, кг 3000
- ПТБ 2
Тип двигателя 2 ТРД Р-195
Тяга, кН 2 х 44.13
Наибольшая скорость, км/ч
- у земли 975
- на высоте М=0.82
Перегоночная дальность, км 1950
Боевой радиус деяния, км
- на высоте 650
- у земли 320
Практический потолок, м 10000
Макс. высота боевого применения 5000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
Боевая нагрузка - 4340 кг на 10 узлах подвески, обычная нагрузка - 1340 кг
Бомбовая нагрузка :
До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) либо 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
УР: воздух-воздух Р-60 ближней дальности и УР Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77) и Р-73 средней дальности.
воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.
Источник: dogswar.ru