
Противолодочный самолет S-3 Viking предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника на значимом удалении от береговой черты. Противолодочный самолет последнего поколения S-3A Viking, позже нареченный «Викинг», компания Lockheed сделала в сотрудничестве с компанией «Вот Аэронаутикс», разработавшей и построившей крылья, хвостовое оперение, шасси и гондолы движков, и с компанией «Юнивак Федерал Системз», спроектировавшей нынешний цифровой ПК для обеспечения скоростной обработки данных. Компания Lockheed разработала и выстроила фюзеляж, установила систему электрического авиационного оборудования и выполнила оканчивающую сборку и подключение систем. S-3A поменял устаревшие воздушные суда аналогичного предназначения S-2 «Треккер».
Самолет S-3A Viking имел достаточно классическую схему и предназначался для эксплуатации с авианосцев. Он представлял собой высокоплан с гидравлически складывающимся крылом, убирающимся трехопорным шасси и герметической кабиной с кондиционированием воздуха, рассчитанной на экипаж из 4 человек. 1-ый опытнейший экземпляр поднялся в воздух 21 января 1972 г., а 20 февраля 1974 г. этот самолет был введен в состав ВМС. С того времени было выстроено и поставлено 187 машин.
Самолет выполнен по обычной аэродинамической схеме с трапецевидным высокорасположенным крылом со стреловидностью по фронтальной кромке 15°, что обеспечивает ему огромную подъемную силу и отличные свойства планирования. Для экономии места на авианосце крыло и киль самолет складываются. В хвостовой части фюзеляжа расположен посадочный гак. Силовая установка состоит из установленных на пилонах под крылом 2-ух двухконтурных турбореактивных движков TF34-GE-400 тягой по 4200 кгс. В состав экипажа входят два летчика и два оператора бортового оборудования и вооружения. Главными средствами обнаружения подводных лодок являются радиогидроакустические буи и выдвижной магнитометр.
Емкость внутренних топливных баков 7190 л. Для роста дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два навесных сбрасываемых топливных бака по 1140 л.
На нем установлено последующее оборудование: вычислитель акустических сигналов IBM AN/UYS-1, который существенно наращивает способности при обработке сигналов; улучшенный вычислитель воздушных данных AYK.-IO, объединенный с системой управления УР «Гарпун»; РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой, которая вдвое наращивает возможность обнаружения перископов подводных лодок и позволяет производить систематизацию кораблей на большой дальности вовне зоны деяния ПВО противника; улучшенный приемник AN/ARK-78; система регистрации сигналов РГБ. совместимая с новым приемником сигналов и позво ляющая производить автоматическое сканирование радиочастотных каналов приема сигналов от буев; аналоговый самописец сигналов AQH-4(V)2; оборудование радиоэлектронной разведки, способное обнаруживать электрическое излучение от огромного числа источников и позволяющее с большой вероятностью определять и систематизировать источник электрического излучения на фоне помех; стандартная система РЭБ ALE-39 для разбрасывания ИК-ловушек, дипольных отражателей и постановки активных помех.
Вооружение самолета располагается в бомбоотсеке (четыре мины Mk36 либо Mk53; четыре торпеды Mk46 либо четыре бомбы Mk82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Mk57; четыре глубинные бомбы Mk54) и на 2-ух подкрыльевых узлах подвески (мины Mk52, 55 либо 56, бомбовые кассеты Mk20-2, НАР калибра 70 либо 127 мм). Оснащение самолетов S-3A Viking УР «Гарпун» класса «воздух-поверхность» дает возможность проводить атаку подводных лодок и кораблей без захода в зону деяния ПВО противника.
С целью увеличения боевых способностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году договор с компанией «Локхид» по их модернизации методом оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. На модернизированные воздушные суда, получившие обозначение S-3B, устанавливается усовершенствованный микропроцессор обработки сигналов РЛС AN/APS-137(V)1, ЭВМ AN/AYK-10, приемник сателлитной навигационной системы. Вооружение дополнено противокорабельными ракетами AGM-84 Harpoon.
1-ый набор нового электрического оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего для модернизации будет нужно около 160 таких комплектов. В дальнейшем планировалась замена S-3B «Викинг» новым самолетом - SV-22A «Оспрей» с поворотными движками.
Вариант палубного транспортного самолета US-3A был предназначен для доставки на авианосцы грузов, почты и персонала. Все противолодочное вооружение (ASW) при всем этом демонтировалось.
Вариант самолета-заправщика «Викинг» под обозначением KS-3A проходил тесты в 1980 г., но его отыскали неудовлетворительным.
Другое техническое задание привело к преобразованию других самолетов «Викинг» в варианты ES-3A для электрической и радиоэлектронной разведки взамен устаревших самолетов EA-3B «Скайуорриор». 1-ый улучшенный прошедший аэродинамические тесты экземпляр поднялся в воздух в 1990 г. Всего было вполне переоборудовано 9 самолетов.
В 1981 г. компания «Локхид» начала делать программку усовершенствования системы вооружения самолета S-3A Viking, включая возможность оснащения его противолодочными ракетами «Гарпун» ASM. Сделанный в итоге самолет был должен получить новое обозначение S-3B Viking. К апрелю 1986 г. были изменены 22 самолета, а потом поступил заказ еще на 24 машины.
Всего до 1978 года было выстроено 186 самолетов различных модицикаций.
Размах крыла, м 20.93
Длина самолета,м 16.26
Высота самолета,м 6.93
Площадь крыла,м2 55.56
Масса, кг
пустого самолета 12088
обычная взлетная 19278
наибольшая взлетная 23798
Горючее
внутреннее, кг 5753
ПТБ, л 2 х 1135.6
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric TF34-GE-2
Тяга, кН 2 x 41.25
Наибольшая скорость, км/ч 834
Крейсерская скорость, км/ч 649
Практическая дальность, км 5558
Боевой радиус деяния, км 1751
Длительность полета, ч.мин 7.30
Практический потолок, м 10670
Экипаж, чел 4
Вооружение: Боевая нагрузка - 2270 кг в отсеке орудия и 2-ух узлах подвески
В отсеке орудия:
1x 10/20 кт ядерная бомба В57, либо 4x 454-кг бомбы либо мины Mk.36/52/53, либо 4 глубинные бомбы Mk.54, либо 2x 907-кг мины Mk.55/56, либо 4 торпеды Mk.46,
до 60 гидроакустических буев,
На узлах подвески:
4x 227-кг бомбы Mk.82, либо 2 глубинные бомбы Mk.54 либо Mk.57, либо 2 мины Mk.36/52/53, либо 2 кластерные бомбы Rockeye Mk.20
Источник: dogswar.ru