ArtGuns » Оружейная экзотика » Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 (Объект 600) (СССР)

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 (Объект 600) (СССР)

06 май 2025, Вторник
2
0
В 1944 году русские конструкторы разработали на базе средних танков Т-34 и Т-44 самоходную артиллерийскую установку СУ-101. В ее закрытой броневой рубке, сваренной из наклонных листов, располагалась пушка Д-10С с боекомплектом из 35 выстрелов, над командирским лючком был установлен зенитный пулемет ДШК. Большой прямоугольный лючок в корме служил для резвой погрузки боеприпасов, через него же в машину попадал экипаж, кроме механика-водителя, Ствол пушки выступал за габариты корпуса всего на 630 мм, что благоприятно сказывалось на маневренности и проходимости самоходки.

Продольно расположенный движок В-44 через главный фрикцион соединялся с коробкой, взятой у Т-34, но направление вращения ее валов изменили из-за того, что ведущие колеса находились впереди. Стандартные средства наружной и внутренней связи дополнили танкофоном — резиновым шлангом с насадками, по которому командир общался с механиком-водителем, сидевшим слева от мотора.

САУ СУ-102, показавшаяся в 1945 году, отличалась от предшественницы 122-мм пушкой Д-25С с боекомплектом в 28 выстрелов . Но ни та, ни другая в серию не пошли из-за недочетов, выявившихся при испытаниях. К их числу относятся плохая сборка боевого отделения, высочайшая температура в отделении управления, вредное воздействие ударной волны на танкистов и механизмы при выстреле.

Сначала 1949 г на основании постановления Совета министров СССР Основное бронетанковое управление выдало конструкторскому бюро завода №9 технической задание на разработку и изготовка опытнейшего эталона 122-мм самоходной пушки на шасси нового серийного среднего танка Т-54, запущенного в создание в 1947 г.

Корпус машины, получившей обозначение Cy-122-54 (Объект 600), сварен из катаных листов стали шириной 100 мм, лобовая часть недвижной рубки и верхняя лобовая плита корпуса выполнены сплошными, борта и корма имеют оптимальные углы наклона. Благодаря поперечному расположению мотора рубка вышла просторной. В ней свободно разместилась пушка Д-49, обслуживаемая 2-мя заряжающими, и боекомплект из 35 выстрелов.

На крыше рубки во вращающейся командирской башенке расположен дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. позволивший уменьшить время подготовки начальных данных для стрельбы, а рядом на турели установлен 14.5-мм пулемет КПВТ, который обслуживал заряжающий, получивший возможность вести огнь не только лишь по воздушным, да и по наземным целям. 2-ой таковой же пулемет (в первый раз на схожей машине) был спарен с пушкой. Само орудие оборудовано телескопическим шарнирным прицелом ТШ2-24 — для ведения огня прямой наводкой на дальностях до 6000 м и механическим С-72-24 с панорамой, — для стрельбы с закрытых позиций на расстояние до 14000 м. Для того, чтоб уменьшить загазованность боевого отделения, конструкторы применили продувку ствола сжатым воздухом, как на германских томных танках, а позже ввели эжекционную систему. В распоряжении механика-водителя имелись три перископических устройства наблюдения.

В качестве силовой установки использован стандартный танковый дизель В-54 мощью 382 кВт. Его поставили поперек корпуса, потому длину моторно-трансмиссионного отделения удалось уменьшить на 650 мм. а боевого — прирастить, и все это при постоянных размерах базисного корпуса. Движок и коробка практически не переделывались, конфигурации задели только вспомогательных систем и агрегатов. Зато совсем другой стала конфигурация внутренних топливных баков, а заместо 3-х внешних применили два. Воздухоочиститель модернизировали, в систему воздушного пуска мотора включили компрессор с приводом от коробки.

У первых образцов самоходок в состав коробки входили гитара, главный фрикцион, 5-скоростная коробка, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовыми редукторами. В следующих сериях машины получили 2-ступенчатый планетарный механизм поворота; также уширенные гусеницы, что позволило уменьшить удельное давление на грунт. Их оснастили цевочным зацеплением, из-за чего пришлось поменять траки и устройство ведуших и направляющих колёс, а из-за сместившегося вперед центра тяжести потребовалось перекомпоновать размещение опорных катков. Подвеска осталась персональной, торсионной. Что касается ходовой части, то она отличалась от базисной только взаиморасположением катков, что было обосновано смещением вперед центра масс машины.

Ствол 122-мм пушки Д-49 состоял из трубы-моноблока, дульного тормоза (в первый раз в практике русского танкостроения примененного на самоходном орудии), эжектора и навинтного казенника. Внутреннее устройство ствола длиной 5933 мм, баллистику и боеприпасы позаимствованы, с маленькими доработками, у танковой пушки Д-25Т, которая стояла на томных танках ИС-3 и ИС-4.

Затвор с горизонтальным передвижением клина оборудован полуавтоматикой механического типа, Качающаяся часть Д-49 размещалась в боевом отделении на горизонтальных цапфах, смонтированных на недвижной бронировке лобового листа корпуса. Подъемный механизм секторного типа обеспечивал углы вертикального наведения орудия от -3° до +20°. При возвышении ствола на 20° дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала 13400 м. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, чьи цилиндры агрессивно соединялись с люлькой и при выстреле оставались недвижными.

В комплекс раздельно-гильзового заряжания заходил досылатель, который представлял собой электромеханический агрегат, состоявший из каретки и электрического привода. Двое заряжающих укладывали на лоток снаряд и выводили каретку на линию ствола, после этого снаряд автоматом посылался в казенник. Потом таким же образом поступали с боевым зарядом, находившимся в гильзе. Скорострельность составляла 5-6 выстрелов за минуту.

В боекомплекте пушки имелись осколочно-фугасные гранаты ОФ-471, бронебойные остроголовые снаряды Бр-471, бронебойные тупоголовые с баллистическим наконечником Бр-471Б, все весом по 25 кг и с исходной скоростью 795 м/с. Не считая них, расчет мог использовать и гранаты от гаубиц такого же калибра М-30 эталона 1938 г., а позднее и Д-30, принятых на вооружение в 1960 г.

Но проведенные тесты обоих бронебойных снарядов проявили, что их воздействие на нынешнюю зарубежную бронированную технику далековато от ожидаемого. Так, на дистанции 2000 м при угле встречи с целью в 60° тупоголовый снаряд пробивал железные листы шириной только до 100 мм, а остроголовый — менее 30 мм. Потому сразу с разработкой пушек с улучшенной баллистикой ствола приступили к проектированию подкалиберных и кумулятивных снарядов, в том числе оперенных. Они обеспечивали пробивание лобовой брони корпусов и башен американских танков М60 (бронезащита соответственно 120 мм и 170 мм), M48A2 (90 и 90 мм) и британских "Чифтен" (120 мм и 150 мм) с расстояния 2500 м.

Схожее действие бронебойных оперенных подкалиберных снарядов на время понизило энтузиазм конструкторов и военных заказчиков к кумулятивным снарядам калибра 122 и 152 мм, применявшихся расчетами самоходных орудий. Но еще одно усиление бронирования боевой техники в армиях возможных врагов потребовало снова обратиться к созданию новых образцов боеприпасов.

В процессе исследований спецы обусловили, какими должны быть материалы, структура и форма воронки, в какой при взрыве создается направленная струя раскаленных газов (кумулятивный эффект), способы обработки корпусов снарядов. В итоге через некое время появились усовершенствованные бронебойные оперенные подкалиберные 122-мм снаряды, поражавшие любые танки и самоходные орудия на всех расстояниях.

CУ-122-54 (Объект 600) также перетерпела конфигурации, было усилено бронирование рубки, на машине установили фильтровентиляционную установку, благодаря которой экипаж мог вести боевые деяния в критериях внедрения орудия массового поражения.

В 1954 г, полигонные и войсковые тесты были завершены и СУ-122-54 (Объект 600) приняли на вооружение Советокой Армии. Массовое создание машины велось на заводе "Баррикады" (№221) с 1955 г по 1961 г.

СУ-122 (СУ-122-54) выпускали недолго, потому что в 50-е годы в армиях многих государств появилось 1-ое поколение противотанковых управляемых ракет, и большая часть военных профессионалов пришло к выводу, что роль истребителей танков перейдет к легким, маневренным машинам с ракетным вооружением и наименьшим бронированием.

К тому же выяснилось, что главным танкам, владеющим высочайшими тактико-техническими чертами, характерна большая универсальность, чем их предшественникам периода 2-ой мировой вояки. А именно, как показал опыт недавнешних военных конфликтов, они отлично поражают маневрирующие бронированные цели, в том числе танки. Потому необходимость в особых противотанковых самоходных артустановках, даже таких совершенных, как СУ-122 либо французская "Фош"-, совсем отпала.

Тактико-технические свойства 122-мм САУ СУ-122 (СУ-122-54) (Объект 600) Боевая масса, т 35,7 Экипаж, чеп. S Габаритные размеры, мм: длина с пушкой влеред 9970 длина корпуса 6000 ширина 3270 высота 2060 клиренс, мм 425 Бронирование, мм' лоб 100 борт 80 корма 45 рубка 100 крыша, днище 20 Вооружение 122-мм пушка Д-49, два 14.5-мм пулемёта КПВТ Боекомплект 35 выстрелов Скорострельностъ, выстр./мин 5 Движок В-54. дизель, мощность 382 кВт Удельное давление на грунт, Мпа 0,079 Наибольшая скорость, км/ч 48 Припас хода по шоссе, км 400 Преодолеваемые препятствия. высота стены, м 1,2 ширина рва, м 3.0 глубина брода, м 1,2

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!