Опытная САУ ИСУ-152 (Объект 704) (СССР)

В отличие от других опытнейших самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего только неординарно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совсем новейшей конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытнейшего завода № 100 задачку о разработке соответственной САУ на его базе. Так как ИС-3 являлся кардинально переделанным ИС-2 исходя из убеждений бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с усовершенствованным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как оковём роста толщины бронирования, так и размещения его под более прибыльными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Создатели бронекорпуса удачно совладали с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту шириной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сопоставления, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а совместно с бронекожухом противооткатных устройств суммарная наибольшая толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего только на 1,3 тонны по сопоставлению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 эталона 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Посреди всех опытнейших и серийных русских САУ времён Величавой Российскей войны ИСУ-152 эталона 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огнь даже мощной германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Ф.Ф.Петрова для новейшей САУ разработало новейшую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, мысль сотворения которой выдвигалась ещё в 1943 году. Более принципиальным её различием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал неосуществимым стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки. Но рвение получить наивысшую защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось полностью ожидаемым недочетом — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к повышению его длины отката до 900 мм, а прибыльные углы наклона лобового бронирования востребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую высшую часть боевого отделения. Проведённые полигонные тесты проявили, что такое его размещение приводит к уменьшению просматриваемого места и завышенной утомляемости механика-водителя из-за огромных амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как итог, ИСУ-152 эталона 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не выполнялась. Единственный выпущенный опытнейший эталон этой самоходки в текущее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.
ИСУ-152 эталона 1945 года имела ту же сборку, что и серийные русские САУ тех пор (кроме СУ-76). Вполне бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас располагались впереди в броневой рубке, которая кооперировала боевое отделение и отделение управления. Движок и коробка были установлены в корме машины.
Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит шириной 120, 90, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки и корпуса устанавливались под оптимальными углами наклона. Противооткатные устройства орудия защищались недвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронемаской, любая из этих деталей имела толщину до 160 мм в более подверженных неприятельскому огню частях.
Три члена экипажа размещались слева от орудия: впереди механик-водитель, потом наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа выполнялись через четыре лючка на крыше рубки. Круглый лючок слева от орудия также употреблялся для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой лючок для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд маленьких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Главным вооружением ИСУ-152 (Объект 704) являлась гаубица-пушка МЛ-20СМ калибра 152,4 мм с поршневым затвором. Баллистика орудия была подобна предшествующему варианту МЛ-20. С орудием был спарен многокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Спаренная установка монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки по осевой полосы машины. Её вертикальные углы наводки составляли от -1°45 до +18°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 11°. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5-3 м составляла 800-1000 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, большая дальность стрельбы — около 13 км. Выстрел выполнялся средством электронного либо ручного механического спуска, практическая скорострельность — 1-2 выстрела за минуту. Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, также на днище боевого отделения и на задней стене рубки.
Для защиты от нападения с воздуха САУ комплектовалась вторым, зенитным многокалиберным пулемётом ДШК на вращающейся турели у лючка заряжающего с коллиматорным прицелом К-10Т. Боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам составлял 300 патронов. Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ либо ППС и несколько ручных гранат Ф-1.
ИСУ-152 (Объект 704) комплектовалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным движком В-2-ИС мощью 520 л. с. (382 кВт). Запуск мотора обеспечивался электронным стартером СТ-700 мощью 15 л. с. (11 кВт) либо сжатым воздухом из 2-ух резервуаров ёмкостью 10 л в боевом отделении машины. Дизель В-2ИС оснащался топливным насосом высочайшего давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи горючего. Для чистки поступающего в движок воздуха употреблялся фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался термосифонный подогреватель для облегчения запуска мотора в прохладное время года и подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 эталона 1945 года имела три топливных бака, два из которых размещались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Общая ёмкость внутренних топливных баков составляла 540 л. Самоходка также комплектовалась 2-мя внешними доп топливными баками (каждый по 90 л), не связанными с топливной системой мотора.
САУ ИСУ-152 (Объект 704) комплектовалась механической коробкой, в состав которой входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»; четырёхступенчатая коробка с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 вспять); два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами; два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Подвеска у ИСУ-152 (Объект 704) персональная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого поперечника по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы были схожи опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 3-мя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтообразной; любая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.
Проводка в САУ ИСУ-152 (Объект 704) была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор Г-73 с реле-регулятором РРТ-24 мощью 1,5 кВт и четыре поочередно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии содержали в себе: внешнее и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных устройств; внешний звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины; контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр); электроспуск пушки; средства связи — радиостанция, целеуказатель и танковое переговорное устройство; электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свеч зимнего запуска мотора и т. д.
Все лючки для входа и посадки экипажа имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 4 штуки), ещё несколько таких устройств устанавливалось в крыше рубки. Механик-водитель вёл наблюдение через особый перископический устройство в крыше рубки. Для ведения огня самоходка комплектовалась 2-мя орудийными прицелами — ломающимся телескопическим ТШ-17К для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел ТШ-17К был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 1500 м. Но дальность выстрела 152-мм гаубицы-пушки составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояниях выше 1500 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать 2-ой, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый лючок в крыше рубки панорамный прицел оснащался особым удлинителем. Для обеспечения способности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.
Средства связи содержали в себе радиостанцию 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента. Для более комфортного целеуказания командир самоходки имел специальную одностороннюю светосигнальную систему связи с механиком-водителем.
Радиостанция 10РК-26 представляли собой набор из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10РК-26 в техническом плане являлась симплексной ламповой гетеродинной коротковолновой радиостанцией, работающей в спектре частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Огромную дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе либо другой дискретной системой кодировки. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, имелась также плавная подстройка частоты. 10РК-26 позволяла сразу вести связь на 2-ух фиксированных частотах (с упомянутой выше возможностью плавной подстройки); для их смены употреблялся другой кварцевый резонатор из 8 пар в комплекте радиостанции. Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры меж членами экипажа САУ даже в очень зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для наружной связи.
Тактико-технические свойства ИСУ-152 (Объект 704) Боевая масса, т 47,3 Экипаж, чел. 5 Длина корпуса, мм 9050 Ширина корпуса, мм 3070 Высота, мм 2240 Клиренс, мм 470 Тип брони катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 120/50 Лоб корпуса (низ), мм/град. 120/-55 Борт корпуса (верх), мм/град. 90/-60 Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0 Корма корпуса (верх), мм/град. 60/46 Корма корпуса (низ), мм/град. 60/-42 Днище, мм 20 (корытообразное) Крыша корпуса, мм 30 Лоб рубки, мм/град. 120/50 Маска орудия, мм/град. 160 Борт рубки, мм/град. 90/50 (скула), 90/45 (борт) Корма рубки, мм/град. 60/21 и 30/21 Крыша рубки, мм/град. 30/0 Вооружение Калибр и марка пушки 152,4-мм МЛ-20СМ обр. 1944 г. Длина ствола, калибров 29,6 Боекомплект пушки 20 Углы ВН, град. -1,75…+18 Углы ГН, град. 11 Прицелы ТШ-17К, панорама Герца Пулемёты 2 x 12,7-мм ДШК (спаренный, зенитный) Тип мотора V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель Мощность мотора, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 37 Скорость по пересечённой местности, км/ч 10-15 Припас хода по шоссе, км 220 Припас хода по пересечённой местности, км 120 Удельная мощность, л. с./т 11,3-11,4 Тип подвески торсионная персональная Удельное давление на грунт, кг/см 0,81 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемая стена, м 1,0 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,5
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.