ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный плавающий танк К-90 (СССР)

Опытный плавающий танк К-90 (СССР)

28 май 2025, Среда
1
0
Танк К-90 был разработан сначала 1950 г. в Москве Особенным конструкторским бюро инженерного комитета Сухопутных войск под управлением А.Ф. Кравцева. При разработке машины обширно использовались агрегаты гусеничного артиллерийского тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200. Два опытнейших эталона машины были сделаны ВРЗ №2 ГБТУ, один из которых в июле 1950 г. прошел сравнительные полигонные тесты с танком «Объект 740». По своим водоходным качествам, надежности работы агрегатов коробки и защищенности водоходного движителя танк К-90 уступал последнему и потому к принятию на вооружение рекомендован не был.

Опытнейший плавающий танк К-90 имел необычную схему сборки с фронтальным расположением силовой установки, поочередным размещением агрегатов коробки вдоль продольной оси корпуса и смещенным к корме боевым отделением. Потому ствол пушки при ее положении вперед не выходил за границы корпуса. В состав экипажа танка входили три человека: командир (он же наводчик), механик-водитель и заряжающий. В носовой части корпуса слева располагалось отделение управления, справа - движок с обеспечивавшими его работу системами. В боевом отделении слева от пушки размещался командир танка, справа от нее - заряжающий.

Для удобства работы членов экипажа, размещавшихся в башне, пол боевого отделения крепился через штанги к погону башни и крутился совместно с ней. Сидения командира и заряжающего на особых стойках монтировались на вращающемся полу. Механик-водитель вел наблюдение через два смотровых призматических устройства, располагавшихся в фронтальной части крыши перед его входным лючком, наводчик - через смотровой устройство МК-4, установленный в крыше башни, а командир машины - через смотровые блоки, располагавшиеся по периметру командирской башенки.

В башне танка устанавливалась 76,2-мм нарезная пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43 (справа в отдельной амбразуре башни). При стрельбе из спаренной установки употреблялся укороченный телескопический шарнирный прицел ТШК-9 (слева в отдельной амбразуре башни). Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в границах от -4 до +25°. Заряжание пушки выполнялось вручную, при всем этом ее боевая скорострельность достигала 6-7 выстр./мин. Боекомплект танка составлял 40 выстрелов к пушке и 1000 патронов к спаренному пулемету. Боеукладки с горизонтальным размещением артиллерийских выстрелов размещались у рабочего места заряжающего по периметру вращающегося пола боевого отделения.

Броневая защита танка была противопульной, сделанной из броневых катаных листов шириной 4, 6, 8, 10, 12 и 15 мм. Наибольшая толщина брони лобовой части корпуса и башни составляла 15 мм. Корпус имел обтекаемую форму, обеспечивавшую малое сопротивление при движении на плаву. На крыше корпуса в фронтальной части слева находился лючок механика-водителя, закрывавшийся поворотной броневой крышкой, в средней части - лючок над движком с броневыми колпаками над отверстиями для входа охлаждающего воздуха, справа - лючок с броневыми жалюзи для выброса отработавшего охлаждающего воздуха вентилятором системы остывания. В высшей части правого борта корпуса (перед башней) имелся люк с откидной крышкой для удаления водооткачивающим насосом воды, попавшей в корпус машины при преодолении аква преграды. В нижней наклонной части правого борта находилось отверстие для слива горючего. В носовой части корпуса приваривались проушины для крепления съемного трехсекционного волноотражательного щитка. В днище корпуса имелись вырезы под ниши гребных винтов и отверстия (у правого борта) для выпуска отработавших газов мотора.

Коническая башня сваривалась из гнутых броневых листов, имевших переменные углы наклона от вертикали. В крыше башни размещался входной лючок с броневой крышкой, открывавшейся вперед, в левой части которой размещалась недвижная командирская башенка со смотровыми устройствами. За командирской башенкой в крыше башни имелось отверстие под антенный ввод. В фронтальной части крыши, справа, монтировался вентилятор башни, прикрытый броневой защитой, в ее правом борту - отверстие для стрельбы из личного орудия, закрывавшееся броневой пробкой. В задней стене башни размещался лючок аварийного выхода.

В силовой установке танка использовались двухтактный 4-х цилиндровый дизель ЯАЗ-204 жидкостного остывания мощью 103 кВт (140 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин и механическая коробка. Запуск мотора выполнялся при помощи электростартера СТ-25 мощью 5,5 кВт (7,5 л.с.). В критериях низких температур окружающего воздуха для облегчения запуска служил подогреватель, состоявший из котла, насосной агрегата, системы трубопроводов и электроборудования, также устройство для обогрева впускного воздуха, встроенное в ресивер нагнетателя мотора. В системе смазки мотора применялся водомасляный радиатор, а в системе воздухоочистки - воздухоочиститель комбинированного типа, состоявший из комплекта циклонов и 2-ух инерционномасляных ванн. Емкость топливных баков составляла 240 л. Припас хода по шоссе достигал 180-240 км, на плаву - 90-100 км.

В состав коробки входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо); двухвальная коробка авто типа, обеспечивавшая получение 5 передач фронтального и одной передачи заднего хода; раздаточная коробка, две коробки реверса гребных винтов; основная передача (конический понижающий редуктор); два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (сталь по стали), использовавшихся в качестве механизма поворота; два ленточных тормоза плавающего типа и два обычных однорядных бортовых редуктора. Меж собой агрегаты коробки соединялись карданными передачами.

В системе подрессоривания применялась персональная торсионная подвеска с буферными ограничителями хода балансиров на ее последних узлах. По отношению к остальным узлам подвески балансиры третьих опорных катков имели встречное размещение. В состав гусеничного движителя входили (применительно к одному борту) 5 односкатных штампованных опорных катков с внешней амортизацией (поперечник 500 мм), направляющее колесо (унифицированное с опорным катком) с механизмом натяжения гусеницы, направляющий полозок, устанавливавшийся на 4 креплениях и выполнявший функции поддерживающих катков, ведущее колесо кормового расположения с несъемным зубчатым венцом и мелкозвенчатая гусеница с ОМШ, имевшая ширину 300 мм.

Движение на плаву производилось при помощи 2-ух гребных винтов поперечником 600 мм, которые располагались в кормовой части корпуса в нишах днища. Привод к гребным винтам осуществлялся через коробки реверса. Реверс - конический, с муфтой переключения, не имевшей нейтрального положения. Конструкция агрегатов коробки обеспечивала возможность одновременной работы гусеничного и водоходного движителей. Поворот танка на плаву осуществлялся при помощи 2-ух водоходных рулей (установленных за гребными винтами), управление которыми выполнялось при помощи горизонтально размещенного управляющего колеса и тросового механизма. Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Главными источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 6СТЭ-140 и генератор ГСК-1500 мощью 1,5 кВт.

Танк комплектовался устройствами внутреннего и внешнего освещения с дорожной сигнализацией. Для наружной связи устанавливалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47. Внедрение в конструкции танка К-90 агрегатов серийного тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200 определило простоту и дешевизну его производства. Но танк обладал рядом существенных недочетов, к числу которых относились низкие водоходные свойства и ненадежность коробки, незащищенность гребных винтов и ненадежное крепление волноотражательного щитка.

После проведения испытаний конструкция башни и ходовой части машины была улучшена. Изменили форму входного лючка башни (уменьшили в размерах) и командирской башенки. Крышка лючка стала раскрываться вспять, в связи с чем антенный ввод перенесли вперед (перед командирской башенкой слева). Установили бронировку амбразуры прицела с защитной крышкой, открываемой изнутри. В ходовой части заместо направляющих полозков были применены три (применительно к одному борту) цельнометаллических односкатных поддерживающих катка поперечником 250 мм. Не считая того, для защиты гребных винтов водоходные рули выполнили в виде 2-ух раскрывающихся половинок, которые при движении по суше перекрывали ниши корпуса. В таком виде танк К-90 хранится в экспозиции Музея БТВТ в Кубинке. На базе танка К-90 был сотворен опытнейший бронетранспортер К-78. Не считая того, базу второго опытнейшего эталона танка использовали в ЦНИИИИ им. Д.М. Карбышева при отработке газодинамической установки инженерного минного (турбореактивного) тральщика ИМТ.

Тактико-технические свойства танка К-90 Боевая масса - 10 т; экипаж - 3 чел.; орудие: пушка - 76,2 мм нарезная, 1 пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора - 103 кВт (140 л.с.); наибольшая скорость: по шоссе – 34,3 км/ч, на плаву - 9,6 км/ч.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!