Опытный танк Т-44 с автоматизированным приводом управления (СССР)

Опытнейший танк Т-44 отличался от серийной машины наличием аппаратуры автоматического управления движением. Она позволяла сделать проще и облегчить управление танком механиком-водителем; дать командиру танка возможность, находясь в башне, через пульт управления управлять движением танка независимо от механика-водителя. Не считая того, предполагалось использовать это оборудование для телеуправления танком, добавив только набор радиоаппаратуры управления с шифратором команд. При автоматизации управления движением танка решались две задачки: на сто процентов сохранить имеющиеся механизмы управления танком и сделать аппаратуру автоматического управления может быть более обычной по устройству. Схема управления танком включала систему автоматического управления переключением передач, систему удаленного сервоуправления механизмами поворота и тормозами танка, также систему удаленного управления подачей горючего с места командира танка. В состав аппаратуры автоматического управления танка Т-44 входило электронное и пневматическое оборудование. Один пульт управления находился у механика-водителя, 2-ой - у командира танка.

К электрическому оборудованию системы управления относились: центральный распределитель, два пульта управления (механика-водителя и командира танка), ножной пульт управления подачей горючего (реостат) с места командира танка и датчик оборотов с контактами. В состав пневмооборудования входили: компрессор, четыре баллона со сжатым воздухом общей емкостью 20 л, маслоотделитель, фильтр очистки воздуха, воздушный коллектор с предохранительным клапаном, клапанный блок, исполнительные механизмы управления основным фрикционом, рычагом переключения передач, подачей горючего и бортовыми фрикционами. Воздушный компрессор двухцилиндровый, горизонтальный, с воздушным остыванием, крепился к коробке с помощью фланца и восьми шпилек. Привод компрессора выполнялся впрямую от промежного вала (соединялся в торец с коленчатым валом компрессора с помощью пальца и сухарей). Для чистки воздуха от пыли служил фильтр, который соединялся со поглощающим отверстием компрессора при помощи штуцера. Уменьшение колебаний рабочего давления воздуха в пневматической магистрали автоматики при ее работе обеспечивал воздушный ресивер (использовались штатные баллоны системы воздухопуска мотора танка). Всего было установлено четыре воздушных баллона общей емкостью 20 л.
Центральный распределитель управлял всеми процессами по переключению передач, получая команды от пульта управления. Пульты управления (взаимозаменяемые) служили для управления переключением передач, поворотами и остановкой танка. Каждый пульт управления представлял собой цилиндр, разбитый по высоте перегородкой. На верхней панели имелись три кнопки «Больше скорость», «Меньше скорость» и «Пуск, Стоп», переключатель выключения схемы и контрольная лампочка. На перегородке устанавливались реостаты, ручка управления поворотом и торможением танка, также возвратимые пружины, возвращавшие ручку в начальное положение. При помощи проводки пульты управления были связаны с центральным распределителем. Используя пульт управления можно было подавать 6 команд: «Больше скорость», «Меньше скорость», «Пуск», «Стоп», «Лево танк», «Право танк». Переключение передач выполнялось только поочередно, трогание с места - лишь на первой передаче. При передаче команды «Больше скорость» врубалась последующая передача, при команде «Меньше скорость» - предшествующая. После остановки танка и нажатия кнопки «Меньше скорость» врубалась передача заднего хода.
Датчик оборотов своими контактами подготавливал электронные цепи для переключения передач. Контакты автоматом замыкались при частоте вращения коленчатого вала мотора 1800 и 800 мин, при частоте вращения коленчатого вала в интервале от 800 до 1800 мин ' контакты находились в разомкнутом состоянии. При переключении передач автоматом осуществлялись промежная подача горючего («перегазовка») и двойной выжим педали головного фрикциона. Переключение передач выполнялось передвижением рычага кулисы с помощью 2-ух пневматических цилиндров (продольного и поперечного). Продольный цилиндр перемещал рычаг кулисы в продольном направлении, устанавливая его на всякую передачу и вывод на нейтраль. Поперечный цилиндр перемещал рычаг кулисы по нейтрали и устанавливал его против соответственной отверстия в крышке кулисы. При выпуске воздуха из цилиндра шток под действием пружины становил рычаг кулисы против заднего хода и первой передачи. Выключение головного фрикциона выполнялось пневмоцилиндром головного фрикциона. При выпуске воздуха из цилиндра в атмосферу рычаг педали под воздействием пружины головного фрикциона ставил поршень в первоначальное (включенное) положение.
Управление подачей горючего для механика-водителя было оставлено без конфигураций - механическое. Командир танка производил управление подачей горючего удаленно - при помощи специально оборудованной ножной педали. Для управления подачей горючего также употреблялся пневмоцилиндр, поршень которого через шток с помощью тяги соединялся с двуплечим рычагом привода управления подачи горючего. Поворот танка допускалось создавать плавненько - выключением бортового фрикциона, при всем этом положение выключающего механизма бортового фрикциона было строго фиксированным. Крутые повороты могли осуществляться с хоть какой степенью торможения гусеницы. При управлении поворотами танка с пульта управления, рычаги управления бортовыми фрикционами оставались недвижными, а при переключении передач рычаг кулисы передвигался в кулисе. В процессе проведения испытаний аппаратура автоматического управления танком работала удовлетворительно, но имели место случаи отказов в переключении передач. Тесты проявили, что система автоматического управления обеспечивает неплохую маневренность танком с обоих пультов управления, существенно упрощает управление танком и увеличивает его маневренные свойства, а недостающая надежность в работе автоматического привода быть может повышена за счет доработки исполнительных устройств и внедрения компрессора наименьших размеров.
Тактико-технические свойства Т-44 Боевая масса - 31,5 т; экипаж - 4чел.; вооружение: - пушка - 85-мм нарезная, - 2 пулемета - 7,62-мм; броневая защита - противоснарядная; мощность мотора 368 кВт (500 л .c.); наибольшая скорость по шоссе - 45 км/ч. создатели статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2012 г. №09
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.