ArtGuns » Бронетехника » Тяжёлый танк Т-10 (объект 730) (СССР)

Тяжёлый танк Т-10 (объект 730) (СССР)

07 август 2025, Четверг
3
0
В конце 40-х годов с тяжёлыми танками в Русской Армии сложилась достаточно странноватая ситуация. На вооружении Русской Армии состояли три типа танков — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, любой из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжеленной машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжёлый танк. Главным требованием являлось ограничение боевой массы машины — менее 50 т. Создателем было определено КБ Челябинского завода. Основным конструктором, ответственным за обьект «объект 730» (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж.Я.Котина. Официально машина получила заглавие ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. На данный момент уже непонятно, от кого исходила эта мысль, но «объект 730» стал прямым развитием полосы танка ИС-3. Форма корпуса, в особенности соответствующий «щучий нос», литая башня обтекаемой формы вызывали прямые ассоциации с ИС-«третьим». В мае для отработки главных многофункциональных решений выстроили древесный макет танка в истинную величину, а потом в опытнейшем цехе началось изготовка первого макета ИС-8. После проведения промышленных испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворяет условиям техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два шага промышленных испытаний в 1949 году, после этого в апреле — мае 1950 года на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Муниципальная комиссия рекомендовала начать массовое создание танка ИС-8, но с доработками. А именно, недостающим признали ресурс мотора.

Потому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены тесты на гарантийный ресурс мотора, а осенью — войсковые тесты. Но не все было отлично с новейшей машиной: пришлось создавать много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и промышленных испытаний, которые закончились только к декабрю 1952-го. При всем этом проект изменялся пару раз, в итоге чего танк получил поначалу индекс ИС-9, а потом и ИС-10. В марте 1953 года погиб И.В.Сталин, после этого, естественно, аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Русской Армии уже под обозначением Т-10.

Сварной корпус танка Т-10 (объект 730) имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта — составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным — для обеспечения доступа к агрегатам коробки. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Твердость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и устройств в днище имелись лючки и отверстия, закрытые броневыми крышками либо пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки в танк имелся лючок треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три устройства; какой-то из них ТПВ-51 устанавливался в крышке лючка, два других ТНП — в окнах высшей части лобовых листов корпуса.

Башня — литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стен и переменной шириной — от 250 мм в носовой части до 40 мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа размещался лючок заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева размещался лючок, над которым располагалась командирская башенка. В фронтальной части лючка командира танка находился устройство наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь устройств наблюдения ТНП. Не считая того, в башне имелись еще три устройства ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни — планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электронным приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Исходная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы при помощи телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а при помощи бокового уровня — 15 000 м. Заряжание облегчалось за счет внедрения механизма досылания. Скорострельность при всем этом составляла 3-4 выстр./мин, а при заряжании вручную — 2-3 выстр./мин. На турели лючка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемёту были уложены в 6 штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в 3-х особых патронных коробках. 550 патронов пулемётного боекомплекта находились в цинковых коробках.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный движок В-12-5 жидкостного остывания с рабочим объемом 38 880 куб. см и наибольшей мощью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л.с. (515,2 кВт) при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из 4 креплений, приваренных к бортам и связанных меж собой продольными угольниками. Движок В-12-5 относился к дизелям типа В-2. В топливную систему танка входили три внутренних бака — два задних емкостью по 185 л и один фронтальный — 90 л. Все три бака соединялись меж собой трубопроводами, а фронтальный соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному внешнему топливному баку емкостью по 150 л каждый. Внешние баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л. Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л.

На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Охлаждающая система — жидкостная, закрытая, эжекционная. Пуск мотора осуществлялся электростартером СТ-700 либо сжатым воздухом. Силовая передача состояла из планетарной коробки в блоке с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивавшей восемь передач вперед и две вспять, и 2-ух двухступенчатых (с обычным шестеренчатым и планетарным рядами) бортовых передач. Головного фрикциона в силовой передаче не было, нейтральное положение в механизме передач и поворотов выходило при выключении МПП. Фронтальный фрикцион предназначался только для включения заднего хода.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с железным ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независящая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Снутри балансиров последних подвесок размещались гидравлические рессоры двухстороннего деяния. В качестве подрессорников использовались буферные пружины. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой гусенице — 88. Шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.

Система электрического оборудования однопроводная, 24-вольтовая. Имелись генератор Г-74 мощью 3000 Вт и четыре аккумуляторные батареи. На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента.

В 1955 году были сделаны две бывалые машины — объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позднее эти новаторства были внедрены на новейшей модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А заместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный устройство ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В итоге установки пушки с модифицированными приводами, также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали. Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новенькая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Главное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А.

Скоро последовала более суровая модернизация. В КБ Пермского завода №172 сделали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с усовершенствованными баллистическими характеристиками^ Исходная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году макет этой пушки установили на опытнейшем объекте 264, а чуток позднее на объекте 265 испытали орудие с усовершенствованными точностными чертами.) Заместо пулеметов ДШК, как на прошлых моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк "объект 272" — также оснастили полным комплектом ночных устройств: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-2Э-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т.

Наведение спаренного пулемёта производилось при помощи прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемёт комплектовался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 122-мм выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ. В движок В-12-6 по сопоставлению с В-12-5 были внесены конфигурации в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т.д. Мощность мотора составляла 750 л.с. при 2100 об/мин. Танк комплектовался радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.

Под обозначением Т-10М он был принят на вооружение Русской Армией и запущен в массовое создание в Ленинграде в 1957 году, сразу в Челябинске предусматривался выпуск "объекта 743", который отличался в главном конструктивными переменами в приводах управления коробкой, бортовых редукторах и топливной системой. Такое положение не соответствовало требованиям стандартизации и унификации вооружения и военной техники, но танки с этими конструктивными отличиями находились в массовом создании практически 5 лет, и исключительно в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на базе "объекта 272".

В конструкцию Т-10М не один раз вносились конфигурации. С 1939 года зенитными пулемётами, к примеру, оснащался только каждый 5-ый танк. В 60-х годах 8-ступенчатую коробку поменяли на более ординарную 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами.

Танки Т-10 сначало поступали на вооружение томных танкосамоходных полков. С 1947 года один таковой полк заходил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а потом и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование томных танковых дивизий. Любая такая дивизия имела два полка томных и один полк средних танков. В 50 и 60-х годах в составе Группы Русских Войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские томные танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. Кроме маневров единственная большая операция, в какой пришлось участвовать танкам Т-10М, операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Контракта в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году создание Т-10М закончили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует правде, то его можно считать самым массовым томным танком в истории танкостроения.

Тактико-технические свойства Т-10 (объект 730) Боевая масса, т 50 Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 7250 Длина с пушкой вперёд, мм 9725 Ширина корпуса, мм 3380 Высота, мм 2450 Клиренс, мм 460 Бронирование Тип брони железная литая и катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45 Лоб корпуса (середина), мм/град. 120 / 55+40 Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50 Борт корпуса (верх), мм/град. 80 / 62 Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10 Корма корпуса, мм/град. 50—60 Днище, мм 16 Крыша корпуса, мм 30 Лоб башни, мм/град. 201 / 24 — 129 / 54 Борт башни, мм/град. 148 / 45 — 102 / 65 Корма башни, мм/град. 50 Крыша башни, мм 40 Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм Д-25ТА (2А17) Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 48 Боекомплект пушки 30 Пулемёты 2 x 12,7-мм ДШКМ Движок В-12-5 дизельный с наддувом,макс. мощность: 515 кВт (700 л.с.) Скорость по шоссе, км/ч 42 Припас хода по шоссе, км 200 Удельная мощность, л. с./т 14 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемая стена, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,5

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!