ArtGuns » Бронетехника » Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)

24 март 2025, Понедельник
0
0
Многоцелевой лёгкий бронированный тягач МТ-ЛБ уже более сорока лет находится на вооружении нашей армии и подмены ему пока не предвидится. В войсках эту гусеничную бронированную высокоманевренную машину часто использовали и в качестве транспортёра. В проекте МТ-ЛБ удалось удачно примирить много противоречивых требований, предъявлявшихся военными к технике подобного класса. Прогрессивные компоновочные решения, заложенные в конструкцию этой машины, дозволили ей долгое время оставаться на уровне наилучших нынешних образцов. Шасси тягача оказалось так удачным, что на его базе были сделаны зенитный ракетный комплекс «Стрела-10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационная станция разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и хим разведки РХМ «Кашалот» и другие эталоны вооружения.

Более пятидесяти разных комплексов сконструировано на шасси МТ-ЛБу - более емкой его модификации. Так, к примеру, командноштабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс удаленной хим разведки «Даль» и остальные. Массовое создание МТ-ЛБ было развёрнуто в 1968 г. на Харьковском тракторном заводе им. С.Орджоникидзе и длилось до начала 1990-х. По русской лицензии их также выпускали в Польше и Болгарии.

История самого многоцелевого тягача МТ-ЛБ («изделие 6») началась в 1959 г, когда на ХТЗ стали проводить вторую модернизацию АТ-Л, устанавливая на него более мощнейший движок. 1-ые результаты испытаний проявили, что при имеющейся сборке, когда КПП и движок располагались в одном блоке, предстоящее увеличение мощи фактически нереально. Внедрение нового, более габаритного и тяжёлого мотора с соответственной коробкой привело к безмерно возросшей нагрузке на фронтальные катки — затруднилось преодоление препятствий, машина начала «клевать носом». Были нужны совсем другие компоновочные решения - не модификация, а разработка новейшей машины.

В 1960 г. ГС КБ тягачей ХТЗ под управлением А.Белоусова начало проектирование «изделия 6». С учётом приобретенного от заказчика ТТЗ нужно было создать не просто тягач, а совсем новейшую многоцелевую машину. Потому основной упор сделали на возможность сотворения широкой палитры моделей с унифицированными движком, ходовкой, коробкой, электрическим оборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения. Были заложены очень высочайшие на то время технические свойства: 240-сильный дизельный движок, быстроходность - до 60 км/ч, грузоподъёмность - 2,5 т, масса буксируемого прицепа - 6,5 т. Более значительными конструктивными инновациями стали герметичный корпус, который обеспечивал бы машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная КПП, торсионная подвеска с гидроамортизаторами; предусматривалась и высокоэффективная охлаждающая система и вентиляции.

Базисную конструкцию тягача разрабатывали в 2-ух исполнениях - с бронированным и небронированным корпусами. Позже 1-ая машина получила индекс МТ-ЛБ («Б» - бронированный), 2-ая - МТ-Л. Беря во внимание неудачную попытку со 2-ой модернизацией АТ-Л, конструкторы выбрали для «изделия 6» совсем нетрадиционную для артиллерийских тягачей сборку. Движок расположили в средней части корпуса, а КПП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, - в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была перетяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовку, а размещение громоздкого мотора и его систем поблизости центра масс положительно оказывало влияние на увеличение плавности хода. Отделение управления расположили меж движком и коробкой, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, адаптированной также и для перевозки людей.

Бывалые эталоны тягача подвергли всесторонним испытаниям в разных погодных критериях: и в Арктике - с её низкими температурами, и в Туркмении - с жарой и высочайшим содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось мало, и в 1964 г. доделанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены гос комиссией и рекомендованы к серийному производству. Транспортёр МТ-Л, также получивший положительную оценку комиссии, в серию на ХТЗ не пошёл. Вся документация и конструкторские выработки были переданы Семипалатинскому машиностроительному заводу, удачно использовавшему их при совершенствовании собственной продукции. Отказ от производства MT-Л, невзирая на то, что он вышел более дешёвым и обычным в изготовлении, разъяснялся тем, что военные настаивали конкретно на бронированном корпусе. Во время боевых действий, когда приходилось выдвигаться на позиции часто под огнём противника, экипажу требовалась защита.

В 1964 г. транспортёр-тягач МТ-ЛБ приняли на вооружение Русской Армии. На ХТЗ развернулась подготовка к его производству. Беря во внимание предполагавшийся большой объём выпуска, переход на новое изделие оказался никак не обычным. Нужно сказать, что для хоть какого завода выпуск новейшей продукции - всегда больной процесс. К тому же технологическое оснащение производства выпускавшегося в Харькове тягача АТ-Л тогда достигнуло очень высочайшего уровня. Так, в 1963 г. дневной выпуск составлял 5 машин. И всё это с переходом на новейшую технику приходилось разламывать, подменять оборудование. Потому 1-ая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха исключительно в 1967 г. Все же, в будущем году на заводе уже на сто процентов наладили массовое создание.

Конструкторам Харьковского тракторного завода удалось сделать не просто бронированный тягач, а надёжную всеприменимую машину, получившую в войсках заслуженное одобрение, хотя из-за высочайшей скорости МТ-ЛБ артиллеристы сначало даже столкнулись с внезапной неувязкой. В то время шины на колёсах орудий наполнялись губчатым каучуком - густматиком. Использовать классические пневматические шины было нельзя, потому что в боевых критериях орудиям приходилось действовать часто под градом пуль и осколков, а даже 1-го пробоя шины было достаточно, чтоб оно не сумело двигаться. Густматик смягчал удары на ходовку орудия при движении по бездорожью и бып нечувствителен к пулевым и осколочным повреждениям. МТ-ЛБ, даже с орудием, мог развивать скорость 60 км/ч, в то время как предыдущие тягачи - до 30 - 40 км/ч. Оказалось, что на таких скоростях густматик очень разогревался и на марше шины орудий практически взрывались от возникающих в них температурных напряжений. Пришлось военным срочно добиваться от индустрии увеличения работоспособности колёсного хода артиллерии на больших скоростях буксировки.

Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, также для монтажа в кузове различного оборудования. В фронтальной части корпуса машины расположены агрегаты коробки, дальше следует отделение управления с местами экипажа. Движок размещен в средней части поближе к левому борту, за счёт чего появляется проход у правого борта. Задняя часть корпуса служит десантным отделением либо грузовой платформой. Герметичный корпус машины - сварной конструкции из катаных броневых листов шириной 7-14 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного орудия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В отделении управления слева размещается механик-водитель, справа - командир машины. В лобовом листе перед каждым из них оборудовано по смотровому окну, в боевой обстановке они запираются броневыми крышками. В данном случае механик-водитель ведёт наблюдение через три устройства ТНПО-170А, средний из которых быть может заменён устройством ночного видения ТНВ-2Б, работающим с подсветкой ИК фары (ФГ-125). Два устройства наблюдения имеются у командира. Крутящаяся коническая башня с 7,62-мм пулемётом ПКТ размещена в правой части крыши отделения управления - над местом командира. Левее башни находится командирский лючок, ещё левее - лючок механика-водителя.

Сзади отделения управления, в средней части корпуса, в шумопо-глощающих перегородках установлен многотопливный 8-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный движок ЯМЗ-2Э8В и обслуживающие его системы. Наибольшая мощность мотора - 240 л.с., что обеспечивает очень высочайший для 1960-х гг. показатель удельной мощи - 26 л.с./т. Радиатор системы остывания находится тут же в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется при помощи жалюзи в левой стене корпуса. Для облегчения пуска в прохладное время движок снабжён особым устройством, обеспечивающим обогрев жидкости в охлаждающей системе и масла в картере. Мощность от мотора к коробки, расположенной в фронтальной части корпуса, передаётся через карданный вал, проходящий меж сиденьями механика и командира. Коробка имеет 6 передач фронтального хода и одну - заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса разворота на каждой передаче; управление осуществляется механиком-водителем при помощи 2-ух рычагов.

Десантно-грузовое отделение в кормовой части рассчитано на 11 вполне экипированных пехотинцев либо 2,5 т груза. Понизу вдоль его бортов размещены два топливных бака, накрытых сверху поролоновыми подушками и служащих сиденьями для четырёх человек. Вход в отделение - через два лючка в крыше корпуса, также через двухстворчатые двери в кормовом бронелисте. Для наблюдения за полем боя служат стеклоблок Б-2 в правом борту и смотровой устройство ТНПО-170 в правой кормовой двери. Для ведения стрельбы предусмотрены четыре амбразуры. Ходовка транспортёра состоит из 12 опорных катков, 2-ух ведущих колёс, 2-ух направляющих колёс заднего расположения и 2-ух гусениц. На фронтальных и задних узлах подвески установпены тепескопичес-кие гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки - из дюралевого сплава. Ведущие колёса в фронтальной части корпуса имеют съёмные зубчатые венцы, что упрощает их замену при лишнем износе. Механизм натяжения гусениц размещён снутри корпуса, регулировка натяжения также осуществляется изнутри машины.

Гусеница - железная, мелкозвенчатая, с открытым шарниром. На поздних модификациях могла устанавливаться гусеница с закрытым резино-металлическим шарниром (РМШ), срок её службы - в 2,5-3 раза выше. Ширина гусеничных траков - 350 мм. При движении по шоссе МТ-ЛБ развивает скорость до 61 км/ч. Он может преодолевать подъём до 35°, вертикальную стену высотой 0,61 м, ров шириной 2,41 м. Огромным преимуществом МТ-ЛБ является его способность вплавь преодолевать водные преграды со скоростью 6 км/ч. Движение при всем этом обеспечивается за счёт перемотки гусениц. Чтоб встречный поток воды не заливал машину, на плаву подымается волноотражательный щит, не считая того, присоединяются к воздухопитающей трубе удлинитель, к выхлопной - защита выхлопа. На транспортёре имеются высокопроизводительные помпы мощью 450 л/с, по мере надобности откачивающие поступающую в корпус воду При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30%. Инсталлируются фильтровентиляционная, также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.

Радиосвязь с другими машинами осуществляется радиостанцией Р-123, которая находится перед сидением командира под правым лобовым стеклом. Часть транспортёров выпускалась также с малогабаритным и лёгким оборудованием для самоокапывания - отвалом скреперного типа, масса которого составляла всего 350 кг (длина машины при всем этом росла на 250 мм). Оно позволяло за 1,5-2 ч отрыть котлован для устройства позиций, где мог поместиться как сам транспортёр, так и буксируемые им прицепы.

Тактико-технические свойства МТ-ЛБ Боевая масса, т 9,7, 12,2 с грузом Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 11 Длина корпуса, мм 6399-6509 Ширина корпуса, мм 282-2865 Высота, мм 1835-1890 База, мм 3700 Колея, мм 2500 Клиренс, мм 395-415 Бронирование - железная катаная, лоб корпуса 14 мм Пулемёты 1 x 7,62-мм ПКТ Движок - ЯМЗ-238В, дизельный макс. мощность: 240 л.с., при 2100 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 61,5 Скорость на плаву, км/ч 5-6 Припас хода по шоссе, км 500 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стена, м 1,1 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м плавает

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!