
В вооруженных силах большинства государств мира приметное место занимают томные гусеничные машины, и сначала - танки. Они владеют прелестной проходимостью на пересеченной местности, но вот перемещение по дорогам общего использования для танков является в мирное время недопустимым. Потому для обеспечения мобильности танковых частей создаются особые тягачи с большегрузными прицепами. В США со 2-ой половины 1970-х годов фактическим монополистом в области производства томных танковых транспортеров стала компания «Oshkosh». В 1976-м она приступила к проектированию принципно нового 25-тонного быстроходного трехосного транспортера тяжеленной техники НЕТ, победив в конкурсе 3-х соперников.
В качестве базы создатели использовали шасси для строй машин J2065 с задними двускатными колесами. Тягач, принятый на вооружение под обозначением M911 и запущенный в массовое создание в 1978 году, оснащался 450-сильным движком «Detroit Diesel» 8V92TA и пятиступной коробкой «Allison» CLBT-754. M911 выпускался как в трехосном варианте (колесная формула 6 x 6), так и в четырехосном, при этом доп пара колес была неведущей и могла подниматься над дорожным полотном (колесная формула 8 х 6). Она служила доп опорой при движении с грузом по труднопроходимой местности. В штатном варианте M911 работал с четырехосным низкорамным полуприцепом M747 грузоподъемностью 60 т. Допускалось также применение специального пятиосного полуприцепа. Общая масса автопоезда могла достигать 102,5 т. До начала 1990-х годов компания «Oshkosh» выпустила около 1200 тягачей M911.

В 1990 году конструкторы «Oshkosh» разработали новый тяжкий танковый тягач, после принятия на вооружение получивший индекс M1070. По сопоставлению с M911 в его конструкцию внесен ряд конфигураций, направленных сначала на увеличение подвижности. Тягач выполнен четырехосным, при этом 4-ая ось является настоящей, а не поднимаемой, как у M911. Передняя ось имеет односкатные колеса, три задние - двускатные. Все колеса ведущие (колесная формула 8 х 8). В отличие от M911, у M1070 управляемой является не только лишь 1-ая, да и 4-ая ось - это значительно упрощает маневрирование массивным тягачом. Еще одна особенность - большая 4-х дверная кабина, рассчитанная на 6 человек: 2-ух водителей, также 4 членов экипажа перевозимого танка.
Силовая установка M1070 представляет собой модернизированный вариант той, что использована на M911. Она состоит из мотора «Detroit Diesel» 8V90TA мощью 500 л.с. и автоматической пятиступной коробки «Allison» CLT-755. Тягач оборудован 2-мя гидравлическими лебедками с тяговым усилием 25 тс любая. Для работы в паре с M1070 предназначен пятиосный низкорамный полуприцеп M1000, разработанный компанией «DRS Technologies». Конструкция его гидравлической подвески позволяет «приседать», облегчая погрузку тяжеленной техники. Создание M1070 началось в июле 1992 года. Начальный заказ составил 522 единицы, всего же сделали 1179 тягачей базисной модификации.
В 1997-м компания «Oshkosh» предложила свое изделие английской армии, подыскивавшей замену устаревшим тягачам «Скеммел Коммандер». Вариант, получивший обозначение «Oshkosh» 1070F, значительно отличался от базисной модели. Сначала, на нем установили дизельный движок «Caterpillar» С18. Он не только лишь развивал мощность 700 л. с. (на 200 «лошадок» больше мотора, устанавливавшегося на американских тягачах), да и соответствовал европейским нормам «EURO 3» по содержанию вредных примесей в выхлопах. Также применили новейшую семиступную автоматическую коробку «Allison», антиблокировочную систему, занесли ряд других доработок. Для внедрения в районах с завышенной угрозой кабина тягача может снабжаться подвесной броней, также решетчатыми экранами, защищающими от кумулятивных гранат РПГ. На крыше кабины предусмотрен установка удаленно управляемой установки с 7,62-мм пулеметом.
Не считая того, на машину можно установить станцию угнетения детонаторов самодельных взрывных устройств. В 2003-2004 годах «Oshkosh» поставила Англии 92 тягача 1070F. В английской армии они эксплуатируются с полуприцепами «Кинг» GTS 110/7 грузоподъемностью 75 т (куплено 89 единиц). Конфигурации, внесенные в модель для Англии, вызвали энтузиазм и у американской армии. В 2010 году начались тесты тягача M1070A1 с таким же движком, коробкой и другими инновациями, что использованы на «Oshkosh» 1070F. Поставки таких тягачей в армию США начались в 2012 году. В общей трудности армия намеревается приобрести более 1400 машин M1070A1. Специально для экспорта компания «Oshkosh» разработала трехосный вариант тягача (колесная формула б x 6) «Global HET». Стартовым заказчиком стали Объединенные Арабские Эмираты. Поставки «Global HET» в эту страну начались в 2012 году.
Технические свойства Oshkosh M1070
Тип: тяжкий седельный тягач
Масса пустого автомобиля, т: 19,5
Грузоподъемность полуприцепа, т: 70
Габаритные размеры, м:
длина автомобиля: 9
ширина: 2,59
высота: 3,96
Колесная формула: 8x8
Мощность мотора, л. е.: 500
Скорость, км/ч: 72
Припас хода, км: 520
Источник: dogswar.ru