
2К1 «Марс (по систематизации НАТО - FROG-2) - русский тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой. Головным предприятием по комплексу 2К1 «Марс» был определен НИИ-1 MOM - будущий Столичный институт теплотехники (МИТ). Он же и делал ракету ЗР1. Главный конструктор Н.П. Мазуров. НИР по этой ракете проводились в 1948–1951 гг., но официально техническое задание на проектирование тактических неуправляемых ракет «Марс» и «Нептун» с дальностью стрельбы до 50 км было выдано в 1953 г.
Ракета 3Р1 комплекса 2К1 «Марс» принципно была устроена подобно 3Р2 «Филин». Движок имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда - 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги значительно зависела от среды: при +40 °C - 17,4 т; при +16 °C - 17,3 т, а при -40 °C - 13,6 т. Стабилизация ракеты в полете осуществлялась вращением за счет косонаправленных сопел мотора. Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась особым чехлом для термостатирования. Сначало обогрев осуществлялся при помощи жаркой жидкости, а потом - при помощи особых электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке либо транспортно-заряжающей машине был установлен особый электрогенератор. Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при +15 С и 32 м/с при -40 °C. Малая дальность стрельбы 8-10 км выходила при угле вертикального наведения +24°. При малой дальности рассеивание ракет было наибольшим(среднее рассеивание - 770 м). При наибольшей дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание малое - 200 м.
Постановлением Совмина №3–2 от 2 января 1956 г. проектирование пусковой установки для комплекса 2К1 «Марс» было возложено на СКБ-3 ЦНИИ-58 МОП. Сначало схема, разработанная ЦНИИ-58, предугадывала создание комплекса С-122 из 3-х установок: пусковой, заряжающей и транспортирующей, смонтированных на ходовой части плавающего танка ПТ-76. Пусковая установка С-119 транспортировала один реактивный движок ракеты «Марс», другими словами без головной части, а заряжающая установка С-120 - три таких мотора. Боевые части этих 4 ракет перевозились в особом контейнере на транспортирующей установке С-121. Таким образом, комплекс обеспечивал транспортировку на боевую позицию 4 ракет «Марс» и их следующий пуск без перестановки машин на огневой позиции.

Не считая того, пусковая установка С-119 могла перемещаться на данное тактико-техническим требованием расстояние в стопроцентно заряженном виде и создавать пуск одной ракеты «Марс», независимо от 2-ух других машин комплекса. Такая схема комплекса обеспечивала возможность огромного удаления технической станции от огневой позиции, использования заряжающей и транспортирующей установок в качестве промежной полевой станции, также заряжания (разряжания) пусковой установки и загрузки (разгрузки) транспортирующей и заряжающей установок грузоподъемными средствами транспортно-заряжающих машин. Для пусковой установки разрабатывались стволы (направляющие) 2-ух вариантов: с винтообразным пазом для вращения бугеля крутизной 4° и с прямолинейным направляющим пазом. Крутизна паза в 4° востребовала вести в конструкцию направляющей боковые ограничители (рога).
Но начальная схема пускового комплекса не была одобрена Артиллерийским комитетом Головного Артиллерийского Управления (АК ГАУ), так как нерационально иметь на каждую пусковую установку две вспомогательные установки на дефицитных гусеничных ходовых частях. Не считая того, в Арткоме сочли недопустимым стыкование боевой части с движком на пусковой установке, Потому ЦНИИ-58 разработал ряд новых схем пускового комплекса и, получив утвержденные тактико-технические требования, представил свои разработки на рассмотрение технического совещания с ролью представителей Арткома ГАУ, НИИ-1 и ЦНИИ-58.

5 апреля 1956 г. совещание приняло для предстоящего проектирования и производства схему пускового комплекса из 2-ух установок: пусковой С-119А (2П2) и заряжающей С-120А (2ПЗ). В этой схеме предусматривалась транспортировка одной стопроцентно собранной ракеты «Марс» конкретно на пусковой установке и 2-ух таких ракет - на заряжающей установке, на которой был смонтирован кран заряжания, созданный для загрузки (разгрузки) установок ракетами. Комплекс в целом получил индекс С-122А (2П1). Таким образом, машина С-121 выпала из состава комплекса. Принятая этим совещанием схема пускового комплекса, как и начальная схема, удовлетворяла всем тактико-техническим требованиям № 007100. По решению совещания работы по начальной схеме пускового комплекса были прекращены, а изготовленные конструктивные разработки применены при разработке технического проекта по утвержденной новейшей схеме пускового комплекса С-122А (2П1).
Бывалые эталоны установок пусковой 2П2 и заряжающей 2ПЗ были сделаны в ЦНИИ-58 и испытаны на Фрязинском полигоне. Фабричные тесты нашли до двухсотен конструктивных недочетов. Самым критичным недочетом стал большой вес пусковой установки (17 т), что на 1,5 т превысило вес, обозначенный в тактико-техническом задании. Также нужно было решить задачку обеспечения стойкости пусковой установки при старте ракеты, что добивалось доработок и самой ракеты «Марс». Постановлением Совмина № 328–199 от 20 марта 1958 г. комплекс 2К1 «Марс» был принят на вооружение Русской армии. В апреле 1958 г. на совещании управляющих компаний разработчиков и производителей комплекса заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов востребовал сделать к середине 1959 г. 25 комплексов 2К1 «Марс» в составе главных машин: пусковой установки 2П2 и транспортно-заряжающей машины 2ПЗ. Интересно, что к этому времени еще не были окончены полигонные тесты 2К1 «Марс» в Капустином Яре. Последние 15 пусков прошли в июне — июле 1958 г. с площадки № 8 с баллистической пусковой установки С-121.
Гусеничное шасси пусковой установки 2П2 имело ряд недочетов, в том числе тряску «специзделия». Потому конструкторы ОКБ завода «Баррикады» во главе с Г.И. Сергеевым разработали колесную пусковую установку на шасси автомобиля ЗИЛ-135. Проект был закончен к 20 сентября 1958 г. Колесная пусковая установка получила индекс Бр-217, а колесная транспортно-заряжающая машина - Бр-218. Но Устинов отказался от сотворения колесной пусковой установки. Основным аргументом этого стало сдвигание срока сдачи комплекса войскам до I960 г., а то и до 1961 г. В конце сентября 1958 г. шасси на базе танка ПТ-76 начали поступать на завод «Баррикады». В декабре 1958 г. на заводе были собраны по одной системе 2П2 и 2П3, а потом начались их фабричные тесты. На основании директивы Главнокомандующего сухопутных войск № КС/589261 от 27 декабря 1958 г. комиссией, назначенной приказом начальника ГАУ №001 от 13 января 1959 г., в период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены тесты комплексов «Марс» и «Луна» в критериях естественных низких температур на Агинском артиллерийском полигоне Забайкальского военного окрестность.
Тесты проходили головные эталоны опытнейшей серии пусковой установки 2П2 и транспортно-заряжающей машины 2П3, также пусковая установка 2П16 и транспортно-заряжающая машина 2П17, поставленные из ЦНИИ-58. На испытаниях проверялись системы подогрева — водяная и электронная, также был запланирован пробег и 8 пусков ракет (6 ракет 3Р5 и 2 ракеты 3Р1). Результаты испытаний оказались удовлетворительными. Комплекс 2К1 «Марс» получил всего два замечания:
1. Воздействие газовой струи на контрольную площадку направляющей и на прицел С-85.
2. Электрочехол был эффективнее водяного, но тоже не обеспечивал хотимого результата в части температурного режима.
Пока шли тесты 2К1 «Марс», Устинов готовил разгром ЦНИИ-58. И вот приказом ГКОТ от 3 июля 1959 г. ЦНИИ-58 было включено в состав ОКБ-1, которым управлял С.П. Цариц. Практически ЦНИИ-58 не стал существовать как самостоятельное предприятие, а В.Г.Грабин остался без работы.
Массовое создание пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса 2К1 «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959–1960 гг. заводом «Баррикады» было сделано 25 пусковых установок 2П2 и 25 транспортно-заряжающих машин 2П3. В 1970 г. комплекс 2К1 «Марс» был снят с вооружения Русской армии.
Данные первых русских твердотопливных тактических ракет 3Р1 «Марс» / 3Р2 «Филин»
Калибр, мм: ракеты 324 / 612
надкалиберной боевой части 600 / 850
Длина ракеты, мм/клб 9040/27,3 / 10370/17
Вес боевой части, кг 565 / 1200
Бес горючего, кг 496 / 1642
Вес ракеты стартовый, кг 1760 / 4430
Дальность стрельбы, км:
- наибольшая 17,5 / 25,7
- малая 10 / —
Время работы мотора, с 7,0 / 4,8
Длина активного участка линии движения, км 2,0 / 1,7
Скорость наибольшая, м/с 531 / 686
Данные пусковой установки С-122А комплекса «Марс»
Угол ВН, град +15°; +60°
Угол ГН, град ±5°
Длина направляющей, мм 6700
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм 2650
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм 2100
Клиренс ПУ, мм 400
Вес качающейся части без ракеты, кг 1377
Вес вращающейся части (без качающейся части и ракеты), кг 1105
Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5112
Вес шасси, кг 11329
Полный вес ПУ в боевом положении, кг 16441
Расчет, чел 3
Припас хода по шоссе по горючему, км 250
Скорость наибольшая, км/час:
- заряженной ПУ 20
- незаряженной ПУ 30—40
Мощность мотора шасси, л. с 235
Источник: dogswar.ru