
В 1970-е годы в США, делая упор на успехи, достигнутые в области сотворения маленьких высокоэкономичных воздушно-реактивных движков, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными боевыми частями на дальности до 2000-2500 км с относительно высочайшей точностью (КВО наименее 200 м).
Полномасштабные работы по крылатой ракете BGM-109G Gryphon (южноамериканское полное обозначение GLCM - Ground Launched Cruise Missile) были начаты в 1977 г. В том же году начались и летные тесты ракеты. Запуски проводились с опытнейшей пусковой установки с 2-мя направляющими, смонтированной на авто прицепе. С мая 1982 г. летные тесты крылатых ракет проходили на полигоне в штате Юта с внедрением серийного эталона мобильной пусковой установки с 4-мя транспортно-пусковыми контейнерами. На вооружение ракета BGM-109G была принята в 1983 г. Фактически сразу ВВС США приступили к развертыванию первой эскадрильи с 16 ракетами на базе в Гринэм-Коммон (Великобритания), которая к 31 декабря этого же года была введена в состав боеготовых ядерных сил США и НАТО. К 1987 г. ракеты BGM-109G Gryphon были развернуты к тому же в Бельгии, Нидерландах, ФРГ и на полуострове Сицилия.
Ракета BGM-109G Gryphon конструктивно была выполнена из отдельных многофункциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный движок F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку, смонтированную на авто полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика употреблялся тягач М818 концерна МАИ.

Главной «изюминкой» ракеты BGM-109G Gryphon была комбинированная система управления, состоявшая из инерциальной системы с бортовой ЭВМ и корреляционной системы TERCOM. После запуска ракеты наведение производилось инерциальной системой, временами корректируемой для компенсации накапливающейся ошибки корреляционной системой TERCOM на базе сопоставления профиля пролетаемой местности с эталонными данными, введенными в память бортовой ЭВМ ракеты. КВО при стрельбе составляло около 35 м. Карты для системы TERCOM в цифровой форме представляли собой матрицы высот отдельных участков местности. Они (до 10) должны вводиться в процессе предстартовой подготовки ракеты конкретно перед пуском. Меж зонами корректировки ракета наводилась в направлении заблаговременно запрограммированных участков местности, пролетая меж ними по прямолинейной линии движения. Высота и скорость полета при всем этом соответствовали установленным перед запуском значениям в границах 60-100 м и 750-850 км/час соответственно.
Планировалось, что программируемый маршрут полета ракеты обеспечит ее маскировку, обход узнаваемых районов расположения средств ПВО противника, также имитацию неверных атак. Была возможность дополнять комбинированную систему управления цифровой электронно-оптической системой DSMAC для наведения на конечном участке полета. В данном случае КВО могло составить 20-30 м. На ракете BGM-109G Gryphon устанавливалась моноблочная ядерная боевая часть с зарядом в 200 кт. Наибольшая дальность стрельбы составляла 2600 км.
В состав 1-го ракетного комплекса врубались четыре транспортно-пусковые установки и два центра управления запуском. Меж собой они соединялись волоконно-оптическим кабелем, стойким к воздействию помех. Центр управления располагался на двухосном прицепе с кабиной, который буксировал тягач. Невзирая на приличный вес (35,4 т и 37 т), боевые агрегаты комплекса могли перемещаться по дорогам с жестким покрытием со скоростью до 80 км/ч. Время подготовки к занятию боевой готовности после марша составляло 10-20 минут. Время предстартовой подготовки ракет к старту - 5 минут. Интервал меж запусками - 1 минутка.

В мирное время вся техника ракетного комплекса находилась в границах ракетной базы в особых укрытиях, способных выдержать попадание средней авиабомбы. С переводом в высшие степени боевой готовности подразделения должны были выводиться в назначенные районы. Предстоящее их применение могло зависеть от развития военно-политической обстановки. К моменту подписания Контракта о ракетах средней и малой дальности на местности Западной Европы было развернуто 309 крылатых ракет BGM-109G Gryphon. Они все являлись составной частью ракетно-ядерных сил средней дальности. Подразделения с крылатыми ракетами входили в состав командования ВВС США в Европейской зоне. Официально числилось, что ракетные комплексы подчинены главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силам НАТО в Европе. Практически они все врубались в американский план поражения стратегических целей (СИОП).
Сравнимо огромное время полета до целей, исчисляемое несколькими часами, предназначило выбор вероятных объектов поражения для них. Ими могли стать, по большей части, цели, некритичные ко времени поражения, к примеру, аэродромы, военно-морские базы либо склады стратегических резервов. Невзирая на ряд тривиальных плюсов, таких как высочайшая живучесть, скрытность и точность нанесения ядерного удара, крылатые ракеты имели и недочеты. 1-ый из них уже упоминался - относительная ограниченность вероятных объектов поражения. Не считая этого необходимо подчеркнуть и ухудшение точности стрельбы при полете над равнинной местностью и отсутствие способности уклониться от воздействия мобильных средств ПВО. Но в целом это было действенное орудие. Все 442 ракеты BGM-109G Gryphon были ликвидированы в согласовании с положениями советско-американского контракта 1987 года.
Тактико-технические свойства ракеты BGM-109G Gryphon
Длина, м. 6,4
Поперечник, м. 0,53
Размах крыльев, м. 2,6
Вес ракеты, т:
- в контейнере 1,71
- без контейнера 1,47
Дальность стрельбы, км 2600
Скорость наибольшая, М 0,9
Данные транспортно-пусковой установки (ТПУ)
Габариты, м:
длина 10,64
ширина 2,44
высота 2,64
Число ракет на ТПУ 4
Вес ТПУ, т 14,3
Источник: dogswar.ru