ArtGuns » Артиллерия » Ракетный комплекс с оперативно-тактическими ракетами Р-11 (8А61) и Р-11М (8К11) (СССР)

Ракетный комплекс с оперативно-тактическими ракетами Р-11 (8А61) и Р-11М (8К11) (СССР)

13 август 2025, Среда
10
0
4 декабря 1950 г. вышло Постановление Совмина, санкционировавшее начало работ по теме «Н2» - создание ракет на высококипящих элементах горючего. В ноябре 1951 г. ОКБ-1 НИИ-88 (главный конструктор С.П. Цариц) был закончен эскизный проект одноступенчатой ракеты Р-11. Постановлением Совмина от 13 ноября 1953 г. было решено массовое создание ракет Р-11 развернуть на заводе №385 в г. Златоусте, возложив обеспечение работ на СКБ-385. Своим ответственным представителем в СКБ-385 Цариц провозгласил Макеева. 11 марта 1955 г. приказом министра оборонной, индустрии Д.Ф. стинова В.П.Макеев был назначен основным конструктором СКБ-385 и сразу заместителем, головного конструктора ОКБ-1 С.П.Царица по ракете Р-11. Ракета имела инерциальную систему управления. Боевая часть была фугасного типа и содержала 535 кг взрывчатого вещества. Однокамерный жидкостный реактивный движок С2.253 с вытеснительной подачей горючего был разработан в ОКБ-2 (главный конструктор А.И. Исаев). В движке в качестве окислителя использовалась азотная кислота АК-2И, главным горючим был керосин, а пусковым горючим - ТГ-02 «Тонка». Элементами управления ракеты служили поворотные газоструйные рули. 1-ый шаг летных испытаний в объеме пусков 10 ракет Р-11 прошел с 18 апреля по 2 июня 1953 г. на полигоне Капустин Яр. Запуски ракет Р-11 с головной частью весом 540 кг выполнялись на дальность 270 км (4 ракеты) и 250 км (6 ракет). 1-ый удачный запуск ракеты состоялся 21 мая 1953 г. 5 ракет достигнули района цели (четыре, запущенные на дальность 270 км, и одна - на дальность 250 км), три ракеты не достигнули цели, два запуска были аварийными (1-ый - из-за неисправности системы управления ракета свалилась на расстоянии 765 м от пускового стола; 9 - из-за не плотности двигательной установки). 2-ой шаг летных испытаний, также в объеме 10 пусков, был проведен на том же полигоне с 20 апреля по 13 мая 1954 г. Из 10 пусков ракеты Р-11 девять достигнули дальности 270 км с возможным отклонением по дальности 1,19 км (по тактико-техническим требованиям - 1,5 км) и боковому отклонению 0,66 км (по тактико-техническим требованиям - 0,75 км). Трагедия произошла на шестом пуске 5 мая 1954 г. на 80-й секунде вследствие выхода из строя автомата стабилизации по всем каналам. В декабре 1954 г. - январе 1955 г. проведены 5 удачных пристрелочных испытаний. Ракета Р-11 после 10 зачетных испытаний, проведенных в январе - феврале 1955 г., была принята на вооружение 13 июля 1955 г. с индексом ГАУ 8А61. Но практически ракета 8А61 в войска не поступала. 26 августа 1954 г. вышло Постановление Совмина о разработке на базе ракеты Р-11 ракеты - носителя ядерного заряда для сухопутных войск. Новенькая ракета получила индекс Р-11М. Главным ее различием была боеголовка, снаряженная спецбоеприпасом «РСД-4» мощью 10 кт. Принципные различия были в наземном оборудовании комплекса. При транспортировании ракета Р-11 перевозилась на полуприцепе с автомобилем типа ЗИС-151, время перехода из походного положения в боевое составляло около 3,5 часа. Пуск ракет выполнялся с пускового стола, который в походном положении перевозился на автомобиле. Установщик ракеты был изготовлен на шасси томного артиллерийского тягача. Для ракет Р-11М была сотворена особая самоходная пусковая установка (СПУ), что резко повысило мобильность комплекса, а время перехода из походного положения в боевое сократилось до 30 минут. Летные тесты ракета Р-11М прошла в три шага с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. Всего было произведено 22 запуска. Сначала 1958 г. проведено 5 зачетных пусков, и Постановлением Совмина от 1 апреля 1958 г. Р-11М была принята на вооружение под индексом 8К11 в качестве оперативно-тактической ракеты сухопутных войск. Самоходная пусковая установка «объект 803» была разработана в 1955–1956 гг. на ленинградском Кировском заводе под управлением К.Н. Ильина. СПУ установлена на шасси артиллерийской установки ИСУ-152К. Вес СПУ 40 т, наибольшая скорость хода 42 км/час. Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на соответствующей трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед запуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой стол. СПУ «объект 803» получила индекс 8У218 и серийно выпускалась Кировским заводом с 1959 г. «Объект 803» был снят с производства по Постановлению Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г. 20 августа 1957 г. вышел приказ министра оборонной индустрии о передаче 2-ух ракет Р-2 Китаю. В предстоящем туда передали и Р-11. В 1960–1961 гг. в КНР было сформировано 20 полков с ракетами Р-2 и Р-11. В мае 1955 г. на базе артиллерийской бригады большой мощи Воронежского военного окрестность была сформирована 233-я инженерная бригада РВГК. Сначало она была вооружена ракетами 8А61, а потом — ракетами 8К11. В августе 1958 г. из подчинения заместителя министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск были переданы «инженерные бригады РВГК», снаряженные принятыми на вооружение в 1955 г. управляемыми ракетами Р-11М. Это были последующие соединения: - 77-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр и по окончании формирования и подготовки дислоцирована в Прикарпатский военный округ. При формировании в 1952 г. бригада комплектовалась ракетами Р-2 - вариант ФАУ-2); - 90-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр и по окончании формирования и подготовки дислоцирована в Киевский военный округ. При формировании в 1952 г. комплектовалась ракетами Р-2); - 233-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1955 г. на базе кадров артиллерийской бригады РВГК Воронежского военного окрестность). Формировавшиеся во 2-ой половине 1940-х годов - начале 1950-х годов ракетные соединения именовались «бригадами особенного предназначения РВГК». а с 1953 г. - «инженерными бригадами РВГК». Тактико-технические свойства ракет Р11 / Р11М Модификации ракет: - Р-11 (8А61) - с фугасной головной частью, запуск со стартового стола 8У28, 1955 г. - Р-11М (8К11) - с ядерной головной частью, запуск с самоходного стартового агрегата 8У218, 1958 г. - Р-11МУ "Урал" (8К12) – проект модернизации, разработка с 1957 г. - Р-11А (В-11А) – геофизическая ракета, тесты с 1958 г. Оперативно-тактическая ракета Р-11 (8А61). Код НАТО – SS-1b “Scud A”. Экспортное наименование - Р-150. Создатель – ОКБ-1 НИИ-88. Производитель – завод № 385 (1953-1959 гг.) и №285 (1958-1959 гг.) Разработка с 04.12.1950 г. Тесты с 18.04.1953 г (35 пусков). Принята на вооружение 13.07.1955 г. Дальность стрельбы – 60-150 (до 270) км. Высота линии движения – 78 км. Боевая часть – фугасная, массой 690 (от 540 до 1000) кг, масса ВВ – 535 кг. Система управления – инерциальная, КВО – 3000 м (+-1100 м по дальности и +-1050 м по курсу для 65% пусков). Масса: стартовая – 5,337-5,35 т, сухая – 1,336 (1,645) т., горючего – 3,664 (3,705) т. Размеры: длина – 10,424 м, поперечник – 0,88 м, размах стабилизатора – 1,8 м. Число ступеней – 1. Движок – ЖРД С2.253 (8Д511), тягой у земли – 8,3 т., в пустоте – 10,3 т. Время работы - 90 с. Составляющие ракетного горючего: горючее – Т-1, окислитель – АК-20Ф, пусковое горючее – ТГ-02. Скорость полета – 1430-1500 м/с. Время полета на полную дальность – 5 мин 20 с. Запуск – с наземного стартового стола 8У28. Время подготовки к пуску – 3,5 часа. Транспортировка – на полуприцепе-лафете автомобилем ЗиС-151 (ЗиЛ-157В). Установка - подъемник-установщик 8У227 на шасси томного артиллерийского тягача АТ-Т. Оперативно-тактическая ракета Р-11М (8К11). Вероятный индекс - 2К3 Вероятное наименование - "Земля" Экспортное наименование - Р-170. Разработка с 26.04.1954 г. Тесты с 30.12.1955 г (27 пусков). Принята на вооружение 01.04.1958 г. Создание на заводе №285 с 1959 г. Дальность стрельбы – 60-200 км. Боевая часть – ядерная 3Н10 с зарядом РДС-4 мощью 10, 20 и 40 кТ, массой 265 кг; - фугасная массой 600-690 (до 1000) кг. КВО - до 600 м. Масса: стартовая – 5409,6 кг, сухая – 1990,1 кг, горючего и воздуха – 3419,4 кг. Длина - 10,344 м. Запуск – с подвижной пусковой установки 8У218. Время подготовки к пуску – 30 минут. Стартовый агрегат 8У218 "Цветок" (объект 803). Создатель – СКБ Кировского завода. Разработана в 1955-1956 гг. Главный конструктор – К.Н. Ильин. Производитель – завод № 47. Серия с 1959 по 1962 гг., выпущено 56 ед. База – ИСУ-152К. Время подготовки к пуску – 30 минут. Расчет – 5 чел. Вес – 40 т. Скорость: без ракеты – до 42 км/ч. Припас хода – 300 км.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!