
Накопив некий опыт в разработке боевых баллистических ракет, ОКБ-586 еще в процессе серийного производства БРСД Р-12, Р-14 и МБР Р-16 увидело возможность их модернизации. В проектном отделе конструкторского бюро были разработаны предложения по всем этим изделиям под новыми индексами: Р-22, Р-24 и Р-26. 1-ая цифра в индексах обозначала 2-ой шаг в разработках, а 2-ая - отношение к предшествующим ракетам.
После рассмотрения вопроса в Министерстве обороны СССР предложения по ракетам Р-22 и Р-24 были отклонены, а вот разработка Р-26, которая должна была поменять собой МБР Р-16, была признана целесообразной. Главным аргументом для принятия положительного решения стало повышение до года (более чем на порядок по сопоставлению с Р-16) длительности нахождения ракеты в готовности №1, также возможность запуска через 10-15 мин. после получения приказа, другими словами с задержкой, наименьшей подлетного времени МБР противника.
Разработка ракеты МБР Р-26 (индекс ГРАУ - 8К66) была задана постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №548-223сс от 23 мая 1960 г. с выходом на летные тесты уже в декабре 1961 года. Предусматривалось создание ракеты с дальностью стрельбы 11 500-12 000 км при стартовой массе 85 т. В качестве главного варианта задавалось шахтное базирование, при всем этом требовалось проработать и незащищенную пусковую установку. Головным создателем было определено ОКБ-586, а в качестве соисполнителей привлекались в главном организации, участвовавшие в разработке МБР Р-16. Проектирование боевой стартовой позиции поручалось ленинградскому ЦКБ-34. В марте 1961 года на ракету Р-26 был выпущен эскизный проект.

Сборка ракеты была выполнена по обыкновенной для ОКБ-586 тандемной схеме, но содержала ряд прогрессивных решений. В конструкции использовались упрессованные панели из дюралевого сплава с продольным силовым набором и особые пустотелые упрессованные профили для распорных шпангоутов топливных баков. Также были использованы «горячий» наддув баков и мембраны на топливных магистралях со свободным и принудительным прорывом при пуске, «горячее» разделение ступеней (движок 2-й ступени запускается до разрыва межступенных связей) с защитой 2-й ступени особым экраном и другие новаторства. Двигательные установки обеих ступеней были подобны движкам МБР Р-16, но подвергались модификации. В качестве управляющих органов на 1-й ступени применялись газоструйные рули, на 2-й ступени - поворотные сопла выхлопа ТНА маршевого мотора. Ракета должна была нести моноблочный ядерный заряд мощью 1,6 мегатонны. При всем этом система управления обеспечивала более высшую (приблизительно на 20%) точность стрельбы, чем у МБР Р-16.
Пусковая установка - ракета шахтного базирования, шахтная ПУ второго поколения, старт по типу ракеты Р-16.
Тип защитного устройства ШПУ - плоская сдвижная крыша
Поперечник шахты - 7,5 м
Высота шахты - 32-35 м
С марта по июнь 1962 года в НИИ-229 были проведены огневые стендовые тесты обеих ступеней ракеты. При отработке «горячего» разделения ступеней планировался пуск ДУ 2-й ступени с пристыкованным к ней макетом 1-й ступени. К моменту окончания огневых испытаний на заводе №586 были сделаны 5 ракет для летно-конструкторских испытаний. Одна из них была выслана на Байконур, где к тому времени уже было завершено строительство 2-ух экспериментальных шахтных пусковых установок.
Но до летных испытаний ракеты дело не дошло. Работы по созданию ракеты Р-26 были прекращены постановлением правительства от 9 июля 1962 года, невзирая на вполне законченную наземную отработку и готовность к летным испытаниям. Главными причинами прекращения разработки стали дефицитность годового срока ее хранения в заправленном состоянии и необходимость разработки более сильной ракеты под новые виды боевого оснащения. Уже сделанные эталоны ракеты Р-26 показывались на военных парадах в Москве. Западные источники длительное время неверно отождествляли ее с МБР Р-9А, обозначавшейся в США как SS-8 'Sasin'.
Тактико-технические свойства МБР 8К66 Р-26
Длина - 24,38 м
Длина без головной части - 22,0 м
Поперечник корпуса наибольший - 2,75 м
Длина 1 ступени - 11,4 м
Поперечник 1 ступени - 2,75 м
Длина 2 ступени - 10,05 м
Поперечник 2 ступени - 2,4 м
Длина переходного межступенного отсека - 2,6 м
Дллина конической части (меж 2 ступенью и БЧ) - 5,51 м
Масса стартовая - 85000 кг
Масса забрасываемая - 3000-3500 кг
Дальность деяния:
- 11600 км (по начальному ТТЗ с легкой БЧ "вариант 1")
- 10500 км (возможно с БЧ "вариант 2")
КВО:
- 1500-2000 м (штатное)
- 5000 м (предельное отклонение)
Типы БЧ:
- вариант 1 - ядерная моноблочная БЧ мощью 1,6 Мт (по Постановлению СМ на создание)
- вариант 2 - термоядерная моноблочная БЧ мощью 5 Мт
Длина БЧ - 2.7 м
Поперечник БЧ - 1.3 м
создатели статьи: А.Б. Железняков
Источник: dogswar.ru