
В 1967 году, спустя всего 6 лет после начала серийного производства 57-мм автоматической корабельной артиллерийской установки АК-725, спецам Конструкторского бюро №3 Горьковского машиностроительного завода (в 1970 г. на базе данного конструкторского бюро сотворен ЦНИИ «Буревестник», носящий это заглавие и в наши деньки) была поручена работа по созданию новейшей 57-мм одноорудийной автоматической корабельной артиллерийской установки, которая должна была сопрягаться с новейшей радиолокационной системой управления огнем МР-123 «Вымпел». В том же году были начаты и конкретные работы по этой теме. Добавим, что сразу конструкторскому бюро была поручена работа и по корабельной артиллерийской установке в калибре 75 мм, но, в отличие от 57-мм артустановки, она не дошла даже до стадии сборки опытнейшего эталона.
Эскизный проект многообещающей корабельной артиллерийской установки, которой присвоили шифр А-220, подвергся рассмотрению и в целом одобрен в августе 1968 г., а в 1969 г. начались активные работы по этой теме. При всем этом особенностями новейшей артиллерийской установки должны были стать уменьшенные весовые характеристики, что обусловливалось широким применением в ее конструкции легких сплавов, которые, как указывает А.В. Широкорад в собственном труде «Оружие российского флота: 1945-2000», «использовались не только лишь в отдельных устройствах и механизмах, а в главном, в силовых конструкциях установок - станке люльке, системах подачи боеприпасов и остывания ствола».
не считая того, в первый раз были использованы комбинированная вырезка лейнированного ствола новейшей артустановки (1-ый случай внедрения в российских артиллерийских системах) и беззвеньевая (шнековая) схема подачи боеприпасов, которые располагались в шнековом бункере на 420 либо 625 выстрелов (1-ое применение таковой схемы питания на артустановках калибра 57 мм). Подача боеприпасов из бункера до качающейся части обеспечивалась при помощи электрического привода, а потом подача и, потом, досылка патрона в камору осуществлялись уже за счет энергии отката. Остывание ствола предусматривалось водяное, оно было непрерывным. В свою очередь автомат имел маленький ход откатных частей и вертикальный клиновый затвор, обеспечивая инерционную досылку патрона и инерционную экстракцию гильзы.
Полигонные тесты опытнейшего эталона многообещающей корабельной артиллерийской установки проводились в период с 26 августа 1975 г. по 28 апреля 1977 г., но с перерывами, в процессе которых создатель производил доработку артустановки и избавлял выявленные в процессе испытаний недочеты. Следует при всем этом отметить, что в процессе данных испытаний внезапно выяснилось: настоящая живучесть ствола новейшей артиллерийской установки - недостаточна, а данный критериями тактико-технического задания режим стрельбы 1800 выстрелов очередями по 100 выстрелов с перерывами 25-30 секунд создателем не обеспечен.
Муниципальные корабельные тесты опытнейшей КАУ типа А-220, работавшей уже во содействии с радиолокационной системой управления огнем МР-123 «Вымпел» (по данным веб-сайта «Military Russia: Российская военная техника (после 1945 г.)», обозначение данной системы - МР-123 «Вымпел-220»), проходили в период с сентября 1977 г. по август 1978 г. на опытнейшем артиллерийском катере «АК-225» (фабричный №110) проекта 205ПЭ. Как обозначено на том же веб-сайте «Military Russia: Российская военная техника (после 1945 г.)», радиолокационная система управления огнем МР-123 «обеспечивает сопровождение и наведение артустановки на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м с управлением 1-2 установками». При всем этом пункт управления стрельбой обустроен ТВ-визиром с дальностью обнаружения 75 км для морской цели типа «катер проекта 205» и 7 км - для воздушной цели типа «МиГ-19», а в системе предусмотрен запасный пост управления стрельбой - визирная колонка с коллиматорным прицелом, который «обязательно употребляется для стрельб по наземным неконтрастным целям, к примеру, на десантных кораблях».
Артиллерийский катер, на котором проходили муниципальные корабельные тесты опытнейшей корабельной артиллерийской установки типа А-220, был построен в рамках серии артиллерийских катеров и пограничных сторожевых кораблей семейства 205П/205ПЭ и вступил в строй сначала 1969 г. Данный катер строился на Ленинградском Приморском (судостроительном) заводе - так с 1966 г. стал именоваться завод №5 Министерства судостроительной индустрии. Позднее, согласно приказу министра судостроительной индустрии №0299 от 1 июня 1970 г., завод был объединен с Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и его Опытным Морским заводом в единое ПТО «Алмаз», которое четыре года спустя было переименовано в Производственное объединение (ПО) «Алмаз».
Сначало, согласно проекту, данный катер был вооружен 57-мм корабельной артиллерийской установкой АК-725, но в рамках испытаний опытнейшей корабельной артиллерийской установки А-220 аналогичного калибра состав артиллерийского вооружения катера перетерпел надлежащие конфигурации: заместо размещавшейся в кормовой части катера артустановки АК-725 на него установили опытнейший эталон многообещающей корабельной артиллерийской установки А-220. Потом артиллерийский катер «АК-225» заходил в боевой состав Краснознаменного Черноморского флота и носил последующие бортовые номера: с КАУ типа АК-725 - 900 (на 1974 г.), 909 и 904, а с КАУ типа А-220 - 903, 160 и 117 (на 1990 г.). 24 июня 1991 г. катер, согласно имеющейся в российских открытых источниках инфы, был списан. Но вернемся к основной теме нашего материала.
В процессе испытаний опытнейшего эталона многообещающей корабельной артиллерийской установки типа А-220 было отмечено некое понижение живучести ствола, потому длина непрерывной очереди, данная в тактико-техническом задании в 100 выстрелов, в действительности была снижена до 50 выстрелов. Но в целом результаты муниципальных корабельных испытаний были признаны положительными, что по сути, давало зеленоватый свет продолжению работ по этой теме. Вобщем, в итоге 57-мм одноорудийная автоматическая корабельная артиллерийская установка типа А-220 на вооружение ВМФ СССР так и не была принята, и в массовое создание не передавалась. Единственный же ее опытнейший эталон остался на обозначенном артиллерийском катере «АК-225», при этом пока понятно практически только одно изображение данной артустановки, ну и то, не особо неплохого свойства. Может быть, изображения А-220 есть в архивах создателя и заказчика, либо находятся у кого-либо в личном архиве и с течением времени они станут достоянием широкого круга профессионалов.
Одной из обстоятельств того, что корабельная артиллерийская установка А-220 не была принята на вооружение, русские спецы считают наименьший боевой потенциал 57-мм автоматической КАУ по сопоставлению с таким, имевшимся у 76,2-мм автоматических КАУ, также поступление на вооружение приблизительно в то время 76,2-мм одноорудийной автоматической корабельной артиллерийской установки типа АК-176, которая имела скорострельность порядка 120-139 выстрелов за минуту и по собственному боевому потенциалу, включая могущество используемых в ней боеприпасов, непременно, значительно превосходила артустановку типа А-220.
Установка А-220 башенного типа. Для облегчения установки в силовых конструкциях, люльке, системе подачи боеприпасов и охлаждении ствола в первый раз были использованы лёгкие железные сплавы. Ствол имел комбинированную вырезку ствола. Крутизна нарезов изменялась от 0 до 55 калибров. Затвор - вертикально-клиновой. В орудии использовалось водяное остывание. Использовалась шнековая подача боеприпасов, инерционная досылка патрона и инерционная экстракция гильзы. Боекомплект подавался приводом из бункера до приёмника качающейся части. Для досылки использовалась энергия откатных частей. Для установки были разработаны два варианта бункера с боеприпасами, на 425 и 625 патронов. Наибольшая теоретическая дальность стрельбы составляла 12,5 км, при всем этом боеприпасы использовали самоликвидатор, срабатывавший на дальности 5,6 км. Теоретический потолок стрельбы по высоте составлял 9,15 км, самоликвидатор срабатывал на высоте 6,7 км.
Главные технические данные А-220
Калибр: 57 мм;
Количество автоматов: 1;
Углы:
- Возвышения (макс.): +85°;
- Понижения (мин.): −10°;
- Горизонтальный: ±180°;
Высота башни от основания: 1650 мм;
Высота полосы огня от основания: 1025 мм;
Масса: 7500 кг;
Скорострельность 1-го ствола: 280-310 выстр/мин;
Количество выстрелов готовых к стрельбе: 420 либо 625;
Тип (индекс) боеприпаса: УОР-281/УОР-281У;
Тип снаряда: МГЗ-57/МГ-57;
Дальность стрельбы:
- По высоте: 9150 м (баллистическая);
- Горизонтальная: 12500 м (баллистическая);
Источник: dogswar.ru