
К концу 1977 г. в ОКБ «Звезда» разработали технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, созданный для использования в составе корабельных, вертолетных и самолетных систем вооружения. Полномасштабные работы по комплексу «Уран» велись на основании постановлений Совмина № 635-188 от 5 июля 1981 г. и № 222-90 от 16 марта 1983 г. Тесты комплекса «Уран» начались в 1983 г. на полигоне «Песчаная Балка». Подготовительные тесты состояли из 3-х шагов. В процессе первого шага проводились запуски макетов ракет Х-35 (3М-24) - это фабричный (морской) индекс. Не считая того ракеты имели очередное заглавие - «Изделие 78». Макеты были снабжены только автопилотом, маршевым и стартовым движками.
Запуски проводились как с береговой пусковой установки, размещенной на «Объекте 05» в поселке Черноморск (боевое поле полигона), так и с морского носителя - ракетного катера Р-44 проекта 206МР. Всего в процессе первого шага испытаний в 1983-1984 гг. было запущено 6 макетов с береговой установки и один макет - с катера. Итоговый акт о муниципальных испытаниях «Урана» был выслан в Москву 28 июля 2003 г. Скоро корабельный комплекс «Уран» официально приняли на вооружение.
Крылатая ПКР Х-35 (3М24) выполнена по обычной аэродинамической схеме, вооружена крестообразным раскладным крылом и раскладным оперением огромного удлинения. В нижней части фюзеляжа ракеты выполнен воздухозаборник трапециевидного сечения. Компактный турбореактивный маршевый движок работает на авиационном керосине. Старт ракеты делается с внедрением твердотопливного ускорителя, маршевый движок врубается после набора нужной скорости.
Комбинированная система наведения включает инерциальную систему, обеспечивающую программный полет на маршевом участке, активную радиолокационную ГСН и радиовысотомер. ГСН АРГС-35 (разработки НПП «Радар ММС») обеспечивает обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности до цели и скорости сближения с ней, выдачу координат цели в систему наведения ракеты, способна работать в критериях насыщенного радиоэлектронного противодействия.
Сзади ГСН расположена проникающая фугасная боевая часть. Ракета хранится и транспортируется в герметичном ТПК. На маршевом участке линии движения ПКР летит с высочайшей дозвуковой скоростью на высоте 10-15 м над гребнями волн, что обеспечивается точностью установленного на ракете радиовысотомера. Ракета в полете может отклоняться от полосы курса на углы до 90°. На конечном участке линии движения после захвата цели ГСН высота полета уменьшается до 3-5 м. Так ракета оказывается ниже горизонта средств обнаружения противника, что с учетом ее скорости усложняет перехват средствами ПВО цели. Длина ракеты корабельного, берегового и вертолетного базирования - 4,4 м, а самолетного базирования - 3,85 м из-за отсутствия стартового мотора. Наибольший поперечник фюзеляжа 420 мм. Размах крыльев 1330 мм. Вес боевой части 145 кг. Стартовый вес ракеты Х-35: корабельного и берегового базирования - около 620 кг, вертолетного базирования - около 610 кг, самолетного базирования - около 520 кг. Дальность стрельбы наибольшая - 130 км, малая - 7 км.
Согласно проспектам АО «Радар ММС» (Санкт-Петербург), радиолокационная головка самонаведения АРГС-35Э на ракете «Уран» обеспечивает наведение ракеты на цель по горизонтали ±45°, вниз -20° и ввысь +20°. Наибольшая дальность обнаружения целей 20 км. Цель находится при волнении моря до 6 баллов. Вес РГС без обтекателя около 40 кг, наибольший поперечник 420 мм, длина 700 мм. Боевая продуктивность ракеты Х-35 увеличивается за счет полета на максимально малых высотах (3-5 м зависимо от высоты волн), что существенно усложняет ее перехват корабельными средствами ПВО. На базе корабельного комплекса «Уран» был сотворен береговой ракетный комплекс «Бал-Э» (3К60, в специальной литературе еще упоминается индекс 3М60). Ракеты комплекса фактически схожи корабельным ракетам Х-35, потому стоит поподробнее обрисовать устройство наземной части комплекса.
В комплексе «Бал» может употребляться и модернизированная ракета Х-35У с значительно усовершенствованными чертами. Ее система наведения дополнена системой сателлитной навигации и новейшей активно-пассивной радиолокационной ГСН. Наибольшая дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность полета Х-35У увеличена до 260 км. На маршевом участке полета ракеты быть может до 4 пт перемены маршрута, что еще более повысило шансы «прорвать» систему ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете островов, выступающих из воды остовов кораблей и т. п., атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной полосе.

В состав берегового комплекса «Бал-Э», не считая ракеты, входят два самоходных командных пт управления и связи, четыре самоходные пусковые установки, четыре транспортно-перегрузочные машины и наземное оборудование для технического обслуживания всех машин и подготовки берегового ракетного комплекса к боевому использованию. Все машины комплекса «Бал-Э» смонтированы на однотипных авто шасси завышенной проходимости типа МАЗ-7930. Самоходная пусковая установка (СПУ) несет восемь ПКР в ТПК и аппаратуру подготовки и управления запуском, размещенную в защищенном посту. Боевая часть отдельной ПКР рассчитана на поражение боевого надводного корабля малого либо среднего водоизмещения (до 5000 т) и морских транспортов. Для поражения более большого боевого корабля по нему делается залповый запуск нескольких ракет Запуск ПКР вероятен с интервалом в 3 сек. Был представлен и вариант СПУ с 4-мя ПКР Транспортно-перегрузочная машина (ТПМ) несет восемь готовых ПКР в ТПК и оборудование для перезаряжания пусковых установок. Наличие на позиции ТПМ с «вторым комплектом» ракет позволяет произвести последующий «полновесный» залп комплекса через 30-40 минут после первого. Таким образом, наименее чем за час комплекс может выпустить 64 высокоточные ПКР
Самоходный командный пункт управления и связи обеспечивает разведку целей на фоне активных и пассивных помех, обработку инфы об найденных целях (включая определение неверных целей), определение приоритетных целей. целеуказание и среднее рассредотачивание целей меж пусковыми установками. Пункт обустроен выдвижной антенной системой, которая позволяет ему действовать с укрытых позиций, аппаратурой навигации и постановки личных помех, устройствами ночного видения. Установленная на машине РЛС целеуказания «Гарпун-Бал» работает в активном и пассивном режимах. Это позволяет воплотить гибкую стратегию обнаружения целей, в том числе - скрытного обнаружения за счет использования только пассивных каналов (способом решения триангуляционной задачки с внедрением 2-ух разнесенных каналов). Каналы радиолокационного обнаружения позволяют обнаруживать, систематизировать и аккомпанировать морские надводные цели с внедрением автоматических режимов.
Комплексу может придаваться машина связи. В системе боевого управления комплекса применены цифровые способы передачи всех видов сообщений, средства автоматической связи, обработки сообщений, засекречивания инфы. Энергоснабжение систем каждой из машин комплекса на боевой позиции обеспечивается автономным либо наружным источником электропитания.
В конце 2011 г. две СПУ 3С60 поступили на вооружение Каспийской флотилии. 26 апреля 2012 г. на полигоне Аданак в Дагестане была произведена 1-ая стрельба с БРК «Бал». По мишеням, находившимся на якорях в 56 км от берега, были запущены две ракеты П-35Э. По сообщению командования обе ракеты поразили мишени. Сначала 2010-х гг. комплекс «Редут» сняли с вооружения 847-го ОБРД, а сам дивизион переименовали в 46-й ОБРД. К 2013 г. в его составе имелось четыре самоходные ПУ (32 ракеты в залпе) и до 20 автомашин обеспечения. 1 июля 2014 г. 46-й отдельный береговой ракетный дивизион был перебазирован из Каспийска в Севастополь, выведен из состава Каспийской флотилии и с 1 декабря 2014 г. расформирован как самостоятельная воинская часть. Все комплексы «Бал» были переданы в состав вновь сформированной 15-й отдельной береговой ракетной бригады. На май 2017 г. ракетный комплекс «Бал» находился на вооружении 11-й бригады БРАВ ЧФ (Уташ), 15-й бригады БРАВ ЧФ (Севастополь) и 72-го полка БРАВ ТОФ (Смоляниново).
Тактико-технические свойства:
Дальность поражения: 120 км с ракетой Х-35 и с ракетой Х-35У 260 км
Удаленность стартовой позиции от береговой черты: до 10 км
Количество ракет на каждой СПУ и ТПМ: до 8
Интервал запуска ракет в залпе: менее 3 с
Наибольшая скорость движения:
по шоссе: 60 км/час
по бездорожью: 20 км/час
Стартовая масса ракеты: 620 кг
Суммарный боекомплект комплекса: до 64
Припас хода (без дозаправки): более 850 км
создатель статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнальчик «Оружие» 2017 г. №09
Источник: dogswar.ru