Ракетный комплекс большой дальности РК-55 / 3К12 «Рельеф» (СССР)

А именно, для крылатых ракет необходимо было сделать цифровые карты местности местности возможных врагов и массивные вычислительные центры, нужные для обработки и ввода в системы наведения ракет инфы о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет гласили их относительная простота и дешевизна, возможность использования разных (в том числе и не специально сделанных) носителей, также высочайшая возможность преодоления ПВО противника за счёт маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. В конце концов русское правительство отважилось на симметричный ответ Америке и начало разработку личных «Томагавков».
Решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 19 ноября 1975 г. за № 282 КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) была поручена разработка ракетного комплекса далекого деяния с крылатыми ракетами 3М-10 «Гранат», выстреливаемыми из торпедных аппаратов калибра 533 мм. Главный конструктор ракет Л. В. Люльев. Ракета имела подводный старт, производимый при помощи твердотопливного стартового ускорителя. В воздухе врубался маршевый двухконтурный твердотопливный движок. Маршевая скорость дозвуковая - 0,7-0,9 М. Высота полёта от 15 до 200 м, наибольшая дальность полёта около 3000 км. Ракетный комплекс «Гранат» предназначен для запуска с подводных лодок по береговым целям и является аналогом именитых американских ракет BGM-109 Tomahawk. Но вот кто у кого «содрал» конструкцию ракеты - вопрос спорный.
Историк полигона «Песчаная балка» под Феодосией Ю. С. Кузнецов в письме к создателю этой книжки поведал о собственных встречах с Львом Люльевым, конструктором «Граната». «3М-10 и BGM-109 Tomahawk, - пишет Юрий Сергеевич, - похожи друг на друга до мелочей, даже наружными размерами. Например, обе ракеты имеют схожую длину - 6,2 м. У них тот же самый поперечник - 514 мм, а в капсуле (при старте с подводной лодки) - 533 мм. Я лично говорил по этому поводу с Л. В. Люльевым. Он мне поведал такую историю: кое-где в конце 60-х -начале 70-х годов его КБ факультативно, на собственный ужас и риск, разработало принципно новейшую конструкцию крылатой ракеты (это правильно, конструкция этой ракеты ну ничем не припоминает конструкцию крылатых ракет Челомея, Березняка, Селезнева). Люльев и Устинов - однокласники по учебе в Ленинградском военмехе и огромные друзья. Устинов ознакомился с проектом и произнес, что наше сознание, наша индустрия, наше общество не готовы ещё к таким проектам. И Люльев произнес, что положил проект под сукно до наилучших времен. А позже появился «Томагавк» с его необычными техническими чертами. И Устинов позвонил Люльеву: «Лев, где там твой проект? Начинай им заниматься, и как можно быстрее». Вот он и начал заниматься.
Я спросил Люльева: «А как с главными размерами? Кто у кого воровал, кто у кого подсматривал? В особенности размер 514 мм». Он пожал плечами и произнес, что так время от времени у конструкторов бывает. Несколько позднее свердловские ребята мне произнесли, что во время испытаний южноамериканского BGM-109 Tomahawk один из испытываемых объектов залетел на Кубу и позже оказался каким-то образом на люльевской фирме. И к Люльеву приезжали многие, кто работал в ракетной технике, чтоб поглядеть на южноамериканское изобретение, а именно двигателисты - уж очень неплох был этот турбореактивный двухконтурный движок, очень маленький с виду, но очень красивый в работе. В общем, вышла достаточно тёмная, запутанная история, кто что сделал первым».
Так как тактико-технические данные ракет «Гранат» и «Рельеф» до сего времени (на декабрь 2018 г.) закрыты, для оценки их способностей я приведу данные испытаний «Граната» на полигоне «Песчаная балка», которые создателю предоставил их участник Ю.С.Кузнецов. 1-ый шаг испытаний ракет «Гранат» имел заглавие: «Экспериментальные тесты изделия КС-122РС17 с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». 1-ые два запуска состоялись 5 августа и 12 августа 1976 г. Задачей пусков была отработка процесса сброса капсулы с внутренним поперечником 518 мм с изделия КС-122РС с внешним поперечником 514 мм под действием газов от работающего стартового мотора. Систем управления ракеты не имели. Старт производили на полигоне «Песчаная балка» в поселке Черноморск под углом 50° на дальность приблизительно 3,6 км.
2-ой шаг испытаний имел заглавие: «Экспериментальные тесты изделия КС-122РТ с подводной лодки». Для испытаний была применена подводная лодка проекта 633РВ С-49 из 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н. Н. Синичкин). 1-ый запуск с лодки С-49 состоялся 28 июля 1977 г. Ракета в первый раз была вооружена аппаратурой управления АБ-11, но еще не имела маршевого мотора. Запуск произведён с глубины 40 м. Изделие прошло подводный участок линии движения, вышло из воды, произошёл сброс капсулы, раскрыв стабилизаторов и консолей крыла и отстрел стартового мотора. Аналогично прошёл и 2-ой запуск 10 августа 1977 г.
Запуск 27 сентября в первый раз прошёл с включенным маршевым движком ТРДД-50. Время движения в воде на глубине 40 м составило 4,88 с. Полет в воздухе продолжался 39,5 с. Дальность составила 2129 м с отклонением от директрисы стрельбы на лево. Вес изделия с капсулой составлял 2385 кг, без капсулы - 1485 кг, без стартового мотора - 1103 кг. 18 сентября 1980 г. произведён запуск с глубины 40 м при волнении моря 2-3 балла. Ракета пролетела 206 км за 1103 с (16,7 мин.). 4 ноября произведён запуск с глубины 40 м при волнении моря 4 балла. Ракета пролетела 220 км за 1119 с (18,6 мин.). 23 декабря произведён запуск с глубины 40 м при волнении моря около 4 баллов. При выходе из воды ракета растеряла устойчивость и приводнилась на 20-й секунде полета. После чего запуска тесты ракет 3М-10 в районе Феодосии были прекращены. Совместные тесты были начаты уже на Северном полигоне (21 ГЦМП ВМФ СССР) в районе посёлка Ненокса.
Разработка наземного комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» с ракетой КС-122 была поручена ОКБ «Новатор» (г. Свердловск) в 1983 г. с внедрением опыта сотворения и на базе морского комплекса «Гранат» с КРБД 3М10. Главный конструктор - Л. В. Люльев, ответственный управляющий работ по направлению от КБ «Новатор» и 1-ый заместитель головного конструктора - А. Ф. Усольцев.

Пусковая установка сотворена на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. На ПУ установлены: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полётных данных. Позиционный район работы 500 км. В процессе работы выяснилось, что обыденное размещение 6 ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к понижению черт мобильности и старта ракет. Потому принято решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разработана особая система управления ПУ. Электронный разъем подключения выполнили в задней части одного блока.
Все тесты комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» проводились на Ахтубинском полигоне Минобороны СССР № 929. Всего за время испытаний с 1983 по 1986 г. были осуществлены пуски 4 макетов ракеты и 6 боевых ракет в полной комплектации. Муниципальные тесты начались в 1985 г., они проходили на том же полигоне. В 1986 г. ракетный комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» удачно прошёл шаг госиспытаний и был принят на вооружение. Массовое создание велось на Свердловском машиностроительном заводе им. Калинина, куда и была передана вся нужная документация по ракетному комплексу РК-55 / 3К12 «Рельеф». Комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» имел индекс ГРАУ 2А2413, а в НАТО ему присвоили индекс SSC-X-4.
1987 год. На момент подписания Контракта по РСМД единственная воинская часть с комплексами РК-55 «Рельеф» в режиме опытнейшей эксплуатации размещена около г. Елгава (Латвия). По другим данным, в Елгаве на базе ВВС выполнялось ликвидирование средств комплекса. 10 октября 1988 г. согласно Договору о сокращении ракет средней и наименьшей дальности уничтожена последняя ракета из 6 СПУ и 80 крылатых ракет, подлежавших уничтожению. В официальных данных, публиковавшихся в СМИ, упоминаются 84 ракеты, согласно мемуарам свидетелей - 80.
Структура комплекса: - АСПУ 9В2413 разработки НПП «Старт», отдел П-16 (начальник отдела В. Н. Дьячков); - Т3М разработки НПП «Старт» / транспортная машина 9Е2413 (Новокраматорский МЗ); - заряжающая машина 9Ж2413 (Новокраматорский МЗ); - МБУ - машина боевого управления разработки НПП «Старт», отдел П-16; - КНО - комплекс наземного оборудования разработки НПП «Старт».
Технические свойства рыкеты 3К12 Длина ракеты, мм 8090 со стартовым РДТТ Длина ТПК, мм 8390 Размах крыла, мм 3300 Поперечник ТПК, мм 650 Поперечник фюзеляжа ракеты, мм 510 Стартовый вес, кг около 1700 Вес КР и ТПК, кг 2440 Вес боевой части, кг до 200 Дальность деяния, км 2600-2900 Скорость крейсерская, М 0,7-0,9 Потолок крейсерский, м около 200 Интервал меж запусками ракет одной СПУ, с более 1 Время запуска из состояния полной боевой готовности по получении команды, мин. 1 Время развёртывания из походного положения в боевое и напротив, мин. 15 Тип боевой части ядерная, 200 кт
Технические свойства пусковой установки РК-55 «Рельеф» Длина, м 128 Ширина, м 3 Высота, м 3,8 Расчёт, чел. 2 Число ракет на пусковой установке 6 Силовая установка дизель типа Д12АН-650 Мощность дизеля, л.с. 650 Формула колес 8х8 Вес не оснащенной/оснащенной пусковой, т 29,1/56 Скорость, км/ч до 65 Дальность марша, км до 850 Время перевода боевое/походное положение, мин. до 15 Время пуска ракет около минутки Преодолеваемые препятствия - уклон до 40°, ров до 3,2 м
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.