ArtGuns » Артиллерия » Баллистическая ракета 3М65 Р-39 «Осетр» (СССР)

Баллистическая ракета 3М65 Р-39 «Осетр» (СССР)

12 октябрь 2025, Воскресенье
1
0
БРПЛ Р-39 «Осетр» (индекс УРАВ ВМФ - 3М65, код СНВ - РСМ-52) - твердотопливная баллистическая ракета, предназначавшаяся для размещения на подводных лодках проекта 941 в составе ракетного комплекса Д-19. В июне 1971 года было принято решение Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, согласно которому КБ машиностроения задавалась разработка комплекса Д-19 с твердотопливной ракетой Р-39. Предполагалось оснащение ракеты 3-мя вариациями головных частей - моноблочной и 2-мя с разделяющейся головной частью - с 3-5 блоками средней мощи и 8-10 блоками малого класса мощи. В июле 1972 года была закончена разработка аванпроекта комплекса. Согласно одному из вариантов аванпроекта ракета должна была быть трехступенчатой, с массой около 75 тонн, поперечником 2,7 м и высотой 15 м. Сопло 2-й ступени совмещалось с фронтальным днищем 1-й ступени, движок 3-й ступени состоял из 4 блоков, размещавшихся совместно с боевым оснащением меж 2-й ступенью и головным отсеком. В головном отсеке размещались приборы и движок боевой ступени. В отличие от разработанных ранее КБ машиностроения ракет с жидкостными ракетными движками предполагался сухой способ старта. Был предложен также вариант с классической сборкой - с переходным отсеком, без совмещения частей движков 1-й и 2-й ступеней. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 692-222сс о разработке нового ракетного комплекса Д-19 системы «Тайфун» вышло 16 сентября 1973 года. Документом задавалась разработка подводной лодки проекта 941, оснащаемой 20 твердотопливными ракетами Р-39. Головным создателем ракеты назначалось КБ машиностроения, создателем мотора 1-й ступени КБ «Южное» вместе с НПО «Алтай». В декабре 1974 года был закончен эскизный проект, в каком предлагался вариант ракет с внедрением межступенчатого отсека и ростом погрузочной массы ракеты до 90 тонн. Эскизный проект не один раз подвергался изменениям. Так, в июне 1975 года вышло дополнение, согласно которому оставался только один тип боевого оснащения - 10 боевых блоков мощью 100 килотонн, применялся моноблочный движок 3-й ступени и заместо стартового мотора употреблялся пороховой аккумулятор давления. Конфигурации в компоновочной схеме ракеты привели к удлинению ракетной шахты с 15 до 16,5 метра и росту погрузочной массы ракеты до 90-95 тонн. В августе 1975 года вышло постановление правительства, в каком сформировался окончательный вариант ракеты Р-39, единственный вариант оснащения с 10 боевыми блоками и наибольшая дальность в 10 000 км. В декабре 1976-го и феврале 1981 года вышли постановления правительства, которыми закреплялось изменение типа топлив на 2-й и 3-й ступенях, уменьшение наибольшей дальности стрельбы с 10 000 до 8300 км и в сторону роста корректировались сроки сотворения комплекса. Конструктивно ракета Р-39 состояла из 3-х маршевых твердотопливных ступеней, разделяющейся головной части с жидкостным ракетным движком и амортизационной ракетно-стартовой ступени. Корпуса всех маршевых ступеней выполнены из композиционных материалов с намоткой нитей типа «кокон», имеют маленькое относительное удлинение и утопленные сопла. Разделяющаяся головная часть ракеты состояла из фронтального приборного отсека, двигательной установки и боевых блоков. Применение инерциальной системы управления с аппаратурой астро-коррекции позволило обеспечить при стрельбе на наивысшую дальность радиального возможного отличия точек падения боевых блоков менее 500 метров. Для Р-39 была разработана стартовая система с размещением фактически всех частей пусковой установки на специальной амортизационной ракетностартовой системе в носовой части ракеты. Старт ракеты осуществлялся из сухой шахты при помощи порохового аккума давления, размещенного на днище ракетной шахты в полости сопла мотора 1-й ступени. С сентября 1977-го по декабрь 1978 года выполнялись летно-конструкторские тесты по отработке исходного участка полета. Осуществлялись запуски с надводного и подводного положений специального погружного щита на Черном море в Балаклаве. Специально для этих испытаний был разработан уменьшенный аналог мотора 1-й ступени 3Д65Б, который обеспечивал все расходно-тяговые свойства штатного мотора 3Д65 в течение первых восьми секунд работы. Всего со щита ПС-65 было осуществлено 9 пусков. Бросковые тесты были продолжены в декабре 1978-го - сентябре 1979 года с борта подводной лодки К-153, переоборудованной из проекта 629 по проекту 619. Лодка была оборудована одной ракетной шахтой. Всего было выполнено 7 пусков, при всем этом замечаний по двигательной установке не появлялось. Наряду с бросковыми испытаниями с октября 1978-го по ноябрь 1979 года была осуществлена отработка боевых блоков средством запусков экспериментальных ракет К-65М-Р. Было осуществлено 9 пусков. В январе 1980 года начались совместные летные тесты с наземного щита НСК-65 на Северном полигоне в Неноксе. 28 января был осуществлен 1-ый запуск. Но он и четыре последовавших за ним были плохими. После доработки ряда систем летные тесты возобновились, и 27 декабря 1980 года состоялся 1-ый успешный запуск. Всего до июня 1982 года с наземного щита было осуществлено 17 пусков ракет - 15 на промежную дальность и два на наименьшую. Больше половины этих пусков были плохими. В декабре 1981 года начались совместные летные тесты Р-39 с борта головного атомного ракетоносца проекта 941 - ТК-208. Тесты завершились 12 декабря 1982 года залповым запуском 4 ракет - 2-ух по району «Акватория» (Тихий океан) и 2-ух по полигону «Кура» на Камчатке. Всего было осуществлено 13 пусков, из которых 11 признаны успешными. Постановлением правительства комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был принят на вооружение в мае 1983 года. Всего было развернуто 120 ракет на 6 подводных лодках проекта 641. В апреле 1984 года вышло постановление правительства о модернизации комплекса Д-19, а в мае 1985 года - ракеты Р-39. Ракета получила новый боевой блок малого класса мощи, разработанный для ракеты Р-29РМУ. На вооружение комплекс Д-19У с ракетами Р-39У был принят в январе 1988 года. Также была разработана модификация Р-39М «Гром», отличавшаяся от предшественниц завышенной точностью. Планировалась установка этого комплекса на подводных лодках проекта 955 «Борей». В 1999 году было принято решение о подмене ракет Р-39 и Р-39У ракетным комплексом Р-30 «Булава». Ликвидация ракет Р-39 и Р-39У была на сто процентов завершена в сентябре 2012 года. создатели статьи: А.Б. Железняков первоисточник: «100 наилучших ракет СССР и России»

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!