
Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» проектировалась взамен М-14. Ее 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22) предназначался для ликвидирования и угнетения живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения; для ликвидирования и угнетения артиллерийских и минометных батарей; для разрушения укреплений, опорных пт и узлов сопротивления противника. Новый снаряд стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Поточнее, вращательное движение, так как оно было очень не достаточно 0 10-ки оборотов за секунду, не создавало достаточного гироскопического эффекта, но зато компенсировало отклонение силы тяги мотора. Таким образом, исключалась важная причина рассеивания снарядов. Для того чтоб использовать трубчатые направляющие, крылья оперения были изготовлены складывающимися. Такая система стабилизации оказалась близкой к хорошей и была принята для следующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч».
30 мая 1960 года вышло постановление Совета Министров № 578-236 о начале работ по «полевой дивизионной реактивной системе «Град». Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147 СКБ-203 делало пусковую установку, НИИ-6 - твердотопливные заряды, ГСКБ-47 - снаряжение боевых частей. Две бывалые установки БМ-21 «Град» удачно прошли фабричные тесты в конце 1961 года. 31 декабря 1961 года создателями были предъявлены ГРАУ 500 снарядов и две пусковые установки системы БМ-21 «Град». 1 марта 1962 года в Ленинградском военном окружении начались муниципальные полигонно-войсковые тесты комплекса БМ-21 «Град», было запланировано 663 запуска и 10 тыщ км пробега. Но установка 2Б5 прошла только 3380 км пробега, после этого произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и тесты были приостановлены. После чего были поданы новые шасси. Скоро на новеньком шасси произошли прогибы заднего и среднего мостов и извив карданного вала от соударения об ось балансира. Все же система БМ-21 «Град» была принята на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов БМ-21 «Град» началась в 1964 году.
Массовое создание установок БМ-21 велось на заводе № 172 в г. Пермь. В 1970 году было сделано 646 боевых машин. В 1971 году - 497 боевых машин, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 года сделано 255 боевых машин, из них 60 - на экспорт. К 1995 году в 50 государств мира было поставлено выше 2-ух тыщ боевых машин БМ-21 «Град». Массовое создание реактивных снарядов 9М22 было начато на заводе № 176 Приокского совнархоза. Планом 1964 года было предвидено сделать 10 тыщ снарядов, в том числе в первом полугодии 5 тыщ. Сначало создание снарядов значительно отставало от графика. В первом квартале 1964 года было сделано только 642 ракетные части и 350 боевых частей. В Русской Армии в составе артиллерийских полков стрелковых дивизий было два дивизиона: один - с реактивными установками БМ-21 «Град», другой - с самоходными артиллерийскими установками.
Войсковые учения и локальные конфликты подтвердили потрясающие свойства системы БМ-21 «Град». 1-ое боевое крещение комплекс БМ-21 «Град» получил в марте 1969 года у острова Даманский в процессе конфликта меж СССР и КНР. Напомним читателю, что полуостров был занят китайскими войсками, и попытка вышибить их оттуда при помощи танков и бронетранспортеров завершилась неудачей. При этом был подбит и захвачен китайцами «секретный» эталон танка Т-62. После массированного внедрения установок БМ-21 «Град», стрелявших фугасными снарядами, полуостров был вполне разворочен, а китайские силы уничтожены. Фактически, залпы БМ-21 «Град» и окончили конфликт на этом полуострове. В 70-90-х годах комплекс БМ-21 «Град» употреблялся практически во всех локальных конфликтах в мире, в разных погодных критериях, включая экстремальные.

В 80-х годах в СССР на базе БМ-21 «Град» был сотворен новый комплекс «Прима». Число 122-мм труб было увеличено до 50. В качестве шасси взяли автомобиль Урал-4320. Время полного залпа «Примы» составляло 30 секунд. К огорчению, из-за денежных проблем начала 90-х годов «Прима» не пошла в общее создание. Во время Вьетнамской войны по требованию правительства ДРВ в СССР был сотворен переносной комплекс «Град-П», либо, как его тогда называли, «Партизан». На переносной пусковой установке 9П132, весящий всего 35 кг, была установлена одна трубчатая направляющая. Расчет установки 2 человека. В боекомплект установки входило несколько снарядов, в том числе 9М22М. Осколочно-фугасный снаряд 9М22М с взрывателем 9Э231 сотворен в 1962-1964 годах на базе снаряда 9М и конструктивно не достаточно отличался от него. Снаряд 9М22М сначало именовался «Град-1». Снаряд 9М22М имеет баллистический индекс ТС-78. Наибольшая табличная дальность 11 км, малая 2 км. Стрельбу снарядами 9М22М на дальность до 3 км из-за значимого рассеивания снарядов производили в исключительных случаях и только при отсутствии собственных войск в направлении стрельбы. Для улучшения кучности стрельбы на дистанциях до 7 км на снаряд надевалось тормозное кольцо поперечником 122 мм.
Несколько сотен установок «Град-П» было поставлено во Вьетнам, где они отыскали обширное применение. В особенности отлично «Град-П» поражал южноамериканские аэродромы в Южном Вьетнаме. Изготовка пусковых установок 9П132 велось на Ковровском механическом заводе. Так, в 1970 году было сделано 406 пусковых установок «Град-П», из них 400 пошло на экспорт (во Вьетнам). Данные по 1971 году не найдены, а в I полугодии 1972 года было сделано 155 штук, все пошли на экспорт.
Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д. Артиллерийская часть служит для наведения снарядов на цель и пуска их реактивного мотора. Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так именуемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба создана для направления полета снаряда, также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях делается при помощи электрического привода и вручную. Подъемный механизм размещен в центре основания, его коренная шестерня заходит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электрическим приводом либо вручную коренная шестерня крутит зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм размещен в левой стороне основания. Его коренная шестерня заходит в зацепление с недвижным внутренним кольцом погона.
При наведении боевой машины электрическим приводом либо вручную коренная шестерня обкатывается по недвижному внутреннему кольцу и тем приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и размещен в люльке. Он состоит из 2-ух схожих торсионов - пакетов железных пластинок, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а 2-ой конец системой рычагов соединяется с основанием. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1.

Сначало единственным снарядом у БМ-21 «Град» был осколочно-фугасный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210). Длина снаряда 2870 мм, а полный вес 66 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был вдвое эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному - в 1,7 раза. Ракетный пороховой заряд состоит из 2-ух цилиндрических шашек - головной и хвостовой обш;им весом 20,45 кг. Снаряд 9М22 комплектовался головными взрывателями ударного деяния с далеким взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на секундное действие, на маленькое замедление и на огромное замедление. Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Наибольшая дальность стрельбы 9М22 - 20,4 км, а малая дальность практически превосходит 5 км. На теоретическом уровне можно стрелять и на 1,5 км, но при всем этом рассеивание снарядов составляет многие сотки метров. При наибольшей дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200. Скорость схода снаряда с направляющих составляет 50 м/с, а наибольшая скорость - 715 м/с. Для улучшения кучности при стрельбе на дистанции от 12 до 15,9 км на снаряд 9М22 надевается маленькое тормозное кольцо, а при стрельбе до 12 км - огромное тормозное кольцо.
На базе снаряда 9М22 (с сохранением его мотора и баллистики) в 1963 году был сотворен особый осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка». Работы по нему были начаты в НИИ-147 по договору от 11 августа 1961 года. Этот снаряд имеет схожие весогабаритные свойства со снарядом 9М22 и ту же баллистику. «Лейка» снаряжается 3,11 кг хим вещества Р-35 либо 2,83 кг хим вещества Р-33. Не считая того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом «Р-35» либо 1,39 кг при снаряжении веществом «Р-33». Снаряд «Лейка» имеет в 1,5 раза огромную площадь поражения, чем хим 140-мм снаряды типа М-14. Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заблаговременно данной высоте от поверхности (1,6-30 м). Воздушный взрыв суш;ественно наращивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. «Лейка» дает 760 «полезных» осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем несколько уменьшилась (с 20,4 до 18,8 км).
Источник: dogswar.ru