
В 1955 году на вооружение Русской Армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. Боевая машина БМ-24 (индекс ГАУ - 8У31) была сотворена в СКБ МОП под управлением В.П. Бармина. В качестве шасси боевой машины был принят автомобиль высочайшей проходимости ЗИС-151. Реактивная система залпового огня БМ-24 предназначалась для угнетения и разрушения укреплений, опорных пт и узлов сопротивления противника; ликвидирования и угнетения артиллерийских и минометных батарей; ликвидирования и угнетения живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Боевые машины БМ-24 входили в бригады (полки) корпусного подчинения. Всего в составе стрелкового либо механизированного корпуса имелось 54 боевых машины БМ-24.
Установка БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной раме. Рама, в свою очередь, установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтообразного типа. Приводы подъемного и поворотного устройств ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа. БМ-24 была вооружена карбюраторным движком мощью 95 л.с. БМ-24 с расчетом, оснащенная 12 снарядами, имела припас хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, созданную для предохранения их от деяния газовой струи снаряда. При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенных в задней части боевой машины. Домкраты нужны для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения стойкости машины при стрельбе. Заряжание боевой машины выполнялось вручную при помощи особенного захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а 3-ий поддерживал снаряд за сопловое дно. Потом снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.

Не считая БМ-24, для 240-мм снарядов была сотворена боевая машина БМ-24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). Боевая машина БМ-24Т поступила на вооружение танковых корпусов Русской Армии. Но сопоставлению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела наименьшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, владея высочайшей проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в критериях полного бездорожья. БМ-24Т была снащена дизелем В-54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В 2-ух баках помещался припас горючего в 420 л, позволявший двигаться по среднему грунту без дозаправки на расстояние до 300 км.
На месте кузова тягача была помещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципным различием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих па трубчатые. Главным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение способности воздействия газовой струи 1-го снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Не считая того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче сотовых. Двенадцать 241-мм направляющих трубчатого типа были установлены на вертлюге, соединенном шаровым погоном с недвижной тумбой. Тумба крепилась к лонжеронам рамы шасси. Подъемный механизм винтообразной. Приводы маховиков наведения ручные.

Сначало (в 1955 году) на вооружение БМ-24 поступили турбореактивные снаряды М-24Ф, М-24ФУД и МС-23, а в 1962 году были приняты на вооружение турбореактивные снаряды МД-24Ф и МС-24УД. 240-мм турбореактивные снаряды состояли из головной и ракетной частей. В ракетной части был помещен пороховой заряд, состоявший из 19 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха ФСГ-2 либо КДСИ. В сопловом деньке имелось 16 сопел, оси которых наклонены к оси снаряда под углом в 15°. За счет наклона сопел появлялась тангенциальная сила, раскручивавшая снаряд. Снаряд увеличенной дальности М-24ФУД отличался от М-24Ф наименьшим весом взрывчатого вещества в головной части и устройством реактивного мотора. В ракетной части М-24ФУД помещалось 7 толстосводных одноканальных шашек пороха РСИ-12К.
Снаряд М-24Ф (М-24ФУД) при стрельбе под углом +45° и установке взрывателя на замедленное действие создавал в грунте средней плотности воронку поперечником 5-6 м (1,5-2,5 м) и глубиной 3-4 м (1,5-2,5 м). Снаряды МС-24 и МС-24УД были оснащены отравляющим веществом. Головная часть снаряда МС-24 снаряжалась 19 кг вещества «Р-35». Снаряд МС-24УД имел огромную дальность, но содержал меньше отравляющего вещества (12 кг). Боевая машина БМ-24 (БМ-24Т) при использовании фугасных снарядов была способна решать задачки по разрушению нолевых фортификационных сооружений и уничтожению живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Один залп БМ-24 хим снарядами мог убить противника сразу на площади в несколько гектаров.
Тактико-технические свойства 8У31 БМ-24
Шасси - ЗИС-151
Масса без снарядов и расчета 7140 кг
Масса в боевом положении 8910 кг
Длина в походном положении 6930 мм
Ширина в походном положении 2320 мм
Высота в походном положении 2800 мм
Клиренс 260 мм
Калибр 240,9 мм
Длина ствола 2000 мм
Количество направляющих 12
Дальность стрельбы наибольшая 17500 м
Наибольший угол возвышения 50 °
Прицел 51-ОП-211
Расчёт БМ 8 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое менее 1,5-2 мин
Время залпа 6-8 с
Тип мотора - карбюраторный
Мощность мотора 95 л.с.
Наибольшая скорость по шоссе до 60 км/ч
Припас хода по шоссе 600 км
Колёсная формула 6х6
Источник: dogswar.ru