
Реактивная система залпового огня 8У33 БМД-20 была принята на вооружение в 1951 году. Система была разработана в СКБ МОП под управлением В.П. Бармина. Система включала в себя боевую машину БМД-20 на шасси автомобиля ЗИЛ-151 и фугасный снаряд МД-20-Ф. РСЗО БМД-20 предназначалась для угнетения и разрушения укреплений, опорных пт и узлов сопротивления противнику; поражения и угнетения артиллерийских и минометных батарей; поражения и угнетения живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Боевая машина БМД-20 (8У33) с 4-мя направляющими смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-151.
Направляющие боевой машины БМД-20 представляли собой сварную конструкцию, состоящую из каркаса, труб, обойм, ведущего и трубчатого стержней. Ведущий и трубчатый стержни изогнуты по винтообразной полосы. По ведущему и трубчатому стержням снаряд двигался при выстреле. При всем этом штифт снаряда передвигался по пазу ведущего стержня. Направляющие установлены на ферме. Ферма представляла собой пространственную сварную конструкцию. Она установлена в подшипниках креплений поворотной рамы и вкупе с направляющими образует качаюшуюся часть боевой машины. На ферме установлено приспособление для заряжания.

Поворотная рама с установленной на ней фермой, направляющими, поворотным и подъемно-уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями являлась вращающейся частью боевой машины. Поворотная рама установлена на подрамнике и при вращении передвигалась своими платиками по платикам подрамника. Подрамник служил основанием артиллерийской части боевой машины и представлял собой сварную прямоугольную раму, закрепленную на лонжеронах шасси автомобиля. Поворотный механизм винтообразного типа. Подъемно-уравновешивающий механизм состоял из винтообразного подъемного механизма и пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа. При стрельбе боевая машина опиралась на два задних домкрата. Заряжание выполнялось вручную. 5 номеров расчета поднимали один снаряд и клали его на особый лоток, потом надевали досылатель на сопла снаряд и досылали снаряд в направляющею так, чтоб ведущий штифт зашел за задний упор.
При разработке нового реактивного снаряда МД-20-Ф учитывался опыт сотворения РСЗО М-13УК, в какой для роста точности снаряду придавалось вращение, но это приводило к потере тяги и понижению скорости снаряда с потерей в дальности стрельбы. Применение нового метода расположения реактивных движков и спиралевидных направляющих понизило утраты тяги до 0,4%.
Ракетная часть снаряда устроена аналогично снарядам системы М-13. В высшей части расположена железная камера с пороховым зарядом, в нижней — сопловой блок с диафрагмой. Возгорание происходит при помощи специального устройства, которое зажигает заряд с пиропатроном и воспламенителем из дюралевого футляра с дымным порохом. Полная работа реактивного мотора составляет менее 6 секунд. Ракетный движок работает на твёрдом горючем. Топливный заряд состоит из одноканальной цилиндрической пороховой шашки, массой 50 кг и поперечником 160 мм. Для исключения способности продольного смещения шашка крепится диафрагмой. Диафрагма также препятствует вылету недогоревших топливных остатков.
Снаряд МД-20-Ф комплектовался головным взрывателем ВД-20. Взрыватель имел три установки: «О» - на секундное действие, «М» - на маленькое замедление и «Б» - на огромное замедление. Пороховой заряд представлял собой толстосводную одноканальную цилиндрическую шашку из нитрогликолевого пороха. Основной заряд состоит из тротила, взрыв которого инициируется 2-мя тротиловыми и одним тетриловым детонаторами.
Стабилизация снаряда МД-20-Ф в полете обеспечивалась четырехкрыльевым стабилизатором. Эксцентриситет тяги ракетного мотора компенсировался вращением снаряда вокруг собственной оси за счет тяги периферийных сопел мотора. Сопловый блок имел 6 периферийных сопел и одно центральное сопло. Оси периферийных сопел наклонены под углом 5° к плоскости, проходящей через центральную ось снаряда, что обеспечивало доп проворот снаряда на активном участке линии движения. Центральное сопло размещено по оси снаряда. Проворот снаряда при движении по направляющей обеспечивал ведущий штифт. Не считая того, он задерживал снаряд в заряженном состоянии на направляющей.
Тактико-технические свойства 8У33 БМД-20
Калибр направляющих, мм 201
Число направляющих 4
Длина направляющей, мм 3160
Угол вертикального наведения, град +9°; 60°
Угол горизонтального наведения, град ±10°
Угол заряжания, град +20°
Длина боевой машины в походном положении, мм:
- без лебедки 7210
- с лебедкой 7540
Ширина боевой машины, мм:
- в походном положении 2300
- в боевом положении 2660
Высота боевой машины, мм:
- в походном положении 2850
- при наивысшем угле возвышения 4250
Вес артиллерийской части 2400 кг
Вес боевой машины, кг:
- без снарядов и расчета 7455
- со снарядами и расчетом 8700
Малое время полного залпа, с 6
Время перехода из походного положения в боевое (без заряжания), мин 2
Время заряжания, мин 4-5
Наибольшая скорость движения заряженной боевой машины, км/час до 60
Наибольшее тяговое усилие лебедки, кг 4500
Глубина брода, преодолеваемого заряженной боевой машиной, мм 750
Больший подъем, преодолеваемый заряженной боевой машиной при жестком и сухом грунте 28°
Дальность хода по шоссе, км до 600
Данные снаряда МД-20-Ф
Калибр, мм 200
Индекс снаряда Ф-951
Баллистический индекс ТС-61
Длина снаряда с взрывателем, мм 3040
Вес совсем оснащенного снаряда, кг 194
Вес взрывчатого вещества, кг 30,08
Вес порохового заряда, кг 52,1
Время работы мотора, с 5,6-3
Длина активного участка линии движения, м 1275-825
Большая скорость снаряда, м/с 535-590
Скорость схода снаряда с направляющей, м/с 22-34
Дальность стрельбы при обычных критериях, м 18750
Вес укупорки, кг 90
Поперечник воронки при средней плотности грунта, м 5,5-6,0
Глубина воронки 2,9-3,1
Источник: dogswar.ru