
В 2001 году командование ВМС Стране восходящего солнца решило о формировании личных корабельных ударных групп, в состав которых будут заходить авианесущие корабли огромного водоизмещения. К тому времени в боевом составе уже имелись четыре эскадренных миноносца (ЭМ) с управляемым ракетным орудием (УРО) типа Kongo class и начиналось проектирование 2-ух эсминцев-вертолетоносцев типа Hyuga class (их ввод в боевой состав планировался в 2009-2011 годах). Для окончания комплектования групп требовались нынешние корабли, обеспечивающие противокорабельную оборону. В связи с этим, также с необходимостью подмены устаревающих ЭМ типов «Сиранэ» и «Хацуюки», в 2008 году командование японских ВМС заключило договор с компанией «Mitsubishi Heavy» на постройку 4 эсминцев типа Akizuki class. Строительство головного корабля началось в июле 2009-го, и в марте 2012 года он был передан флоту. 4-ый корпус ввели в боевой состав в 2014-м.
Эскадренный миноносец типа Akizuki class созданы для решения последующих главных задач:
- поиск и ликвидирование надводных кораблей и подводных лодок противника;
- противовоздушная оборона корабельных группировок;
- защита морских коммуникаций.
В первый раз проект эсминца типа Akizuki class с условным наименованием 19DD был представлен в 2007 году. Корпус корабля спроектирован по стелс-технологии, а радиоэлектронное вооружение очень интегрировано в надстройку. В ангаре предполагалось размещение 2-ух вертолетов и 1-го беспилотного летательного аппарата (БПЛА). В районе шкафута (за ходовым мостиком) по правому и левому борту за лацпортами предусматривались места для быстроходных надувных лодок с жестким корпусом либо необитаемых подводных аппаратов. Эсминцы должны были иметь последующий состав вооружения:
- артиллерийскую установку (АУ) большого калибра;
- установки вертикального запуска (УВП) Mk.41 для зенитных управляемых ракет (ЗУР) «Evolved Sea Sparrow» и противолодочных управляемых ракет (ПЛУР) «ASROC»;
- пусковые установки (ПУ) для пуска противокорабельных ракет (ПКР) Type 90 Anti-ship missile;
- зенитный ракетный комплекс (ЗРК) RAM либо C-RAM.
Из-за высочайшей цены данный проект не одобрили, и в 2008 году создателями был представлен 2-ой вариант корабля, в каком АУ большого калибра была заменена на 127-мм Mk.45, ЗРК - на зенитные артиллерийские комплексы (ЗАК) Mark 15 Phalanx CIWS Block 1B, мачту выполнили по традиционной архитектуре (с наружным размещением радиоэлектронного вооружения), также изменили места расположения лодок и ПКР «Type 90». При разработке данного варианта за базу был взят имеющийся проект ЭМ типа «Таканами», что позволило понизить цена нового корабля. Полное водоизмещение ЭМ типа Akizuki class составляет 5 050 т, длина 151 м, ширина 18,3 м, а осадка 5,4 м. Углы наклона бортов и надстройки корабля оптимизированы для понижения радиолокационной заметности.
Эсминцы типа Akizuki class обустроены двухвальной комбинированной газотурбинной энергетической установкой (COGAG - Combined Gas And Gas turbine). В ее состав входят:
- четыре газотурбинных мотора (ГТД) марки Rolls-Royce Spey SM1C, мощью по 16 000 л. с. каждый;
- две главные редукторные передачи;
- две полосы вала;
- два винта регулируемого шага.
Такая энергетическая установка позволяет кораблям данного типа развивать наивысшую скорость хода до 31 уз, а экономическую - 18. Для увеличения живучести турбины расположены попарно в 2-ух машинных отделениях. Применяемые для движения винты регулируемого шага обеспечивают последующие достоинства:
- очень действенное внедрение мощи движков в широком спектре конфигурации скоростей (от самого полного хода вперед до полного вспять);
- существенное сокращение времени и расстояния, проходимого кораблем в режиме критической остановки и реверса;
- облегчение запуска движков, который осуществляется при положении лопастей гребного винта в нулевом шаге, при всем этом возрастает моторесурс ГТД;
- возможность длительной стоянки на одном месте без остановки вращения гребных винтов и повторного прогревания ГТД.
В состав электроэнергетической системы корабля входят три газотурбогенератора марки М1А-35 производства компании «Кавасаки» мощью по 3 МВт каждый. При нахождении в море все генераторы запущены и подключены к системе. Два главных работают на полную мощность и обеспечивают электроэнергией все корабельные потребители, а 3-ий находится в резерве без нагрузки. В случае выхода из строя 1-го из главных газотурбогенераторов система автоматом в течение нескольких секунд переводит нагрузку на запасный газотурбогенератор.
В состав артиллерийского орудия входят 127-мм АУ Mk.45 mod.4 (носовая) и два ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS Block 1B. Эта артустановка может поражать надводные и наземные цели на дальности до 35 км. Зенитные артиллерийские комплексы размещаются перед ходовым мостиком и над вертолетным ангаром, обеспечивая радиальную оборону корабля на дальности до 5 км от противокорабельных ракет, малых надводных целей, также БПЛА. Дополнительно по обеим сторонам ходового мостика на вынесенных площадках инсталлируются 12,7-мм пулеметы. Ракетное вооружение состоит из ЗУР «Evolved Sea Sparrow» и ПЛУР «ASROC». Наибольшая дальность стрельбы первой ракеты добивается 55 км, что позволяет кораблю отлично обеспечивать зональную оборону, 2-ой - 30 км, дальность деяния противолодочной торпеды «Type 97» - 40 км.
Пуск ЗУР и ПЛУР обеспечивается из УВП Mk.41 mod.29, расположенной в носовой части за башней артиллерийской установки. В составе УВП имеются четыре модуля по восемь транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) в каждом. В типовой набор загрузки установки входят 16 ТПК с 64 ЗУР «Evolved Sea Sparrow» (по четыре ракеты в каждом) и 16 ТПК с ПЛУР «ASROC». В состав ракетного вооружения эсминца типа Akizuki class входят также ПКР «Type 90» (подобные по ТТХ американским «Гарпун») с наибольшей дальностью стрельбы до 150 км. Пуск ракет осуществляется из 2-ух счетверенных ПУ Мк 144 контейнерного типа, расположенных в районе шкафута. Торпедное орудие включает 324-мм противолодочные торпеды «Type 97», выстреливаемые из 2-ух трехтрубных аппаратов HOS-302. ТА расположены побортно на уровне основной палубы и запираются лацпортами.

Ангар эсминца рассчитан на два противолодочных вертолета SH-60K либо один МСН-101 в противоминном либо транспортном варианте. 1-ый, сделанный на базе южноамериканского SH-60K SeaHawk, зависимо от решаемой задачки, комплектуется низкочастотной опускаемой гидроакустической станцией, вооружен торпедами «Type 97», ракетами «воздух - поверхность» типа «Хеллфайр» и 7,62-мм пулеметами. 2-ой вертолет, сделанный на базе AW-101 (компания «Агуста-Вестланд»), оборудован опускаемой гидроакустической станцией и системой обнаружения плавающих, донных и якорных морских мин. По правому борту, в районе шахты носового машинного отделения, расположена шлюпка длиной 11 м, а по левому, поблизости кормового машинного отделения - быстроходная надувная лодка с жестким корпусом «Риб». Оба плавсредства выгружаются и подымаются с помощью шлюпбалок с гидравлическим приводом.
Для действенного внедрения по предназначению ЭМ типа Akizuki class вооружены нынешними радиоэлектронными средствами, которые интегрированы в единую систему боевого управления (СБУ) японской разработки OYQ-11, построенную на базе коммерческого оборудования и программного обеспечения. В систему входят функциональные пульты операторов серии UYQ-70. Их программное обеспечение включает базу данных типовых сценариев тактической обстановки, позволяющих существенно уменьшить время обработки и принятия решения командным составом корабля. Все подсистемы и средства обработки инфы объединены общекорабельной шиной данных NOYQ-1B. По своим способностям СБУ делает функции подобные американской системе «Иджис».
Главным средством освещения воздушной обстановки и управления орудием является функциональный радиолокационный комплекс FCS-3A с активными фазированными антенными решетками. Он включает восемь панелей, размещенных над ходовым мостиком и кормовым ангаром. Наибольшая дальность обнаружения составляет 400 км. Любая из 4 огромных панелей содержит матрицу приемо-передающих модулей (ППМ), работающих в спектре частот 4000-8000 МГц (спектр НАТО G/H) и обеспечивающих поиск, обнаружение и сопровождение воздушных, также надводных целей. Четыре малые панели с ППМ спектра частот 6-11 ГГц (спектр НАТО I/J) употребляются для наведения ЗУР «Evolved Sea Sparrow». В состав радиоэлектронных средств корабля также заходит радиолокационная станция OPS-20C, созданная для навигации и сопровождения надводных целей на малых дальностях. В нее входят две крутящиеся антенны, размещенные на мачте.
Система связи включает сателлитные антенны NORA-1С (спектр частот 5,2-11 ГГц) и NORQ-1 (12-14 ГГц). Для взаимодействия с южноамериканскими кораблями они дополнены антенной USC-42. Еще одна антенна, NORC-4B, обеспечивает голосовую, телефонную и факсимильную передачу данных через международную сателлитную систему «Инмарсат». Для взаимодействия с противолодочным вертолетом корабль оборудован системой связи ORQ-1C-2, купол антенны которой находится на платформе на топе мачты. Для взаимодействия с кораблями стран-союзников на мачте установлены штыревые антенны сети обмена данных эталонов «Линк-11,-16». В СБУ OYQ-11 также интегрирован гидроакустический комплекс, включающий подкильную гидроакустическую станцию (Угасал) OQQ-22 и буксируемую Угасал OQR-3. Вычислительные средства комплекса также обрабатывают сигналы, поступающие от опускаемой с вертолета Угасал.
Не считая того, радиоэлектронные средства корабля включают систему противоторпедной защиты OLQ-1, в которую входят пусковые установки самоходных имитаторов MOD (MObile Decoy) и дрейфующих устройств помех FAJ (Floating Acoustic Jammer). MOD выстреливается с помощью сжатого воздуха из счетверенной установки, находящейся снутри надстройки рядом с торпедным аппаратом, и также запирается лацпортом. Поперечник этого устройства составляет 15,2 см, длина - 100 см, масса - около 25 кг. Он предназначен для излучения акустического сигнала, имитирующего шум винтов и уводящего торпеду противника от корабля. Другой устройство (FAJ) расположен в районе миделя меж 2-мя пусковыми установками ПКР. Его ПУ с дальностью стрельбы до 1 км имеет угол наведения по горизонтали 130° по каждому борту и 5-80° - по вертикали. После выстреливания устройство опускается на парашюте в воду и делает помехи для наведения торпеды.
В текущее время все четыре ЭМ типа Akizuki class распределены меж флотилиями и входят в состав тех же эскадр, что и эсминцы-вертолетоносцы типа «Хьюга» и ЭМ УРО типа «Конго». Это позволяет командованию японских ВМС сформировывать личные авианосные ударные группы. Состав орудия и радиоэлектронных средств ЭМ позволяет отлично решать задачки, поставленные перед ними как без помощи других, так и в составе корабельных группировок. В то же время рассматривается вариант расширения способностей этих кораблей по обеспечению противовоздушной/противоракетной обороны за счет модернизации СБУ OYQ-11 и УВП Мк 41, что дозволит им производить пуск противоракет «Стандарт-3» мод. 2А.
Главные свойства
Водоизмещение 5 000 тонн (стандартное), 6 800 тонн (полное)
Длина 150,5 м
Ширина 18,3 м
Высота 10,9 м
Осадка 5,3 м
Движки Комбинированная ГТУ, 4 турбины Rolls-Royce Spey SM1C и General Electric LM2500
Движитель 2 винта
Скорость хода 30 узлов
Экипаж 200 человек
Радиолокационное вооружение
- РЛС FCS-3A и OPS-20C,
- Угасал OQQ-22 (внутрикорпусная) и OQR-3 (буксируемая)
Радиоэлектронное вооружение - БИУС OYQ-11, станция РЭБ NOLQ-3D
Тактическое ударное вооружение - 1 УВП Mk-41 на 32 ячейки для ЗУР RIM-162 ESSM и ПЛУР ASROC
Артиллерия - 1x1 127-мм/54 АУ Mk.45
Зенитная артиллерия 2x6 20-мм ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS Block 1B
Ракетное вооружение
- 8 ПКР «Тип 90» SSM-1B SSM
- ЗУР RIM-162 ESSM
Противолодочное вооружение - ПЛУР ASROC
Минно-торпедное вооружение - 6 (2х3) 324-мм торпедных аппарата HOS-303
Авиационная группа - вертолет SH-60K SeaHawk
Источник: dogswar.ru