
Огромные противолодочные корабли проекта 61 - проектировались в ЦКБ-53 г. Ленинграда под управлением головного конструктора Б. И. Купенского и под наблюдением от ВМФ представителя Института военного судостроения В. В. Данилова, которого потом сменил О.Т. Сафронов. Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку сторожевого корабля для противовоздушной и противолодочной обороны, было утверждено постановлением Совета Министров СССР 30 апреля 1957 года. Технический проект корабля предугадывал дальность плавания 20 узловым ходом до 4000 миль при стандартном водоизмещении в 3500 тонн, а полная скорость хода составляла 35 узлов. Корабль принципно отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей 2-мя особенностями: наличием 2-ух ЗРК М-1 "Волна" и применением в качестве ГЭУ всережимной газотурбинной установки. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил проект 15 августа 1958 года, как серийный. Корабли проекта предназначались для противолодочной и противовоздушной обороны больших боевых кораблей и транспортных конвоев при переходе в ближней морской зоне.
Корпус корабля проекта 61 цельносварной из стали марки СХЛ-4, с очень наточенными обводами для высочайшей скорости хода. Корабль имел быстрый наклон форштевня, непрерывную верхнюю палубу без полубака со значимой седловатостью в носовой оконечности, нижнюю палубу и платформы в носовой и кормовой оконечностях, трюм, также двойное дно в протяжении 80% длины корпуса. Корпус набирался по продольной системе набора по всей длине корпуса корабля с размером шпации 500-мм. Обшивка корпуса в районе ширстрека равнялась 8-мм и уменьшалась к оконечностям до 6-мм соответственно. 2-ое дно имело толщину 5-мм, а толщина настила палуб и основных переборок доходила до 4-мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений размещалась нижняя палуба. На верхней палубе смонтировали непрерывную, протяжённую надстройку, которая занимала две третьих верхней палубы. Личный состав мог передвигаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу, что соответствовало требованиям противоатомной защиты (ПАЗ).
Надстройка и котельные кожухи производились из высокоуглеродистой стали марки Ст3с, а внутренние выгородки и некие фундаменты производились из алюминиево-магниевых сплавов АМГ-5В шириной 3-мм. В надстройке размещались носовой погреб ЗУР, сплошной штормовой коридор, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля и командира соединения, их кабинеты и места общего использования, пост энергетики и живучести(ПЭЖ), столовая команды, камбуз, посудомойка, хозяйственная канцелярия, пост зарядки аккумов, места общего использования команды и старшин, химпост, кладовая аварийной партии, буфет старшин, строевая канцелярия, сатураторная, кладовая аварийной партии, скрытая канцелярия, посты, кормовой погреб ЗУР, стартово-командный пост вертолёта(СКПВ). Во 2-м ярусе размещались ходовой мостик и сигнальный мостик, ходовая и штурманская рубки. В самой кормовой части корабля смонтировали взлётно-посадочную площадку (ВПП) для временного базирования вертолёта КА-25ПЛ.
Для его обеспечения имелся припас горючего на 5 вертолётовылетов и жилые помещения для лётного и технического состава. Помещения для офицеров расположили в носовой части корабля. Старшины располагались в кормовой части в каютах, оборудованных стационарными двухъярусными кроватями. Матросы размещались в кубриках, носовых и кормовых. Подогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления. Устанавливались активные успокоители качки из выдвижных бортовых рулей в районе мидель-шпангоута и боковые кили использующиеся, как пассивные успокоители качки. Рангоут был представлен 2-мя четырёхногими мачтами, фок-мачтой и грот-мачтой. Силуэт корабля имел две двойные V-образные наклонные дымовые трубы, форма и размеры которых производились с учётом способности полной подмены газовых турбин и газотурбогенераторов через лючки труб.
Непотопляемость корабля проекта 61 обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков:
Форпик, кладовая инструментов, малярная кладовая, шкиперская кладовая, кладовые такелажная и тентов, брезентов (0-9 шпангоут);
Цепной ящик, носовой балластный отсек, кладовые, помещение шпилевых машин (9-20 шпангоут);
Цистерна пресной воды, цистерна горючего, погреб боезапаса глубинных бомб, кладовые, погреб 76-мм выстрелов (20-42,47 шпангоуты);
Цистерна горючего, посты и агрегатные, носовой погреб хранения ЗУР, (42,47-63 шпангоут);
Цистерна горючего, шахта ПОУ Угасал, агрегатные Угасал, пост гидроакустиков, центральный артиллерийский пост(ЦАП), главный командный пункт (ГКП) (63-83 шпангоут);
Цистерна горючего, носовые кубрики команды, каюты офицеров (83-101 шпангоут);
Цистерны горючего и масла, носовое машинное отделение (101-128 шпангоут);
Цистерны горючего, ниши боковых рулей успокоителя качки, отсек вспомогательного котла и дизель-генераторов, (128-143 шпангоут);
Цистерна горючего, эжекторная, посты, места общего использования матросов, кормовая рубка связи, агрегатная, каюты старшин, запасной командный пост (ЗКП) (143-164 шпангоут);
Цистерны горючего, цистерна масла, кормовое машинное отделение (164-191 шпангоут);
Цистерны горючего, агрегатные, кормовой погреб хранения ЗУР (191-215 шпангоут);
Цистерна пресной воды, калориферная, кубрики, погреб 76-мм выстрелов (215-233 шпангоут);
Цистерна авиационного горючего, тамбур кормовых кубриков, кубрики, рубка дежурного по кораблю (233-251 шпангоут);
Румпельное отделение, погреб авиационного боезапаса, химкладовая, кладовая дымовая, кладовая авиационная (251-до транца).
Согласно расчетам корабль гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении всех трёх отсеков либо обоих машинных отделений(МО).
Управляющее устройство состояло из управляющий машины с электрогидравлическим приводом, которая управляла одним полубалансирным рулём. Руль имел обтекаемую форму и располагался в диаметральной плоскости.
Противопожарная система включала станцию газофреонного пожаротушения для 2-ух машинных отделений, однотрубную водяную противопожарную магистраль с отводами воды, 7 пожарных насосов ЭПжН-16 производительностью по 100 м3/ч либо 2 пожарных насоса НЦВ-160/80 производительностью по 160 м3/ч и 5 пожарных насосов НЦВ-100/80 производительностью по 100 м3/ч, систему паротушения для топливных цистерн и станции водяного пожаротушения по две на верхней палубе над МО, у основных движков, в отделениях приводов. Средства спасения включали 1 командирский катер проекта 378, 1 рабочий баркас, 1 шестивёсельный ял, 20 спасательных самонадувных плотов (ПНС) и спасательные круги. Система противоатомной и хим защиты, обеспечивала полную герметизацию помещений при ведении боя в течении трёх часов, используя системы фильтровентиляции, орошения надстроек и палуб.

Силовая установка механическая, двухвальная, с 2-мя газотурбозубчатыми агрегатами М-3 мощью по 36 000 л. с. каждый, расположенных один в носовом машинном отделении(МО) и один в кормовом МО. Газотурбозубчатый агрегат(ГТЗА) включал два газотурбинных мотора (ГТД) М8Е мощью по 18 000 л.с. каждый и общий реверсивный редуктор, который обеспечивал подключение и отключение хоть какого ГТД при помощи особых кулачково-фрикционных и гидравлических муфт. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных винта регулируемого шага (РШ). Силовая установка корабля могла запускаться из прохладного состояния до оборотов холостого хода в течении 3 минут. После 5 минут работы на холостом ходу, имелась возможность в течении 5 минут развить полную скорость хода корабля.
Управление ГЭУ производилось удаленно из герметичных кабин, смонтированных в каждом МО. Любая кабина, в рамках защиты от атомной и хим угрозы, снабжалась персональной системой вентиляции, как по открытому, так и по замкнутому циклам. Полная скорость корабля составляла 34,5 узла. БПК при оперативно-экономическом ходе в 24 узла имел расход горючего в 266 кг/милю. Пар для бытовых нужд вырабатывался 2-мя вспомогательными котлами типа «КВС». Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от четырёх газотурбогенераторов ГТУ-6 мощью по 600 кВт каждый и 2-ух дизель-генераторов ДГ-200/1 мощью по 200 кВт с распределительными станциями.
Вооружение кораблей проекта 61 состояло из:
- 2 спаренных стабилизированных 76-мм башенных автоматических артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Боекомплект, состоял из 600 выстрелов на ствол, подача осуществлялась элеваторами из подбашенного погреба. Установки имели бронирование шириной 5-мм. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов на ствол с следующим 3 мин. остыванием забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ с помощью удаленного привода Д-67-1 разворачивалась на лево либо на право на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Исходная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской либо береговой цели - до 15 км при помощи корабельных средств обнаружения цели, наибольший потолок - до 11 км. Управление стрельбой производилось 2 устройствами управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-61", которые обеспечивали обработку начальных данных и решали задачки стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Сопровождение 2 целей сразу производилось при помощи 2 РЛС управления МР-105 "Турель" и автономных кольцевых прицелов "Призма". Вес установки достигал 26 тонн.
- 2 двухбалочных стабилизированных наводящихся пусковых установок (ПУ) тумбового типа с нижней подвеской 2-ух ракет ЗИФ-101, расположенных на крыше надстройки, одна в носовой оконечности в районе 52,5 шпангоута и одна в корме в районе 204,5 шпангоута. Боекомплект, включал 30 боевых и 2 учебных ракеты, размещённых в 2 барабанах на каждую ПУ. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание производил цепной досылатель-толкатель. Способ наведения ракет - среднее спрямление и накрытие цели. Электронный силовой привод ЭСП-101 и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Управление установок производилось при помощи 2 систем управления стрельбой "Ятаган". Скорострельность установки составляла 1 залп за 50 секунд. Угол вертикального наведения от -10 до +95°, а угол горизонтального наведения - 330°. Ракета В-600 имела вес БЧ в 60 кг при весе самой ракеты 923 кг и длине 5,88 метра. Исходная скорость ракеты равнялась 600 м/с, дальность стрельбы до 15 км при высоте цели от 10 км до 250 метров и 6 км при высоте цели до 100 метров. Скорость хода корабля при запусках ракет быть может до 36 узлов, а скорость цели до 600 м/с (1,8 М).
- 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их внедрение предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
- 1 пятитрубного 533-мм торпедного аппарата ПТА-53-61 с устройством управления торпедной стрельбой(ПУТС) "Зуммер-61", расположенном на крыше надстройки, в диаметральной плоскости, сзади грот-мачты. Торпедные аппараты пневматические, оснащались ручным приводом и механическим электрическим приводом для удаленной наводки. Для удаленного управления торпедной стрельбой употреблялся устройство управления торпедной стрельбой "Зуммер-61", который обеспечивал поочередный и залповый выстрел торпед. Торпеда СЭТ-53 электронная, противолодочная, самонаводящаяся в 2-ух плоскостях. Система наведения пассивная, реагировала на шумы подводных лодок имеющих скорости хода более 9 узлов. Вес БЧ торпеды составлял 287 кг при весе самой торпеды в 1,47 тонны, а скорость хода доходила до 23 узлов при дальности деяния 8 км и глубине погружения от 20 до 200 метров. Головка самонаведения могла обнаруживать цель в границах до 60° в каждую сторону от продольной оси торпеды, а радиус самонаведения достигал 600 метров. Боезапас включал 5 торпед в ТА.
- 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212 мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенными побортно на крыше надстройки у ходового мостика в районе 75 шпангоута. Стрельба велась одной либо 2-мя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Припас из 192 глубинных бомб РГБ-60 размещался в погребе под пусковыми установками. Заряжание пакета стволов выполнялось при помощи удаленно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подавались особым подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматом переходила в режим наведения, а после израсходования всех бомб — опять в режим заряжания: пакет стволов опускался на угол 90° и разворачивался для заряжания еще одного припаса по курсовому углу. РБУ-6000 получала целеуказание от корабельной Угасал МГ-311 "Вычегда". Наведение РБУ-6000 делается по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность деяния установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляла 3,1 тонны.
- 2 реактивных бомбомётов РБУ-1000 "Смерч-3" калибра 300 мм с 6 стволами от ПУСБ "Буря", расположенных побортно на крыше надстройки в районе 159,5 шпангоута. Стрельба велась одной либо 2-мя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Припас из 24 глубинных бомб РГБ-10 размещался в кормовых погребах под пусковыми установками. Заряжание пакета стволов выполнялось при помощи удаленно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подавались особым подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-1000 автоматом перебегает в режим наведения, а после израсходования всех бомб —опять в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания еще одного припаса по курсовому углу. РБУ-1000 получала целеуказания от корабельной Угасал МГ-311 "Вычегда". Наведение РБУ-1000 выполнялось по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность деяния установки от 100 до 1000 метров, а глубина поражения цели от 10 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 100 метров. Скорострельность РБУ-1000 - 2 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,8 м/с. Масса установки составляла 2,9 тонны. Корабль комплектовался минными рельсами, расположенными на верхней палубе вдоль обоих бортов с минными скатами в кормовой части.
- 1 вертолёта КА-25ПЛ временного базирования с соосным вращением лопастей и экипажем из 2-3 человек. В носовом нижнем обтекателе фюзеляжа КА-25ПЛ размещается поисковая РЛС «Инициатива-2К». За обтекателем находится кабина экипажа, где установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Бортовое оборудование обеспечивает выполнение полетов деньком и ночкой. Лопасти были сделаны с возможностью их складывания. В задней части главной кабины расположили опускаемую на глубину 40 метров гидроакустическую станцию ОГАС МГ-329 "Ока" и радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». В контейнере с боковой стороны фюзеляжа за правой главной опорой шасси находились сбрасываемые радиогидроакустические буи РГАБ. Вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 либо 4-8 глубинных бомб массой 250 и 50 кг. Кассета с радиогидроакустическими буями, также подвешивалась в отсеке вооружения. Отсек снабжался створками, открывающимися при помощи электроприводов. Вертолёт КА-25ПЛ развивал наивысшую скорость до 220 км/ч и крейсерскую скорость до 180 км/ч, дальность полёта достигала 450 км, а динамический потолок 3500 метров. Благодаря размерам и высочайшей маневренности КА-25ПЛ удачно создавал взлеты с маленькой площадки корабля и посадки на нее даже в критериях шестибального волнения моря. Вертолёты КА-25 серийно выполнялись с 1961 года.
Система управления огнем всеприменимой 76-мм артиллерии "Турель" включала:
устройство управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-61" состоял:
Из центрального автомата стрельбы Д-67-1 (счетно-решающий устройство), который на базе поступавших данных производил дистанцию и направление до цели, сразу выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для 2-ух 76-мм автоматов.
Из всеприменимого преобразователя координат (ПК), при помощи которого стабилизировалась в пространстве траектория полета снарядов.
Гировертикаль "Элемент" производила углы стабилизации артустановок.
Гирокомпас "Курс-4" выдавал данные о курсе самого корабля.
Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
Основным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара".
После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель-61" либо от 2 автономных прицелов "Призма".
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения устройств системы управления стрельбой.
Станция трансформаторов.
Система "Турель" имела силовые электронные приводы удаленного наведения, позволяла корректировать огнь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу всеприменимого калибра по двум схемам, зависимо от событий ведения боя, нрава цели либо на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Главная схема управления огнём всеприменимого калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. Одна РЛС МР-300 "Ангара" обнаруживала надводные цели, а 2-ая РЛС МР-300 "Ангара" - воздушные цели и выдавали целеуказания 2 РЛС управления МР-105 "Турель". РЛС МР-105 "Турель" брала одну цель на сопровождение в всех погодных критериях, при качке, нехороший видимости, ночкой, осуществляя автоматическое управление стрельбой одной башни всеприменимого калибра по одной цели. Башенная схема управления огнём всеприменимого калибра работала от 2 башенных устройств наблюдения расположенных на башнях. Для этого имелись прицельные визиры "Призма" в каждой башне. Скорость самого корабля при стрельбе не превосходила 25 узлов.
РЛС общего обнаружения МР-300 « Ангара » двухкоординатная, дециметрового спектра волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и направление до надводной либо до воздушной цели, («дальность-азимут» либо «дальность-угол места») и передавать эти данные в систему устройств управления стрельбой всеприменимой артиллерии. РЛС работала в радиальном, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отличия падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения критерий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была использована стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 300 км и надводных целей до 54 км. На корабле монтировалось две РЛС, одна для отображения надводной обстановки, а 2-ая для отображения воздушной обстановки.
РЛС управления артиллерии МР-105 "Турель-61" сантиметрового спектра волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и аккомпанировать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов всеприменимой артиллерии 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматом аккомпанировала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.
Cистема управления стрельбой ЗРК "Ятаган" включала:
устройство управления ракетно-зенитной стрельбой (ПУРЗС) "Ятаган", который состоял:
Из ракетного автомата стрельбы РАС (счетно-решающий устройство), который на базе поступающих данных повсевременно производил дальность, скорость, курсовой угол, делал предстартовую подготовку и запуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель.
Гировертикаль, которая производила углы стабилизации пусковой установки.
Гирокомпаса "Курс" от которого данные о курсе собственного корабля автоматом поступали в систему управления.
Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
Основным средством целеуказания служила РЛС отображения воздушной обстановки МР-300 "Ангара".
После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Ятаган".
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения устройств системы управления огнём.
Станция трансформаторов.

Система "Ятаган" имела силовой электронный синхронно-следящий привод ЭСП-101 удаленного наведения ПУ ЗИФ-101 и обеспечивала стрельбу и управление 2 ракетами В-600 сразу по 1 цели. РЛС МР-300 "Ангара" обнаруживала воздушные цели и передавала данные о них в систему управления "Ятаган". РЛС "Ятаган" брала на сопровождение 1 цель на дальности 36 км с вероятностью её захвата 80%, сканируя место 2-мя большенными антеннами, в секторном режиме. Передвижение сектора сканирования обеспечивалось радиальным вращением всего антенного комплекса. По данным с 2 огромных антенн РЛС "Ятаган" (одна антенна давала "дальность-азимут", 2-ая - "дальность-угол места") на 1 цель наводились 2 малые антенны для визирования 2 ракет и одна для передачи радиокоманд от оператора РЛС "Ятаган". В автоматическом режиме работы по всем координатам устройство управления стрельбой при помощи электромеханического синхронно-следящего привода ЭСП-101, наводил ПУ на избранную цель и создавал старт до 2 ракет, с интервалом в несколько секунд, по одной цели.
После схода с пусковой установки и автоматического неуправляемого полёта ракеты захватывались 2 малыми антеннами визирования и по их лучам выводились на цель, а большая точность наведения ракет осуществлялась радиокомандами. Передача команд на ракеты велась передающей антенной РЛС "Ятаган". При подлёте ракет к цели подавалась команда для взведения радиовзрывателя, который создавал подрыв боевой части в радиусе 20 метров от цели. В случае промаха, ракета самоликвидировалась подрывом боевой части от часового механизма через 26 секунд. Немедля после старта начиналась подготовка к последующему выстрелу: пусковые балки автоматом становились вертикально и поворачивались к наиблежайшей паре барабанов. Время перезарядки ПУ находилось в границах 10-12 секунд, а время переноса огня на другую цель составляла 16 секунд. До поражения одной цели борьба со 2-ой, третьей и т.д. целями была невозможна, а при наличии 2 систем и 2 РЛС общего обнаружения корабль мог поражать 2 разные цели сразу.
Система управления торпедной стрельбой "Зуммер-61" включала:
Устройство управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Зуммер-61" состоящего:
Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий устройство), который на базе поступающих от подкильной Угасал МГ-311 "Вычегда" данных решал торпедный треугольник и автоматом вводил в ГСН торпед глубину хода, направление и дальность цели.
Основным средством целеуказания служила подкильная Угасал МГ-312 "Титан".
После получения целеуказания цель бралась на сопровождение подкильной Угасал МГ-311 "Вычегда".
Система «Зуммер-61» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной цели одиночно и залпом, как удаленно при помощи СЭССП, так и в ручную с местного поста, размещенного прямо на торпедном аппарате. Не считая этого она была связана с системой ПУСБ "Буря-61" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачки противолодочного орудия корабля в целом.
Угасал радиального обзора МГ-312 "Титан" частотная с излучающей мощью до 100 кВт, работала в радиальном и секторном режимах. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Антенна станции монтировалась в подъёмно-опускном устройстве(ПОУ). Угасал обнаруживала подводную лодку в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 2 до 25 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 2-3 км.
Угасал управления противолодочным орудием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ). Угасал обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км. На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив", Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", система групповых атак (СГА) "Дозор-1", БИУС "Планшет-61", гирокомпас "Курс-4", радиопеленгатор АРП-50, 10 дымовых шашек МДШ. Система муниципального опознавания представлена 2-мя устройствами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны размещены на мачте.
РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового спектра волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при радиальном обзоре дальность до цели типа крейсер 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС располагался на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году. РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив", предназначалась для обнаружения работы РЛС противника. Станция сантиметрового спектра волн имела дальность обнаружения до 30 км с непрерывным временем деяния - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 30 секунд. Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. Угасал обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла использовать противолодочное орудие по данным целеуказания с других кораблей.
БИУС "Планшет-61" - боевая информационно-управляющая система созданная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки инфы, определения частей движения целей. При всем этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.
Гирокомпас "Курс-4" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, макетом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", сделанный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший наименьшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после пуска составляло 2,5-6 часов. Штурманский пульт, в каком размещались механизмы указания и записи курса, механизм удаленного управления корректором и набор измерительных устройств и сигнальных ламп, позволял удаленно выслеживать неисправности и заносить поправки. Гирокомпас оснащался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными устройствами(репитерами). Последние размещались в разных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом демонстрировали курс корабля.
Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при нехороший видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора располагалась на мачте. Пеленгатор работал в спектре длинноватых и средних волн. Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на базе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая заавесь добивается 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились корабли на заводе №445(200) в г. Николаеве("Комсомолец Украины", "Сообразительный", "Проворный", "Смелый"), на заводе №190 в г. Ленинграде("Огневой", "Примерный", "Одарённый"). Головной "Комсомолец Украины" вступил в строй Черноморского флота 31 декабря 1962 года. Всего выстроено кораблей с 1962 г. по 1966 г. - 7 единиц.
Тактико-технические данные БПК проекта 61
Экипаж: 266 человек (22 офицера, 18 старшин)
Водоизмещение: стандартное 3500 тонн, полное 4390 тонн
Длина большая: 144 метра
Длина по КВЛ: 132 метра
Ширина большая: 15,8 метра
Ширина по КВЛ: 14 метров
Высота борта в носу: 13,2 метра
Высота борта на миделе: 8,1 метра
Высота борта в корме: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 4,45 метра
Силовая установка: 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1 по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.
Скорость хода: полная 35 узлов, оперативно-экономическая 20 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при скорости хода 20 узлов
Мореходность: до 7 баллов по применению орудия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них
Автономность: 7 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 "Турель"
ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК "Волна" от 2 РЛС УРЗО "Ятаган"
торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-61 с ПУТС "Зуммер-61".
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-61", 2 бомбомёта РБУ-1000 "Смерч-3" от ПУСБ "Буря-61"
минное: нет данных о количестве и типе мин
авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ
гидроакустическое: 1 Угасал радиального поиска МГ-312 "Титан", 1 Угасал управления орудием МГ-311 "Вычегда", 1 Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста".
радиотехническое: 2 РЛС МР-300 "Ангара", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-61", 1 РЛС РТР МРП-11-14 "Залив", 1 СГА "Дозор-1".
навигационное: 1 НРЛС "Дон", 1 гирокомпас "Курс-4", 1 лаг МГЛ-50, 1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-2"
хим: противоатомная(ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ
Источник: dogswar.ru