ArtGuns » Военный флот » Большие противолодочные корабли проекта 61МП (СССР)

Большие противолодочные корабли проекта 61МП (СССР)

24 июнь 2025, Вторник
15
0
Огромные противолодочные корабли проекта 61МП - это измененный вариант переоборудования кораблей проекта 61 с установкой противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" и усиленным зенитным, радиотехническим и гидроакустическим вооружением. Технический проект разрабатывался в Северном ПКБ (ЦКБ-53) под управлением головного конструктора Б. И. Купенского в 1970 году. Переоборудовались корабли на заводе №445(200) в г. Николаеве ("Отважный"(1974), "Стройный"(1981)) и на заводе №190 в г. Ленинграде ("Огневой"(1971), "Славный"(1975), "Смышлёный"(1977)). Головной "Огневой" вступил в строй Балтийского флота 12 октября 1971 года. Всего переоборудовано кораблей с 1971 г. по 1981 г. - 5 единиц. Корабли проекта 61МП полность соответствовали проекту 61М. Одним из более бессчетных и существенных модернизаций кораблей проекта 61 "Комсомолец Украины" стала их модернизация по проекту 61М/61МП. При рассмотрении боевых способностей кораблей проекта 61 отмечалось, что отсутствие на них ударного ракетного орудия значительно ограничивало сферу внедрения таких кораблей. Логическим решением предложений по улучшению боевых способностей новых СКР (БПК) стал разработанный Северным ПКБ проект 61М, который позволял кардинально решить возникшую "делему". В этом случае речь шла о том, чтоб при модернизации кораблей оснастить БПК ударным комплексом П-15М в составе 4 противокорабельных крылатых ракет (ПКР) П-15М, 4 пусковых установок КТ-15М-БРК с системой управления стрельбой «Коралл-НК», подменой обеих РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата АК-630М, новейшей Угасал «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами, также увеличении автономности по припасам провизии до 25 суток. Первым кораблем получившим таковой ударный ракетный комплекс стал "Сдержанный" (фабричный номер С-1715), заложенный в Николаеве в марте 1971 года. Любопытно, что этот корабль сразу стал достраиваться уже по новенькому проекту (стал единственным из 20 кораблей проекта, который достраивался по значительно модифицированному проекту) и вошел в строй в декабре 1973 года с противокорабельными ракетами П-15М. ПКР П-15М "Термит-М" имела нормальную аэро схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло - малого удлинения, с большой стреловидностью по фронтальной кромке. В задней части ракеты - верхнерасположенный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускоритель. Ракета комплектовалась маршевым жидкостным реактивным движком и фугасно-кумулятивной БЧ (4Г-15). Головка самонаведения - радиолокационная либо термическая («Снегирь»). Ракета П-15 «Термит» и весь комплекс были приняты на вооружение в 1971-1972 годах. Длина ракеты - 6665 мм, общий вес - 2523 кг, вес боевой части - 480 кг (либо 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества - 375 кг. Скорость полета ракеты - 320 м/с, дальность от 8 до 80 км. Маршевая высота полета - 25 либо 50 м, со понижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета поперечником 780 мм имела складывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый движок - 1217 т при старте и 515 т в полете. Вместе с этим, установка на борту 2-ух скорострельных 30-мм артиллерийских комплексов АК-630М увеличивала способности противоракетной обороны. Последнее событие по мере совершенствования средств ве­дения войны на море и развития противокорабельных ракет стало получать все большее значение. АК-630М (А-213) в составе 4 шестиствольных автоматических установок АК-630М и 2-ух станций управления огнем MP-123 «Вымпел-М». Комплекс разработан в 1974 г. (фактически автомат - конструкторами КБП В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым) под управлением головного конструктора М. С. Кнебельмана и предназначался для ближней самообороны корабля и ликвидирования средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), высокоскоростных малоразмерных морских надводных целей, плавающих мин. В конструкции установки применен зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из 6 стволов и автономным жидкостным остыванием. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых попеременно от каждого ствола. Заряжание артустановки - ленточное, с прямоугольным магазином. Управление - дистанционное, автоматическое от РЛС управления MP-123 «Вымпел-М» либо автономным кольцевым прицелом «Колонка». Точность стрельбы артустановки относительно невысока и почти во всем находится в зависимости от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов. В качестве боеприпасов используются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаряда - 0,0116 кг, во 2-м - 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высшую скорость автоматического наведения артустановки: по вертикали - 50 град/с и по горизонтали - 70 град/с. Корабль проекта 61МП также комплектовался системой управления вооружением корабля «Пульт-61М» и системой совместного использования орудия «Блокировка-61М». РБУ-1000 упразднялись. Штатная численность экипажа БПК проекта 61М/МП возросла до 320 человек, включая 29 офицеров, 42 мичманов и 249 матросов. Припас горючего (марка ДС) увеличивался до 950 т. При всем этом дальность плавания также возросла. Так, для «Сдержанного» при следовании оперативно-экономическим 18-узловым ходом на сдаточных испытаниях заместо расчетных 4000 она составила 4640 миль (для «Комсомольца Украины» этот показатель составлял 3500 миль). Припасы провизии увеличивались до 21 т, позволив довести автономность модернизированный кораблей до 25 суток. Модернизированные БПК проекта 61МП комплектовались гидролокационными комплексами «Платина» в составе подкильной станции и буксируемой антенны. Для размещения на борту новых систем потребовались новые объемы и площади, зачем конструкторам пришлось пойти на повышение длины на 2,3 метра. Согласно отработанной, а именно, на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара технологии, у стоявшего в плавдоке БПК просто отрезалась древняя кормовая оконечность и взамен приваривалась новенькая. Гидроакустический комплекс второго поколения МГК-335 «Платина» принят на вооружение в 1975 году. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования - 25-30 км, а в режиме шумопеленгования - 4-6 км. Мертвая зона составляла 1,5-2,0 км, а дальность обнаружения торпеды - 3,0 км. Буксируемая антенна Угасал размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Скопление сигнала шло по 5 частотам, средняя ошибка в определении координат подводной цели не превосходила 2 градуса по пеленгу и 1,5% по дальности. Комплекс делал также задачки звукоподводной связи. Вследствие размещения МГК-335 «Платина» ВПП на модернизированных кораблях приподнималась над верхней палубой. Корабль оснащался также системой госопознавания «Свой-чужой» (четыре станций запроса «Никель-КМ» и две станции ответа «Хром КМ»), системой выдачи текущих координат МПЦ-315 (так в источнике, возможно имеется ввиду МПП-315), гирокомпасом «Курс-3», магнитным компасом УКМ-М-3, эхолотом НЭЛ-5, лагом МГЛ-50М, автопрокладчиком АП-4м, радиопеленгатором АРП-50р, станциями РТР «Залив», станциями РЭБ «Краб-11» и «Краб-12» и системой обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1», Угасал звукоподводной связи и опознавания МГ-26 «Хоста» и станцией приема сигналов от радиобуев МГ-409П. Все модернизируемые корабли комплектовались 2-мя навигационными РЛС «Волга» с приставкой «Пальма». Но не один "Сдержанный" оказался таким "эксклюзивным", из числа ранее построенных кораблей еще 5 БПК были модернизированы по проекту 61МП (другими словами "Переоборудование" по проекту 61М). Из них на ССЗ им. А.Жданова в Ленинграде (3): «Огневой» (1973 г.), «Смышленый» (1974 г.) и «Славный» (1975 г.); на ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве (2): «Смелый» (1975 г.) и «Стройный» (1980 г.). БПК "Стройный" был поставлен на модернизацию в тот же период (в конце 1975 года), что и его "систершипы", но сначала корабль прошел средний ремонт, а уже позже модернизацию, по этой причине он последним возвратился в строй, при этом через долгий период времени (практически 5 лет). Любопытно, что модернизируемым по проекту 61МП кораблям были присвоены новые фабричные номера заказов: С-111 (прошлый С-751), С-112 (прошлый С-1708) и С-113 (прошлый С-754) Предположительно, БПК «Смелый» после модернизации был присвоен номер заказа С-114 (прошлый С-1711), а «Стройный» - С-115. Да и в данном случае корабли не утратили "особенность" в снаружи перечисленные БПК имели некие различия меж собой. К примеру, на «Огневом» ввиду отсутствия контрагентских поставок некое время оставались обе предыдущие РЛС МР-300, замененные позже, в период еще одного ремонта, на МР-310 и МР-500. «Славный» отличался от других наличием на тыльной кромке фок-мачты специальной экранирующей решетки, а «Смелый» - наличием на носовом антенном посту «Ятаган» доп антенны. Имелись также и другие малозначительные наружные отличия кораблей друг от друга. Новое вооружение не могло отразиться и на систематизации боевых единиц. Корабли проектов 61М и 61МП в составе ВМФ СССР с 28 июня 1977 г. классифицировались, как огромные ракетные корабли (БРК), с 1 октября 1980 г. - вновь как БПК, а с января 1992 г. - СКР. Любой из этих кораблей после проведенной модернизации прослужил 10-15 лет в составе флота. К примеру, "первородец" "Сдержанный" так вообщем практически 30 лет находился в строю, имеет вымпел Министра обороны СССР "За мужество и доблесть", приобретенный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.), был "наилучшим по ракетной подготовке" (1985 г.), не один раз делал задачки боевой службы в Средиземном море. Тактико-технические данные БПК проекта 61МП Экипаж: 320 человек (29 офицеров, 42 мичмана) Водоизмещение:  стандартное 4000 тонн, полное 4975 тонн Длина большая: 146,2 метра Длина по КВЛ: 134,5 метра Ширина большая: 15,8 метра Ширина по КВЛ: 14 метров Высота борта в носу: 13,2 метра Высота борта на миделе: 8,1 метра Высота борта в корме: 5,2 метра Осадка по корпусу: 4,87 метра Силовая установка: 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль Электроэнергетическая система: 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1 по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц. Скорость хода: полная 32 узла, оперативно-экономическая 20 узлов Дальность плавания: 4000 миль при скорости хода 20 узлов Мореходность: до 7 баллов по применению орудия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них Автономность: 8 суток Вооружение:  . ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Коралл-НК" артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 "Турель" ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК "Волна" от 2 РЛС УРЗО "Ятаган" артиллерийско-зенитное: 4х6 30-мм башни АК-630 от 2 РЛС УАО "Вымпел-А" торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-1123 с ПУТС "Тифон-61М". противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-61". авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ гидроакустическое: 1 ГАК МГК-335 "Платина". радиотехническое: 1 РЛС МР-310 "Ангара-А", 1 РЛС МР-500 "Кливер", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-61", 1 РЛС РТР МРП-11-16 "Залив", РЛС РЭБ "Краб-11 и 12", 1 СГА "Дозор-1". навигационное: 2 НРЛС "Волга", 1 гирокомпас "Курс-4", 1 лаг МГЛ-50, 1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-2" хим: противоатомная(ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!