ArtGuns » Военный флот » Сторожевые корабли проекта 1135 (СССР)

Сторожевые корабли проекта 1135 (СССР)

12 август 2025, Вторник
3
0
Возникновение сторожевых кораблей проекта 1135 (кодовое наименование «Буревестник») для российского флота стало реальным прорывом в будущее. Проект, разработанный русскими конструкторами практически полста лет вспять, оказался так удачным, что его модификации строятся до настоящего времени. В текущее время в составе ВМФ Рф продолжают нести службу два СКР проекта 1135 - «Ладный» и «Пытливый». Оба находятся в составе Черноморского флота. В протяжении нескольких десятилетий русские сторожевые корабли (СКР) практически являлись миноносцами - ударными боевыми единицами ближней морской зоны. Но возникновение у США атомных субмарин с баллистическими ракетами принудило СССР пересмотреть ценности. Сейчас перед русским ВМФ ставилась задачка не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Огромные противолодочные корабли (ВПК) из-за собственной малочисленности выполнить эту задачку не могли. Появилась необходимость в новеньком корабле - достаточно мореходном для самостоятельных действий в океане, но при всем этом относительно дешевом и применимом для крупносерийной постройки. Техзадание на разработку СКР проекта 1135 было выдано в 1964 году. Конструкторам предстояло сделать воистину новаторский корабль. Новенькая разработка постройки, обширное внедрение нестандартных конструкционных материалов (титана и престижных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы - вот только некие из примененных в проекте нововведений. Головной корабль, получивший имя «Бдительный», заложили на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, очень соответствующая для эры плановой экономики) 1970-го он официально вошел в строй, хотя тесты и сдача разных систем длилось еще в течение нескольких месяцев. Броско, что по своим чертам головной «Буревестник» так отличался от предшественников - СКР проектов 50, 35 и 159, что его сначала отнесли к классу БПК. Только в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки. Цельносварной корпус корабля проекта 1135 имел удлиненный полубак и принципно новые обводы, обеспечивавшие неплохую мореходность. Снутри корпус делился на 14 основных водонепроницаемых отсеков. Очень уникальной была энергетическая установка - две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и особые рессоры. Не считая того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В итоге «Буревестники» на то время стали самыми малошумными кораблями русского ВМФ. Для выполнения главной задачки - борьбы с подводными лодками - использовались ракетоторпеды «Метель» и очень массивные гидроакустические станции (Угасал): подкильная «Титан» и буксируемая «Вега». По сопоставлению с макетом - американской системой ASROC - противолодочный комплекс «Метель» обладал значительно наилучшими чертами. Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (ASROC - около 10 км). В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У. Она сбрасывалась в данной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, равномерно погружаясь все поглубже и поглубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как аппаратура захватывала цель, торпеда немедля направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Позже ракеты 85-Р были изменены новыми ракетами 85-РУ «Раструб», которые могли применяться и против надводных целей. Артиллерийское вооружение сначало состояло из 2-ух спаренных 76-мм артустановок АК-726. Позднее, начиная с 22-го корпуса, их поменяли 2-мя более сильными 100-мм всеприменимыми орудиями АК-100 с новейшей системой управления МР-145 «Лев». Проект корабля с усиленным артиллерийским вооружением получил обозначение 1135М.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Корабли этого типа с 1968 по 1981 год серийно строились на 3-х заводах: в Калининграде, Ленинграде и Керчи. Всего в состав русского ВМФ вступили 32 единицы, в том числе 11 проекта 1135М. Показательно, что служившие на «Буревестниках» мореплаватели единогласно оценивают их только с положительной стороны, отмечая высшую надежность устройств, хороший мореходные и маневренные свойства, массивное вооружение и совершенную электронику. Но в процессе эксплуатации кораблей выявились и их недочеты, главнейший из которых - несоответствие дальности деяния противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения. Сколь ни совершенны были Угасал «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10-15 км, другими словами в пару раз наименьшем, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту делему мог бы решить вертолет с соответственной поисковой аппаратурой, но расположить его на борту корабля без конструктивной переделки проекта было нереально.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В конце 1980-х годов планировалось провести глубокую модернизацию СКР: обе Угасал поменять гидроакустическим комплексом последнего поколения «Звезда-М1», установить РЛС «Фрегат-МА», а заместо реактивных бомбометов - две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран». До распада СССР успели провести работы лишь на 3-х кораблях, ну и то на одном из них («Жарком») - только отчасти, без подмены РЛС и демонтажа РБУ. «Буревестник» стал прародителем семейства пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 и многоцелевых фрегатов проекта 11356. Последние строились для ВМС Индии, а сейчас серийная постройка их измененного варианта ведется для русского флота. Вобщем, эти корабли заслуживают отдельного рассказа. Тактико-технические свойства СКР проекта 1135 Водоизмещение - 2835 т (стандартное), - 3190 т (полное) Длина - 113,0 м (по КВЛ), - 123,0 м (большая) Ширина - 13,2 м (по КВЛ), - 14,2 м (большая) Осадка 4,51 м (средняя) Движки: - 2 форсажных ГТД ДК59 (36 000 л.с.) либо ДТ59 (45 400 л.с.), - 2 маршевых ГТД М-62 (10 000 л.с.), либо ДС71 (18 000 л.с.) Мощность 45 000—63 000 л.с. Движитель 2 гребных винта Скорость хода 32 узла (полная), 14 узлов (финансовая) Дальность плавания 3950 миль 14-узловым ходом Автономность плавания 30 суток (по припасам провизии) Экипаж 191 человек (в том числе 24 офицера) Вооружение Радиолокационное вооружение: - РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А), - РЛС управления огнём МР-105 «Турель», - Угасал радиального обзора «Титан-2», - буксируемая Угасал «Вега» Радиоэлектронное вооружение - БИУС «Требование-М» системы РЭП: 4 х 82-мм ПК-16 либо 2 х ПК-16 и 8 х ПК-10 Артиллерия: - 2 х 2 - 76-мм АК-726 (1600 выстрелов), на кораблях проекта 1135М: - 2 х 1 - 100-мм АК-100 (400 выстрелов) Ракетное вооружение 1 х ПЛУРК «Раструб-Б» (с 1986), на кораблях проекта 11352 заместо РБУ-6000 установлен ПКРК «Уран», 2 х «Оса-М» (40 ЗУР) Противолодочное вооружение 2 х 213-мм РБУ-6000 (96 РГБ-60) Минно-торпедное вооружение 2 х 4-трубных 533-мм ЧТА-53-1135 (8 торпед 53-65К либо СЭТ-65) Авиационная группа на кораблях проектов 11351, 11356 и 11356Р/М (11357): 1 х вертолёт Ка-27/27ПС либо Ка-28, либо Ка-31

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!