Истребитель МиГ-21 (СССР)

На базе самолета МиГ-21 сотворено огромное количество модификаций: Е-6 — макет самолета.
МиГ-21 Ф — серийный дневной фронтовой истребитель с пушечным вооружением. Самолет обустроен движком ТРДФ Р-11Ф-300. Вооружение состояло из 2-ух пушек НР-30 калибра 30 мм, НАР калибра 57 мм в 2-ух подкрыльевых блоках УБ-16-57У. Для борьбы с наземными целями применялись две НАР АРС-240 калибра 240 мм либо две бомбы калибра 50- 500 кг.
МиГ-21 Ф-13 — дневной истребитель. Обустроен последующим оборудованием: радиодальномером СРД-5М «Квант», коллиматорным прицелом АСП-5НД, автоматическим радиокомпасом АРК-10, радиостанцией Р-802В (РСИУ-5В), системой сигнализации об облучении РЛС «Сирена-2», системой средств спасения с защитным фонарем «СК» (дает возможность неопасно покидать самолет на малых высотах и скорости до 1100 км/ч). Заместо посадочной фары может устанавливаться разведывательный фотоаппарат АФА-39. Вооружен одной пушкой НР-30 (30 снарядов). 2-мя блоками УБ-16-57У либо УБ-32-57У с НАР С-5 (57 мм) либо 2-мя НАР С-24, 2-мя бомбами калибра 50-500 кг. Быть может обустроен 2-мя УР Р-ЗС сТГС (спектр дальностей запуска 1-7 км). Состоял на вооружении ВВС СССР, также поставлялся в страны Варшавского Контракта, на Кубу, в Египет, Индию, Сирию и Финляндию. Серийно строился в Китае под обозначением J-7.
МиГ-21 У — учебно-тренировочный самолет. Предназначен для исходной подготовки летного состава к применению боевых машин серии МиГ-21. Является двухместным вариантом истребителя МиГ-21 Ф-13. 1-ый полет самолета состоялся 17 октября 1960 г. На МиГ-21 установлен движок Р-11Ф-300 мощью 56,3 кН/5740 кгс. Самолет вооружен многокалиберным пулеметом А-12,7.
МиГ-21 П — предсерийный всепогодный истребитель. Установлен радиоприцел ЦД-ЗОТ. аппаратура командного наведения «Лазурь» и автопилот КАП-1. Имел шасси с колесами увеличенного размера.
МиГ-21 ПФ — серийный всепогодный истребитель. Установлен движок ТРДФ Р-11Ф2-300, радиоприцел РП-21 «Сапфир», коллиматорный прицел ПКИ-1. Пушечное вооружение отсутствует.
МиГ-21 УТИ — учебно-тренировочный истребитель.
МиГ-21 ФЛ — модификация МиГ-21 ПФ с увеличенной емкостью топливных баков, предсерийный.
МиГ-21 ПФМ - фронтовой многоцелевой истребитель для эксплуатации с грунтовых аэродромов. Развитие МиГ-21 ФЛ, серийный. Обустроен более массивным БРЭО и вооружением, также системой сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка. Установлен киль увеличенной площади, модернизированный радиоприцел РП-21М, оптический прицел ПКИ, система радиолокационного опознавания «Хром-никель». Нес вооружение: двуствольную пушку ГШ-23 в контейнере ГП-9 на подфюзеляжном узле подвески; на подкрыльевых узле могли крепиться четыре УР К-13 либо Р-ЗС с ТГС, РС-2УС (К-5), также УР Х-66 (класса «воздух-земля»).
МиГ-21 Р - тактический лазутчик. Обустроен сменными контейнерами, расположенными на подфюзеляжном узле подвески с АФА, телевизионными и другими средствами ведения воздушной разведки. Устанавливалось вооружение: две УР К-13, блоки НАР УБ-16 и УБ-32, НАР С-24.
МиГ-21 С — фронтовой всепогодный истребитель. Оборудован радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом АСП-ПФ, помехазащищенной линией связи «Лазурь-М». обеспечивающей взаимодействие с наземной автоматической системой управления «Воздух-1», и автопилотом АП-155. Нес вооружение: двуствольную пушку ГШ-23 в контейнере ГП-9 на подфюзеляжном узле подвески (позже встроенная - ГШ-23Л); на подкрыльевых узлах могли подвешиваться четыре УР К-13 либо Р-ЗС с ТГС, РС-2УС (К-5), также УР Х-66 (класса «воздух-земля»),
МиГ-21 ПД — экспериментальный самолет для отработки укороченного взлета и посадки с комбинированной силовой установкой (маршевый ТРДФ Р-11Ф2-300 и два подъемных ТРД РД-36-35) и неубирающимся шасси.
МиГ-21 УС — учебный фронтовой истребитель. Обустроен движком ТРД Р-11Ф2С-300. автопилотом КАП-2 (1966 г.). Вооружен УР Р-3 с ТГС, НАР калибра 57 и 240 мм, свободнопадающими практическими и боевыми бомбами разных типов на 2-ух подкрыльевых узлах наружной подвески.
МиГ-21 «Аналог» — экспериментальный самолет для тесты оживального крыла.
МиГ-21СМ — фронтовой всепогодный истребитель. Предназначен для ликвидирования воздушных целей деньком и ночкой в обычных и сложных метеоусловиях. Самолет может поражать наземные объекты в критериях зрительной видимости неуправляемыми авиационными ракетами калибра 57 и 240 мм, авиационными бомбардировочными средствами поражения массой до 500 кг, также пушечным вооружением. МиГ-21 СМ разработан в 1968 г. с значительно расширенными боевыми способностями. Главные его отличия от предыдущих модификаций: в нижней части фюзеляжа на лафете расположена интегрированная спаренная пушка ГШ-23Л с боезапасом 200 патронов; под крылом установлены 2 доп пилона, на которых вероятна подвеска до 4 управляемых ракет РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-55, Р-60, Р-60М, также НАР калибра 57 и 240 мм и свободнопадающих бомб разных типов массой до 500 кг (наибольшая масса боевой нагрузки до 1300 кг); движок Р-11Ф2С-300 заменен на Р-13-300 с тягой 6490 кгс на форсаже. Истребитель обустроен радиоприцелом С-21 «Сапфир-21» и оптическим прицелом АСП-ПФД.
МиГ-21 М — экспортный вариант фронтового всепогодного истребителя МиГ-21 СМ. На нем установлен наименее совершенный движок Р-11Ф2С-300, радиоприцел РП-21МА и оптический прицел АСП-ПФД. Обустроен интегрированной пушкой калибра 23 мм. На наружных узлах подвески могли подвешиваться четыре УР РС-2УС (1970 г.).
МиГ-21 МФ — улучшенный вариант МиГ-21 СМ. Установлен движок Р-13-300. Мог нести до 6 УР близкого боя Р-60.
МиГ-21 МТ — фронтовой всепогодный истребитель. Существенно увеличена емкость затратного бака, за чей счет общий объем горючего во внутренних баках возрос до 3250 л.
МиГ-21 СМТ — фронтовой всепогодный истребитель с увеличенной до 2950 л емкостью внутренних топливных баков.
МиГ-21 Разум — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО, движок Р-11Ф2С-300. Установлены катапультные кресла КМ-1М. Вооружен УР Р-3 с ТГС, НАР калибра 57 и 240 мм, свободнопа-дающими практическими и боевыми бомбами разных типов на 2-ух подкрыльевых узлах наружной подвески. Вероятна установка 2-ух стартовых твердотопливных ускорителей СПРД-99 23,6 кН/2300 кгс.
МиГ-21 бис — фронтовой всепогодный истребитель. Предназначен для поражения воздушных целей деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, также для нанесения ударов по наземным объектам неуправляемыми средствами поражения в критериях зрительной видимости. Самолет МиГ-21 бис стал одной из последних серийных модификаций самолетов семейства МиГ-21.
Истребитель сотворен в 1971 г., серийно строился в 1972-1974 гг. (выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и в забугорные страны (имелся экспортный вариант самолета). По сопоставлению с истребителями МиГ-21 прошлых модификаций на МиГ-21бис модернизировано крыло, использованы интегральные топливные баки, новый движок, улучшено бортовое оборудование, существенно увеличена номенклатура бортового вооружения. По собственной радиолокационной заметности самолет сравним с истребителем F-16.
На МиГ-21 бис установлен турбореактивный движок Р-25-300 с тягой 69,6 кН/7100 кгс (на режиме чрезвычайного форсажа 97,1 кН/9900 кгс). Вероятна также установка стартовых твердотопливных ускорителей СПРД-99. Повышение тяги мотора позволило сделать лучше скороподъемность и угловые скорости разворотов самолета.
Бортовое оборудование МиГ-21 бис фактически не отличается от бортового оборудования МиГ-21 СМ и включает; радиоприцел С-21; оптический прицел АСП-ПФД; ПНК «Полет-ОИ», в состав которого заходит система автоматического управления СВУ-23ЕСН, система ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидерная система («Пион-Н»); помехозащищенная линия связи «Лазурь», обеспечивающая взаимодействие с наземной АСУ «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1 либо KM-IM, приемник воздушного давления ПВД-18.
В набор вооружения включены: интегрированная пушка ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 200 снарядов); до 4 УР К-1ЗМ, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-60М, также НАР калибра 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы разных типов массой до 500 кг (наибольшая масса боевой нагрузки до 1300 кг). Вероятна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки. В совокупы с установкой новейшей ракеты типа Р-60 заместо Р-ЗС улучшение маневренности превратило МиГ-21 бис на борт самолета, способный серьезно соперничать с машиной последнего поколения типа F-16 в скороподъемности, скоростях и радиусах разворотов, что имеет решающее значение в ближних воздушных боях.
Состоит на вооружении ВВС государств СНГ и многих других стран. Серийный выпуск прекращен. Применялся сирийской авиацией в боевых действиях в Ливане (1979-1983 гг.).
МиГ-21 И (МиГ-21-93) — предназначен для поражения воздушных целей деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, также для поражения наземных объектов неуправляемыми и управляемыми средствами поражения в всех критериях.
Работы над новейшей модификацией самолета начались в 1989 г. Без конфигурации конструкции планера и силовой установки, только за счет оснащения совре менным радиоэлектронным оборудованием, удалось достигнуть неоднократного увеличения боевой продуктивности по сопоставлению с последней модификацией МиГ-21 бис.
Самолет создается на базе МиГ-21 МФ либо МиГ-21 бис с движками Р-25-300. Вероятна установка стартовых твердотопливных ускорителей СПРД-99.
Кабина истребителя выполнена с учетом нынешних достижений эргономичности. Фонарь кабины с цель ным козырьком, существенно улучшающим обзор в фронтальной полусфере.
Самолет обустроен функциональной бортовой компактной импульсно-доплеровской РЛС «Копье». которая позволяет обнаруживать и скрытно аккомпанировать в автоматическом режиме воздушные цели, в том числе парящие на малой высоте над землей либо аква поверхностью (дальность обнаружения типовой воздушной цели на встречном курсе до 57 км, «вдогон» - до 25-30 км. наземной цели типа мост - 100 км. морской цели типа катер - 30 км). Не считая того, она позволяет сразу аккомпанировать в режиме обзора до восьми целей и выделять две более небезопасные; обеспечивать атаку по целеуказанию и поражение целей ракетами с радиолокационными и термическими головками самонаведения (обеспечивает одновременный запуск 2-ух УР по двум разным целям), также пушкой; создавать высокоскоростной вертикальный поиск и автоматический захват зрительно видимых целей в ближнем воздушном бою с внедрением улучшенных УР, имеющих завышенные маневренные свойства; сформировывать равномасштабную карту с высочайшим разрешением, укрупнением масштаба и «замораживанием» изображения.
В состав оборудования входят: бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения инфы, новенькая система управления орудием, аппаратура инерциальной курсовертикали, цифровая система воздушных сигналов, РСБН. новенькая кабинная аппаратура, система электроснабжения, контроля и регистрации.
Оснащение самолета МиГ-21-93 нынешним бортовым оборудованием и вооружением увеличивает его боевую продуктивность до уровня истребителей 4-ого поколения типа «Мираж» 2000 и F-16.
Вооружение самолета включает: две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 либо четыре Р-77, четыре УР близкого боя Р-73Э либо 6 Р-60М, две ПРЛР Х-25МП либо одну Х-31А, либо Х-35, две корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500КР, НАР С-5, С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы массой 100-500 кг и встроенную пушку ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 200 снарядов). Вероятна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки. Для защиты от ракет класса «воздух-воздух» и ракет переносных ЗРК типа «Стингер» с ИК ГСН установлено 120 блоков выброса помех БВП-21 (ИК-ловушек), которые расположены вдоль крыла в месте сопряжения его с фюзеляжем.
Базисный самолет представляет собой свободнонесущий моноплан, имеющий треугольное среднерасположенное крыло малого удлинения и стреловидное оперение. Стреловидность крыла по фронтальной кромке - 57°, хвостового оперения - 60°. Для усовершенствована путной стойкости на самолете установлен подфюзеляжиый киль. Под рулем направления находится контейнер тормозного парашюта. В первых моделях употреблялся фонарь кабины, открывающийся вперед и ввысь, также отделяющийся во время катапультирования вкупе с сидением, предохраняя пилота от воздействия набегающего потока. Система катапультирования обеспечивает покидание самолета на скорости до 1100 км/ч.
Применение совершенной аэродинамической схемы, лобового воздухопоглотителя в купе с высочайшей тяговооруженностью и прочностью, также исключение остановки мотора при запусках ракет и стрельбе из пушки, наличие системы демпфирования колебаний обеспечили самолету высочайшие свойства стойкости и маневренности, в том числе на малых скоростях и при полетах со скольжением, и сделали репутацию наилучшего в мире легкого истребителя.
На самолете установлен движок Р-11Ф-З00с тягой 3880 кгс. Топливная система состоит из п фюзеляжных резинотканевых баков и 4 крыльевых кессонов общей емкостью 2470 л. На самолете использовано трехстоечное шасси. Тормоза пневматические. Гидросистема образована 2-мя самостоятельными контурами. Воздухозаборник лобовой, с автоматической плавной регулировкой.
Воздушные суда МиГ-21 первых модификаций являлись дневными истребителями, созданными для использования в добротных погодных критериях (радиоприцел отсутствовал). Оборудования включает радиодальномер СРД-5 (МиГ-21 Ф) либо СРД-5М «Квант» (МиГ-21Ф-13). коллиматорный прицел АСП-СНД либо АСП-5НД (МиГ-21Ф-13), автоматический радиокомпас АРК-10, радиостанцию Р-802В (РСИУ-5В), систему сигнализации об облучении РЛС «Сирена-2». Заместо посадочной фары на МиГ-21 Ф-13 может устанавливаться разведывательный фотоаппарат АФА-39.
Вооружение самолета включает 2 пушки НР-30 (калибр 30 мм, боезапас 60 снарядов, МиГ-21, МиГ-21Ф) либо одну пушку НР-30 (боезапас 30 снарядов, МиГ-21 Ф-13), два блока УБ-16-57У либо УБ-32-57У с НАР С-5 (калибр 57 мм) либо две НАР С-24, две бомбы массой 50-500 кг. МиГ-21 Ф-13 обустроен 2-мя УР Р-ЗС с ТГС (спектр дальностей запуска составляет 1-7 км).
МиГ-21 является одним из самых массовых самолетов мира. Серийно он выпускался 28 лет (с 1959 по 1986 г.), было выстроено 10154 машины, поставлялся в 10-ки государств. Маленькое количество самолетов имеется на вооружении ВВС США (эскадрилья «Агрессор»), По русской лицензии эти воздушные суда строятся в Индии и Китае (китайский вариант МиГ-21 Ф-13 имеет заглавие J-7).
Воздушные суда МиГ-21 ранешних модификаций обширно использовались в региональных конфликтах, а именно в арабо-израильской войне (1967 г.), индо-пакистанском конфликте (1971 г.) и войне во Вьетнаме, также применялись в процессе боевых действий в Афганистане, Анголе и в районе Персидского залива.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства МиГ-21Ф Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч; максимальная 2175 наибольшая на высоте у земли 1100 Практический потолок, м 19000 Дальность практическая, км 1520 Масса, кг: обычная взлетная 6850 пустого самолета 4980 Габариты самолета, м размах крыла 7,154 длина 13,46 высота 4,806 Движок, кгс: ТРДФ Р-11Ф-300 3880/5740
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.