Многоцелевой вертолет NH-90 (Франция)

Разработка вертолета NH-90 началась в 1984 г. консорциумом NH Industries (Франция, Германия, Италия, Нидерланды), а 18 декабря 1995 г. опытнейший эталон сделал 1-ый полет. Вертолет проектировали в 2-ух вариантах - корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter - вертолет для базирования на фрегатах ВМС государств НАТО) автономно решает задачки поиска и поражения подлодок и надводных целей, производит загоризонтное наведение УР класса "поверхность-поверхность", делает поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на наружной подвеске. Использовать с фрегата его может быть в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.
Программка NH-90 предугадывала постройку 1-го вертолета для наземных испытаний и 5 прототипов для летных. Тесты единственного GTV (Ground Test Vehicle - вертолет для наземных испытаний), сделанного "Агустой", начались 28 сентября 1995 г. 1-ый летный макет РТ-1 покинул завод конторы "Еврокоптер Франс" 29 сентября 1995 г. Его 1-ый полет состоялся 18 декабря 1995 г. В первый раз машину показали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.
2-ой летный макет РТ-2 сделали к ноябрю 1996 г. Его 1-ый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в 5 часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. 1-ый полет с ней машина сделала 2 июля 1997 г. 3-ий РЕ-3 для испытаний БРЭО выполнил 1-ый полет в конце 1998 г., 4-ый РТ-4 построен в варианте ТТН, 5-ый РТ-5 - в варианте NFH на заводе компании "Агуста". Это 1-ый настоящий макет морского вертолета. В первый раз он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.
Программку не один раз пересматривали, приостанавливали и даже собирались закрыть из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.
Разработаны две модификации: тактический транспортный вертолет ТТН. оборудованый опускаемой рампой в задней части фюзеляжа, и вертолет корабельного базирования NFH. Вертолет одновинтовой схемы, с 2-мя газотурбинными движками и трехопорным шасси. Фюзеляж выполнен полностью из композитных материалов; для уменьшения действенной поверхности рассеивания при облучении РЛС боковые поверхности фюзеляжа изготовлены в виде плоских граней, как на БМП; более принципиальные узлы и агрегаты накрепко защищены. В фронтальной части фюзеляжа располагается кабина экипажа со сдвижной частью фонаря, дверьми с обеих сторон, остеклением и носовым обтекателем. По краям фюзеляжа размещены две сдвижные двери. В варианте ТТН имеется задняя дверь, одна секция которой раскрывается ввысь, а другая — вниз, образуя погрузочную рампу, спроектированную в расчете на погрузку многообещающей боевой машины пехоты VGA массой 2 т для армии Франции. Может перевозить до 14 десантников.
Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей (прямоугольной формы в плане), изготовленых из композитных материалов. На морском варианте вертолета лопасти автоматом складываются. Управляющий винт четырехлопастный, бесшарнирный. Втулка несущего винта титановая с эластомерным подшипником и композиционным демпфером, не просит технического обслуживания в процессе использования. Лопасти выполнены из композиционного материала, сохраняют способность к работе при простреле пулями калибра до 12,7 мм.
Силовая установка состоит из 2-ух ТВД RTM-322-01/9 с цифровой системой управления FADEC. Топливная система включает протектированные топливные баки в нижней части фюзеляжа, самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. NH-90 способен летать без утраты высоты в критериях МСА на высоте 1000 м на одном движке. Запускают главные движки от ВСУ либо от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных главных движках.
Система управления четырехканальная, электродистанционная, с боковыми ручками управления. Она оптимизирована для полетов на малых и максимально малых высотах с огибанием рельефа местности. Электрическое оборудование включает несколько БЦВМ, систему диагностики и контроля бортового оборудования, навигационную систему, автопилот. В состав БРЭО морского варианта дополнительно заходит поисковая РЛС радиального обзора, опускаемая гидроакустическая станция, сбрасываемые гидроакустические буи, сенсор магнитных аномалий, системы постановки радио- и ИК-помех; БРЭО транспортного варианта включает метеорадиолокационную станцию.
Транспортный вариант может нести ударное вооружение (НАР, навесные контейнеры с пушками либо пулеметами), морской вариант — самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk46 и A244, глубинные бомбы, противокорабельные ракеты AM39 Exocet, УР класса «воздух—воздух» общей массой до 700 кг.
Модификация NH-90 Поперечник несущего винта, м 16.30 Поперечник управляющего винта, м 3.20 Длина,м фюзеляжа 15.89 общая 19.56 Высота ,м 5.44 Ширина, м 4.37 Масса, кг пустого вертолета (NFH) 5400 (6430) обычная взлетная 8700 (9100) наибольшая взлетная 10000 Горючее, л 2500 Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9 Мощность, кВт максимальная 2 х 1690 нормальная 2 x 1266 Наибольшая скорость, км/ч 300 Крейсерская скорость, км/ч 262 Практическая дальность, км 1150 Боевая дальность, км 950 Боевой радиус деяния, км 250 Длительность полета, ч.мин 4.50 Наибольшая скороподъемность, м/мин 660 Практический потолок, м 4250 Статический потолок, м 2600 Экипаж, чел 1-4 Нужная нагрузка: 14- 20 боец либо 12 носилок либо 2500 кг груза в кабине и 700 кг на наружной подвеске (NFH) Вооружение (опционально): Боевая нагрузка - 700 кг: УР воздух-воздух , воздух-поверхность , ПКР АМ-39 Exoset и противолодочные торпеды Murena, Мк.46 либо А244, глубинные бомбы.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.