ArtGuns » Военная авиация » Самолёт постановщик помех Ту-22П (СССР)

Самолёт постановщик помех Ту-22П (СССР)

17 июнь 2025, Вторник
4
0
В 1961 г в согласовании с тактико-техническими требованиями ВВС разработали самолёт — постановщик помех Ту-22П. Машина предназначалась для угнетения наземных и корабельных РЛС далекого обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолётов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолет мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в разных спектрах волн.

В опытнейший эталон Ту-22П в августе 1962 г. перераблотали пятую машину 3-й серии Ту-22 (№1032054), оснастив ее вторым вариантом комплекса «Сибирь-2». Последний включал в себя станции заградительных помех и два комплекта устройств сотворения пассивных помех АПП-22. Аппаратуру для сотворения помех расположили в негерметичном контейнере П-2. Последний оборудовался воздушно-жидкостной и воздушной системами остывания и электропитанием. Контейнер размещался в грузовом отсеке самолёта.

Воздушно-жидкостная система, состоявшая из четырехсекционного воздушно-масляного радиатора, 4 масляных баков с помпами и трубопроводов, охлаждала более теплонапряженные блоки. Воздушная система включала заборник внешнего воздуха, трубопроводы, выходные насадки и обеспечивала общую вентиляцию контейнера П-2 и внешнее остывание блоков станций. Постановку пассивных помех производили при помощи размещенных в грузовом отсеке меж 56-м и 60-м шпангоутами устройств АПП-22, сбрасывавших коробки с отражателями поодиночке либо залпом. Ту-22П оснащались РЛС «Рубин-1А», предназначавшейся не только лишь для бомбометания, да и позволявшей следить за земными ориентирами и самолётами, находившимися на удалении, равном высоте полёта постановщика помех, а при полёте над аква поверхностью и малоориентирной местностью — до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63. Постановщик помех Ту-22П снаружи отличался от бомбардировщиков и разведчиков множеством антенн на фюзеляже и крыле.

В июне 1963 г. закончился шаг промышленных испытаний, и машину предъявили на муниципальные тесты, проходившие с 16 августа 1963 г по 30 марта 1964 г. Настолько долгий срок испытаний (хотя было выполнено всего 17 полетов) разъяснялся разными доработками и ликвидацией последствий поломок, обойти которых не удалось. А именно, в августе 1963 г разрушился генератор СГС-30-8, прямо за чем отказал механизм управления разворотом фронтальной ноги шасси.

Вес пустого самолёта, по сопоставлению с Ту-22Р, возрос до 49000 кг. Это негативно воздействовало на его лётные свойства. А именно, в заключении «Акта по результатам муниципальных испытаний» отмечалось, что дальность уменьшилась на 180—200 км. По итогам испытаний рекомендовалось принять Ту-22П на вооружение ВВС «в качестве составной части общего наряда сил, нужных для угнетения всей радиолокационной системы ПВО противника и для предстоящего увеличения продуктивности боевого применения». В предстоящем Ту-22П предлагалось оснастить противорадиолокационными ракетами и поболее совершенными станциями активных помех, а именно, типа «Фасоль». Отмечались как недочеты трудозатратность ручной загрузки автоматов АПП-22, зачем требовалось около 7 часов работы 3-х приготовленных профессионалов, также вредное воздействие источников помех на экипаж и силовую установку.

В процессе испытаний Ту-22П специально исследовалась сопоставимость массивных электрических генераторов с другой аппаратурой самолёта. В целом замечаний не было, если не считать маленькое воздействие аппаратуры постановки помех на работу приемника командной радиостанции РСИУ-5В.

Уже в процессе использования серийных машин их оборудование повсевременно совершенствовалось, что приводило к возникновению новых вариантов. К примеру, Ту-22П-1 оснащался станциями СПС-44 «Букет-4», СПС-55 и СПС-4М «Клюква» либо СПС-5м «Фасоль», Ту-22П-2 — СПС-77, СПС-4м и СПС-5м, а Ту-22П-4 — СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5м. Известны модификации Ту-22П-6 и П-7. Потом часть машин оснастили станциями СПС-151, СПС-152 и СПС-153, предназначавшимися для персональной защиты самолетов Ту-22К и Ту-22П. Их располагали под обтекателями на месте кормовых артиллерийских установок. После оснащения самолётов РЭБ устройствами дозаправки топливом в полете они получили обозначение Ту-22ПД. Завод №22 выстроил около 50 самолётов радиоэлектронной борьбы, включая бывалые эталоны, переработанные из Ту-22.

Тактико-технические свойства Ту-22П Размах крыльев, м   23.17 Длина, м   41.60 Высота, м   10.13 Площадь крыла, м2   162.25 Масса, кг - пустого самолета   43600 - обычная взлетная   69000 - наибольшая взлетная   85000 - топлива   40800 Тип двигателя   2 ТРДФ РД-7М Тяга, кгс - на форсаже   2 х 16000 - наибольшая бесфорсажная   2 х 10500 Наибольшая скорость, км/ч   1410 Крейсерская скорость, км/ч   950 Практическая дальность, км   4900 Практический потолок, м   13500 Экипаж, чел   3 Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!