Многоцелевой истребитель Saab JAS-39 Gripen (Швеция)

Компании «Сааб», «Вольво Флюгмотор», «Эриксон» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны договоры на создание 5 опытнейших самолетов JAS 39. В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. лазутчик) по созданию боевого самолета третьего поколения JAS 39 Gripen.
Постройка первого опытнейшего самолета JAS 39 Gripen была завершена 26 апреля 1987 г., его 1-ый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытнейший самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в главном программном обеспечении были изготовлены в США на измененном самолете T-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая мачалась от помпажа и трещинок на лопатках компрессора. Потому серийный самолет в первый раз поднялся в воздух 10 сентября 1992 г., а не в 1990 г. как планировалось сначало.
JAS 39 Gripen представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним движком, размещенным в фюзеляже. Планер рассчитан на наивысшую эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными главными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Самолет JAS-39 Gripen представляет собой моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом со срезанными законцовками, переднерасположенными поверхностями управления и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, главные стойки убираются вперед, а передняя - вспять. Крыло обустроено 2-мя парами элевонов (наружные и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Воздухопоглотители мотора расположены по обеим сторонам фюзеляжа на уровне кабины летчика. Судя по материалам зарубежной прессы, до 30 проц. конструкции самолета, включая крыло, киль, фронтальные управляющие поверхности, воздухопоглотители и створки шасси, выполнены из композиционных материалов, что позволило понизить его массу практически на 25 проц. В согласовании с требованиями обычная взлетная масса самолета должна составлять 8000 кг, наибольшая скорость полета без внешних подвесок - около 2000 км/ч (на большой высоте) и 1200 км/ч (на уровне моря). Длина истребителя 14 м, размах крыла 8 м, экипаж один человек. Также была начата разработка двухместного варианта, получение заказа на который ожидалось в 1987 году.
В качестве силовой установки намечалось использовать двухконтурный турбореактивный движок (ТРДД) RM12 с низкой степенью двухконтурности (0,28), являющийся модификацией южноамериканского ТРД F404-GE-400. Движок RM12 разработан вместе шведской компанией «Вольво флюгмотор» и американской «Дженерал электрик». По сопоставлению с американским он имеет на 10 проц. огромную тягу на форсажном режиме (8200 кгс при удельном расходе горючего около 1,8 кг/кг-ч). Это достигнуто за счет роста степени увеличения давления компрессора до 27 и температуры в камере сжигания, внедрения материалов с усовершенствованными чертами в конструкции турбины и форсажной камеры, также конфигурации программки управления лопатками спрямляющего аппарата первой ступени компрессора. Для увеличения надежности RM12 на нем устанавливается дублирующая система пуска и диагностическое устройство контроля работы. Не считая того, усиливается передняя опора компрессора, что дозволит выдерживать ударные нагрузки, возникающие в полете при попадании в движок птиц массой до 0,5 кг. Масса мотора RM12 1050 кг. Горючее располагается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи горючего обеспечивает управление центровкой самолета. Вероятна установка навесных топливных баков емкостью по 500 либо 1000 л. Имеются две главные гидравлические системы и одна запасная. С июня 1984 года в США и с января 1985-го в Швеции осуществлялась программка наземных испытаний мотора RM12, рассчитанная на 5500 ч выработки. По свидетельству западной печати, на заводе компании «Вольво флюгмотор» прошли тесты 5 опытнейших его образцов, которые к апрелю 1986 года уже наработали 1400 ч. Летные тесты мотора были намечены на первую половину 1987 года, а принятие решения о его массовом создании ожидалось в конце 1987-го. Шведские спецы рассчитывали к 1990 году прирастить наивысшую тягу мотора на 20 проц., а к 1995-му - на 30 проц. по сопоставлению с тягой мотора F404-GE-400.
Самолет JAS-39 Gripen комплектуется нынешним радиоэлектронным оборудованием на базе шведской центральной цифровой ЭВМ SDS80, которая будет использовать в собственном математическом обеспечении языки программирования «Ада» и «Паскаль». Функциональная импульсно-доплеровская РЛС 3-см спектра разрабатывается вместе шведской компанией «Эриксон» и британской «Ферранти». Считается, что благодаря цифровой обработке сигналов при помощи программируемого процессора РЛС обеспечит применение орудия по наземным, морским и воздушным целям, полет с огибанием рельефа местности и обзор земной поверхности с высочайшей разрешающей способностью в интересах разведки. Летчик сумеет сам выбирать хоть какой из режимов работы станции. По оценке шведских профессионалов, новенькая РЛС в сопоставлении с установленной на истребителе «Вигген» будет владеть в 3 раза большей продуктивностью, а за счет внедрения маленьких электрических компонент и подвижной щелевой фазированной антенной решетки из углеродистого пластика, разработанной компанией «Ферранти», занимаемый ею объем уменьшится на 40 проц. 1-ый опытнейший эталон РЛС прошел стендовые тесты.
Для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки в ночное время в состав бортовой прицельно-навигационной аппаратуры намечается включить ИК-станцию фронтального обзора с автоматом захвата и сопровождения цели. Станция будет располагаться в навесном контейнере под правым воздухопоглотителем мотора. В кабине летчика инсталлируются электронно-оптический индикатор американской компании «Хьюз» с расширенным (30X20°) полем зрения и три комбинированных растровых индикатора на электронно-лучевых трубках с экранами размером 120X150 мм. На левом индикаторе будет отображаться пилотажная информация (в том числе искусственный горизонт, скорость и высота полета, данные для захода на посадку), на центральном - передвигающаяся карта местности, хранящаяся в цифровом виде в запоминающем устройстве, на правом - тактическая обстановка с данными о целях, получаемая от РЛС и ИК станции.
Истребитель JAS-39 Gripen оборудуется электродистанционной цифровой системой управления полетом с трехкратным резервированием (механическое резервирование не предвидено), разработанной американской компанией «Лир Сиглер». В ее состав войдут три главные цифровые и три запасные аналоговые ЭВМ. Сообщается, что система уже прошла тесты на специально оборудованном самолете «Вигген».
Самолет JAS-39 Gripen будет обустроен лазерной инерциальной навигационной системой Н-423 американской конторы «Ханиуэлл», включающей, а именно, ЭВМ (быстродействие 860 тыс. опер./с.) с объемом памяти запоминающего устройства около 66 тыс. слов. УКВ радиостанция AMR-345 шведской компании «Бофорс», имеющая кнопочный набор и интегрированный процессор, обеспечивает установку 500 за ранее настроенных частот.
Для размещения нынешнего ракетного и бомбового вооружения самолет оборудуется 4-мя подкрыльевыми узлами и 2-мя узлами подвески на концах консолей крыла (для ракет класса «воздух-воздух»). Не считая того, в фюзеляже устанавливается пушка «Маузер» калибра 27 мм. Предусматривается также внедрение навесных контейнеров с разведывательным оборудованием и аппаратурой РЭБ. Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и навесное орудие на 7 внешних узлах, которое может состоять из УР класса «воздух-воздух» RB71 «Скай Флеш», RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер» либо AIM-120, также УР класса «воздух-поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного орудия.
В 1987 году началась сборка первого из 5 задуманных опытнейших образцов самолета JAS-39 Gripen. Три комплекта крыла для них изготавлены британской компанией «Бритиш аэроспейс», а потом разработка их производства будет передана Швеции. Для наземных испытаний систем истребителя выстроено более 10 щитов, проведено три серии испытаний в аэродинамической трубе, сделано несколько фронтальных частей фюзеляжа для испытаний на крепкость при столкновении с птицами и проверки системы катапультирования.
1-ый лётный макет «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., 2-ой макет «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались тесты прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний макет опытнейшей серии. В 1992 г. в воздух поднялся 1-ый серийный JAS-39А с фабричным номером 39101, также включившийся в тесты. Все НИОКР по программке были завершены в конце 1996 г - к этому времени 6 машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39B. 1-ый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г. Всего до 2002 г. планировалась поставка до 300 самолетов JAS 39 Gripen. Командование ВВС Швеции подразумевало закупить 140 самолетов JAS-39 Gripen. Общая цена программки разработки и закупки этого самолета, по оценке забугорных профессионалов, составит около 4 миллиардов. баксов. На вооружение ВВС Швеции самолет поступил в 1996 году.
Экипаж: 1-2 чел Макс. скорость: 2126 км/ч Боевой радиус: 800 км Практический потолок: 15 000 м Длина: 14,1 м Высота: 4,5 м Размах крыла: 8,4 м Площадь крыла: 25,54 м? Масса Пустой: 6620 кг Снаряжённый: 8720 кг Макс. взлётная: 14 000 кг Движки: Вольво Аэро RM12 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1x27мм Mauser BK27 Кол-во точек подвески: 7 Масса навесных частей: 8000 кг УР «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM, «воздух—поверхность»,противокорабельные ракеты СААБ RBS-15F, кассетные бомбы, бомбы с лазерным наведением
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.