Противотанковый гранатомёт RB M57 (Югославия)


В ожидании последующих поставок «Базук» М20 планировалось, что государственная индустрия переориентируется на создание боеприпасов для них, а конкретно на выпуск 3,5-дюймовых активно-реактивных гранат с взрывателями BD-M404A1, и, тем, в период с 1955 до 1964 г. удовлетворит потребности армии с таким типом вооружения. Но потребность в противотанковом оружии своей разработки не отпала, так как в частях ЮНА в 1953 г. из нужных по штату 17569, на самом деле было только 11400 единиц ручных противотанковых гранатомётов разных моделей и калибров (44 mm М49, 60 mm М9, 90 mm М20). В 1952 г. Департамент пехоты ЮНА направил запрос на создание новых ручных гранатомётов и мин белградскому Военно-техническому институту и вальевскому «Крушику». Проектирование макета и массовое создание нового орудия, в конце концов, возложили на «Црвену Заставу». Комиссия Департамента пехоты ЮНА рассматривала три варианта нового гранатомёта.
1-ый представлял собой упрощённый вариант конструкции Мешичка. Поначалу он военным приглянулся, потому «Застава» подготовила технологическую документацию, выпустила «нулевую» серию и приступила к подготовке серийного производства. И здесь выяснилось, что новый гранатомёт имеет тот же недочет, что и старенькый RRB M49 - сложность конструкции и эксплуатации. Департамент пехоты предложил крагуевацкому заводу приготовить 2-ой вариант орудия и сделать его пробную партию. У этого варианта механизм питания капсюлями-воспламенителями был выполнен в виде вращающегося цилиндра (барабана) ёмкостью в 6 капсюлей. Скоро, но, выяснилось - данный гранатомёт не соответствует поставленным ТТХ.

В конечном итоге Комиссия приняла 3-ий вариант гранатомёта, представленный капитаном Тодором Цветичем из «Института Вооружений». Цветич решил в качестве реактивного (вышибного) заряда использовать 93 г малодымного нитроцеллюлозного пороха, а инициирующий капсюль перенести в заднюю часть стабилизатора мины. Эти меры обещали дать существенное повышение исходной скорости и обеспечивали резвую подготовку орудия к стрельбе. Новенькая мина в задней части имела два капсюля, установленные с 2-ух обратных сторон на уровне стабилизатора. Это позволяло в случае осечки повернуть боеприпас в стволе на 180° и произвести повторную попытку выстрела. Лимонка комплектовалась раскрывающимся в полёте стабилизатором из четырёх гибких железных крыльев, которые вводились в особые пазы на хвостовой части боеприпаса в процессе заряжания орудия. Вначале надкалиберная 90-мм кумулятивная лимонка комплектовалась опасным ударным воспламенителем УТИ М57, который позже поменяли на временно-инерционный УТИ М61. Реактивный (вышибной) заряд из нитроцеллюлозного пороха помещался совместно с частью чёрного пороха и песком в картонной коробке.
Ударно-спусковой механизм гранатомёта работал по принципу двойного деяния (как у пистолета), и таким образом всегда был готов к действию. При нажатии на спусковой крючок ударник поначалу взводится, а потом ударяет капсюль, который через отверстие воспламенял чёрный порох и реактивный (вышибной) заряд из нитроцеллюлозного пороха. Данный эталон обладал достаточно высочайшей боевой скорострельностью (4 выстр/мин), солидной исходной скоростью мины (Vo=147 м/с), неплохой действенной дальностью стрельбы (200 м по недвижным и 400 м по подвижным целям), полностью достойной оказалась и бронепробиваемость кумулятивной мины (270-320 мм). Орудие массой 8200 г имело ствол длиной 960 мм и калибром 44 мм, механический прицел, оптический 3,8-кратный прицел ОН М59 с угловым полем зрения в 12°, сошки, плечевой упор и антабки для крепления плечевого ремня, прикреплённые на внешней поверхности ствола с помощью сварки.

После разных тестов Департамент пехоты отдал гранатомёту Цветича потрясающую оценку. Предприятие «Црвена Застава» в Крагуевце приготовило набор технологической документации для серийного производства и в 1956 г. выпустило пробную партию из 15 гранатомётов. Данные эталоны прошли новые тесты, снова получив положительные оценки. «Нулевая» серия из 50 штук была сделана в 1958 г., и её выслали на войсковые тесты, которые подтвердили соответствие нового гранатомёта требуемым ТТХ. В конечном итоге конструкция капитана Цветича под кодом 44 mm RB M57 (РПГ калибра 44 мм обр. 1957 г.), была принята на вооружение ЮНА и поставлена на массовое создание. До 1966 г. было произведено 26000 единиц такового орудия. Но ещё в 1964 г., военные отметили, что достаточно нередко задняя часть трубы трескается в месте, где антабка сваркой прикреплена к стволу. Было выявлено, что это вышло из-за безуспешно избранной технологии сварки. На «Заставу» возложили обязанность убрать эти недочеты. Одним из решений проблемы стало укрепление задней части ствола у уже находящихся в войсках гранатомётов оковём обматывания её металлической покрытой цинком проволокой поперечником 1,5 мм и добавлением новых колец для плечевого упора и антабки (так именуемый «РБ отремонтированный»). Гранатомёты новых выпусков доработали, сделав в задней части ствола утолщение, а кольца для плечевого упора стали приваривать по новейшей технологии. Этот вариант орудия получил наименование RB M57A1. Окончательная же модель орудия RB M57A2 имела утолщённую заднюю часть ствола, крепление плечевого упора при помощи кольца и особые углубления для колец антабок.
«Застава» с 1965 до 1967 г. выпустила 4331 исправленных гранатомётов RB M57A1, а до 1975 г. сделало ещё 12600 RB M57A2. До 1970 г. крагуевацкий завод в общей трудности произвёл 47751 единиц RB M57 всех вариантов. Это орудие, представляющее собой одну из самых удачных конструкций государственной военной промышленности, находилось на вооружении полста лет. К тому же это последний ручной противотанковый гранатомёт, производившийся на «Заставе». Он интенсивно употреблялся в процессе войны в Югославии с 1991 по 1995 г., хотя в то время на вооружении уже имелись более нынешние гранатомёты государственного и зарубежного производства.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.