
Автомобиль, о котором пойдет речь в нашей статье, тяжело именовать обыденным. Сочлененный, массой выше 18 т, да к тому же плавающий, он был очень авангардным для собственного времени, резко выделяясь на фоне обычных трехосок. Аббревиатура GOER расшифровывается как Go-ability with Overall Economy and Reliability, что приблизительно можно перевести как «вездеходность, экономичность и безотказность». Такое обозначение получила программка сотворения новых армейских грузовых машин, стартовавшая в 1954 году. В то время армия США полным ходом перевооружалась трехосными машинами 2,5-тонного и 5-тонного классов - семейства M35 и M39. Но их грузоподъемность представлялась уже недостаточной для решения задач снабжения армейских частей, а проходимость оставалась на уровне машин времен 2-ой мировой войны. Последний параметр числился в особенности принципиальным для новых грузовиков по ряду обстоятельств.
Во-1-х, в возможной ядерной войне в Европе дорожной сети был бы нанесен неисправимый урон, что резко усложнило бы доставку предметов снабжения через руины, оставшиеся на месте городов. Во-2-х, в Азии, превращавшейся понемногу в один из главных регионов противоборства сверхдержав, дороги и без ядерной войны были, мягко говоря, средними. В неразрывной связи с увеличением проходимости шло очередное требование - амфибийности. Новые грузовые автомобили должны были владеть возможностью преодолевать водные преграды вплавь с марша, без подготовительной подготовки.
РАЗРАБОТКА
Более подходящими образцами представлялись не обыденные грузовые автомобили, а особые машины высочайшей проходимости, используемые в дорожном строительстве, на лесных разработках и в иных сферах, где, по определению, приходилось перемещаться вовне дорог. Новый армейский грузовик предполагалось выстроить по сочлененной схеме, обширно применявшейся для штатской спецтехники, но фактически неведомой в американских вооруженных силах. В фронтальной секции располагалась силовая установка и кабина экипажа, а задняя служила для перевозки груза. В 1960 году с компанией «Caterpillar», пользовавшейся неплохой репутацией в области производства инженерной техники для вооруженных сил США, подписали договор, предусматривавший разработку автомобиля 8-тонного класса.
В августе 1961-го «Caterpillar» поставила два первых макета грузовика XM520E1 для испытаний на Абердинский полигон. К концу 1962-го было сделано еще 6 прототипов. Разумеется, заказчик остался доволен свойствами, проявленными образцами машин GOER, так как в мае 1963-го был оформлен договор на поставку еще 23 доделанных прототипов (13 грузовиков XM520,8 автоцистерн XM559 и две эвакуационные машины XM553). С мая будущего года авто этой партии проходили войсковые тесты во 2-й квартирмейстерской группе {Гиссен, ФРГ). В январе 1966 года авто GOER направили в Юго-Восточную Азию для испытаний в местных погодных критериях. Положительный результат испытаний означал для конторы новый заказ - сейчас на 10 предсерийных машин (три грузовика, три цистерны и четыре эвакуационных тягача).

Грузовые автомобили GOER стремительно захватили любовь личного состава - они оказались машинами надежными и вездеходными в полном смысле этого слова: способными преодолевать болота, пески и даже залитые водой рисовые поля. Благодаря собственной амфибийности новые авто нередко оказывались единственными тс, способными доставлять грузы в период муссонов. В течение первых 18 месяцев службы во Вьетнаме GOER перевезли 9 тыс. т грузов и 6,5 млн л. горючего, преодолев практически 250 тыс. км. Опыт службы во Вьетнаме стал решающим фактором, подтолкнувшим армию выдать большой заказ на машины семейства GOER. В 1970 году был подписан договор, предусматривавший поставку в период до 1976 года 1300 машин: 807 грузовиков M520 и M877, 371 цистерну M559 и 122 эвакуационных тягача M553. GOER служили на местности США, приемущественно в северных штатах, включая Аляску, также в американских войсках в ФРГ. Серийные машины поступали в боевые части - танковые и мотопехотные батальоны, также самоходно-артиллерийские дивизионы, поточнее, в их штабные роты (батареи).
Согласно действовавшим сначала 1980-х годов штатам в штабной роте танкового батальона имелось 5 грузовиков M520/M877 и четыре автоцистерны M559 (в транспортной секции взвода снабжения), также один эвакуационный тягач M553 (в ремонтном взводе). Широкомасштабная эксплуатация машин семейства GOER не только лишь выделила их положительные черты, да и нашла целый ряд существенных недочетов. Беспримерной оказалась проходимость GOER по пересеченной местности.
А вот перемещение по обыденным дорогам иногда было затруднено из-за большой габаритной ширины машины, усложнявшей прохождение мостов, туннелей, узеньких улочек. Самым значимым недочетом GOER оказалась подвеска, в какой амортизация осуществлялась только за счет упругости шин. При движении на большой скорости по дороге с жестким покрытием машина очень раскачивалась, а иногда просто подпрыгивала, как мячик, становясь трудноуправляемой. Потому на практике скорость GOER приходилось ограничивать 30-40 км/ч. По этой же причине, в отличие от обыденных грузовиков, на GOER не допускалась перевозка личного состава. Недочеты машин GOER очевидно перевешивали их плюсы. Потому уже в 1982 году - всего через 6 лет после окончания производства - началась замена машин этого семейства новыми четырехосными машинами семейства НЕМТТ.
Технические свойства Caterpillar M520
Тип: тяжкий армейский грузовик
Масса пустого автомобиля, т: 11,5
Грузоподъемность полуприцепа, т: 7,25
Габаритные размеры, м:
длина автомобиля: 9,65
ширина: 2,75
высота: 3,4
Колесная формула: 4x4
Мощность мотора, л. е.: 213
Скорость на шоссе/на плаву, км/ч: 50/5
Припас хода, км: 480
Источник: dogswar.ru