ArtGuns » Спецтехника » Групповой подводный носитель «Сирена» (СССР)

Групповой подводный носитель «Сирена» (СССР)

21 март 2025, Пятница
0
0
Групповой подводный носитель типа «Сирена» - сверхмалая подводная лодка, торпедообразный подводный носитель водолазов-разведчиков, созданный для скрытной доставки, посадки и возвращения назад легководолазов, также воплощения подводного патрулирования, поиска и поражения подводных диверсантов противника, подводных объектов и корпусов кораблей. Может применяться как с надводных кораблей и катеров, так и из торпедных аппаратов подводных лодок. 8 января 1958 года в Разведуправлении ВМФ состоялось совещание по вопросу сотворения подводных средств движения, созданных для доставки легководолазов (боевых пловцов-диверсантов). По результатам этого принципиального, даже можно сказать, судьбоносного для рассматриваемой темы мероприятия в качестве создателя обозначенных средств движения была привлечена кафедра №30 (торпедного орудия) Конструкторского факультета Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ, в текущее время - Федеральное государственное экономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский муниципальный морской технический университет» / ФГБОУВО «СПб ГМТУ»), которой в то время управлял узнаваемый российский спец доктор технических наук доктор Александр Игнатьевич Шевелло. При всем этом в паре с обозначенной кафедрой ЛКИ был должен действовать завод-изготовитель. Им, как указывают в собственном труде В.Л. Зарембовский и Ю.И. Колесников, был назначен ленинградский завод №196, потом получивший заглавие Ново-Адмиралтейский завод, а в 1972 году вошедший в состав новообразованного большого российского центра военного и штатского кораблестроения - Ленинградского адмиралтейского объединения (в текущее время последнее носит наименование АО «Адмиралтейские верфи» и заходит в состав Объединенной судостроительной компании). 10 января такого же года подписанный участниками данного совещания протокол был согласован начальником Головного управления судостроения и утвержден Главнокомандующим ВМФ СССР, а поточнее его временно исполняющим обязанности, которым тогда являлся 1-й заместитель Главкома адмирал Арсений Григорьевич Головко - именитый бессменный командующий Северным флотом в годы Величавой Российскей войны, сделавший много для заслуги нашей Победы. При этом сроки задавались очень жесткие - опытную партию нужно было сделать уже в июне 1959 года, другими словами наименее чем через 18 месяцев! В конце концов, 31 марта 1958 года заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по судостроению и вооружению адмирал Николай Васильевич Исаченков, который 4-мя годами ранее, 31 мая 1954 года, первым в нашей стране получил воинское звание «адмирал-инженер» - высшее воинское звание для инженерного состава российского ВМФ, утверждает согласованное с Ленинградским кораблестроительным институтом и заводом №196 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку группового подводного носителя, которому и присваивается именитый шифр «Сирена». Кстати, этим же приказом утверждается и разработка личных буксировщиков типов «Протей-1» (заспинный) и «Протей-2» (нагрудный), также ТТЗ на оба эти аппарата. При всем этом данным заданием был установлен ряд принципиальных характеристик (требований) к многообещающему групповому подводному носителю (ГПН), а конкретно обеспечение поперечника корпуса менее 530 мм и длины - менее 7,8 м, наибольшей глубины погружения - до 40 м, наибольшей скорости - 5 узлов, дальности плавания - более 20 миль на серебряно-цинковой аккумуляторной батарее (АБ) и 12 миль при использовании на аппарате свинцово-кислотной АБ, и пр. Особо необходимо подчеркнуть, что создаваемый российский групповой подводный носитель торпедообразного типа был должен оснащаться, посреди остального, стабилизатором глубины, обеспечивающим работу на всем спектре глубин при движении и на глубинах до 10 метров при стоянке, комплексом навигационных устройств, также стационарной кислородной дыхательной системой замкнутого цикла дыхания с течением времени работы при условии посадки в аппарат 2-ух легководолазов более чем 6 часов. При этом предполагалось, что во время следования под водой к месту посадки боевые пловцы будут дышать с помощью стационарной системы, а после покидания собственного группового подводного носителя - врубаться в личные дыхательные аппараты. Создатель системы, получившей наименование «аппарат тактического плавания ТП», - Орехово-Зуевское конструкторское бюро кислородного оборудования (главный конструктор - B.C. Сдобнов), которое в текущее время носит наименование АО «КАМПО». Предприятие было образовано в 1953 году на основании соответственного постановления Совета Министров СССР и за прошлые десятилетия стало ведущим создателем и изготовителем на местности Рф и государств СНГ «в области сотворения дыхательных систем для авиации, астронавтики, критической медицины, водолазного и пожарного дела». За годы собственного существования предприятие, как указывается на его веб-сайте, прошло «путь от КБ дыхательной аппаратуры до ведущего изготовителя как дыхательной техники, так и широкого диапазона номенклатуры различного назначения». Не считая того, в тактико-техническом задании заказчиком особо оговаривалось, что многообещающий ГПН обязан иметь малый уровень личного магнитного поля, что, полностью понятно, потребовало от создателя сделать корпус аппарата из маломагнитного материала. В свою очередь, предложенная создателями силовая установка для создаваемого группового подводного носителя включала два гребных электродвигателя мощью по 1,5 кВт и аккумуляторную батарею в составе 28 частей типа БАМ-3. При всем этом движки работали на гребной вал средством текстропной (клиновой ременной) передачи, а в качестве движителя были использованы два двухлопастных гребных винта обратного вращения и поперечником 350 мм. Необходимо подчеркнуть, что работы шли так стремительно - вобщем, как и все в области обороны в Русском Союзе, в особенности в 1-ые послевоенные десятилетия, когда еще у всех были живые реальные мемуары о ужасной войне и сильном противнике, которого удалось одолеть, но с большенными усилиями и жертвами, что уже в июле - августе 1958 года в районе Каспийска, на Каспийском море, были осуществлены морские лабораторные тесты макета ГПН типа «Сирена». В процессе этих испытаний посреди остального были доказаны возможность выстреливания создаваемого группового подводного носителя из торпедного аппарата подводной лодки-носителя, в том числе с находящимися в аппарате 2-мя боевыми пловцами, и его самовыход из него же. Не считая того, по первичным результатам испытаний два гребных винта поменяли на один четырехлопастный. Более подробные тесты по выстреливанию нового ГПН из торпедного аппарата подводной лодки-носителя были проведены в ноябре 1958 года на полигоне под Баку (Азербайджанская ССР). Отмеченные недочеты предлагалось убрать на опытнейших образчиках и проверить на следующих испытаниях, тогда как спецлаборатории поручалось создать особенные приспособления для обеспечения выпуска «Сирены» из торпедного аппарата субмарины-носителя. Но, как указывают В.Л. Зарембовский и Ю.И. Колесников в уже упоминавшемся труде, в процессе проводившихся в июле-сентябре 1959 года в районе Каспийска повторных промышленных испытаний, также госиспытания, проведенные в декабре такого же года на полигоне под Феодосией, нашли тот факт, что в существующем виде кабины водителей русской «человеко-торпеды» при продолжительном подводном плавании доставляют боевым пловцам значительные неудобства. В итоге было решено госиспытания не засчитывать, провести доп тесты - на обитаемость, и уже потом выстроить опытную партию из 10 «Сирен», передав их лазутчикам в опытную эксплуатацию. В итоге последней безизбежно могли быть выявлены новые недочеты, после устранения которых измененный аппарат можно было бы совсем принимать на вооружение и ставить на массовое создание. Также был тогда отмечен и таковой суровый недочет, как отсутствие на «Сирене» грузового контейнера: это значительно снижало объем задач, которые могла бы решить боевая «двойка» (разработка последнего началась исключительно в начале 1960 года - по инициативе старшего офицера Разведуправления ВМФ капитана Е.В. Батиевского). В феврале - апреле 1960 года группа профессионалов спецлаборатории 7-го управления ЦНИИ Военного Судостроения ВМФ (в состав последнего на правах управления Институт АСС ВМФ вошел в 1957 году) под управлением старшего научного сотрудника подполковника В.И. Тюрина проводят в бассейне тесты ГПН «Сирена» на обитаемость. Результаты последних оказались просто разгромными: размеры кабины, в какой боевые пловцы посиживали спина к спине, не разрешали обеспечить их долгое нахождение в аппарате. При этом «люди-лягушки» даже не всегда могли без помощи других - без наружной помощи -открыть и закрыть защитную крышку кабины. Ну и переключиться в закрытой кабине с личного дыхательного аппарата на бортовую дыхательную систему и напротив почти всегда у принимавших роль в испытаниях водолазов не выходило. Доп недочеты были выявлены в процессе войсковых испытаний 3-х опытнейших образцов «Сирены», проводившихся в августе -сентябре 1962 года в районе Феодосии (броско, что той же осенью проводились и тесты способностей и порядка транспортировки по воздуху вооружения и специальной техники боевых пловцов, включая и ГПН типа «Сирена»). В том числе было установлено, что навигационная система не обеспечивает возвращение аппарата с боевыми пловцами в назначенный район; стабилизатор глубины без хода не работает, а дальность плавания - значительно ужаснее требуемой. В итоге после проведенной доработки и доп испытаний ГПН типа «Сирена» приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 29 марта 1965 года принимается на вооружение русского военно-морского спецназа. Но еще ранее, в 1960-1964 годы, интенсивно проходят работы по созданию уже нового эталона группового подводного носителя, получившего обозначение «Сирена-У» и имеющего последующие свойства: длина корпуса - 10,3 м, масса - 770 кг, материал корпуса -алюминиевый сплав, наибольшая скорость - до 10 узлов. При этом конструктивно новый аппарат включал уже четыре части (с носа в корму): контейнер; головное отделение (аккумуляторная батарея из 36 частей типа БАМ-3); центральное, водопроницаемое отделение (кабины легководолазов, система стабилизации по глубине), также кормовое отделение (тут располагались все приборы управления, силовая установка и управляющие машинки). Работы велись сразу по двум подвариантам - «Сирена-УТ» (термическая энергоустановка, включающая одноцилиндровый бензиновый двигатель на перекиси водорода) и «Сирена-УЭ» (электросиловая энергоустановкой - как в электронных торпедах). Новые ГПН получают новый стабилизатор глубины типа СГ-П (потом этот ГПН получил стабилизатор глубины типа СГ-ПАМ). По результатам испытаний для предстоящей проработки был взят вариант «Сирена-УЭ». После бессчетных устранений «недочетов» в ноябре 1962 года, в конце концов, утверждается тактико-техническое задание на «Подводный аппарат для перемещения водолазов со съемным контейнером и электросиловой энергетической установкой»: длина менее 10,5 м с контейнером и 7,9 м без оного; корпус и контейнер - из алюминиево-магниевого сплава (контейнер должен просто отсоединиться 2-мя боевыми пловцами в подводном положении); дальность хода - более 40 миль при скорости 4 узлов; наибольшая скорость - 8 узлов; наибольшая глубина погружения - 40 м. Не считая того, нужно было обеспечить автоматическое управление горизонтальными (по глубине) и вертикальным (по курсу) рулями, также «возможность хранение аппарата на глубине 10-15 м до 5 суток с следующим внедрением по назначению». В октябре 1963 года в районе острова Березань на Черноморском флоте проводятся тесты стабилизатора глубины СГ-ПАМ без хода в составе макета ГПН типа «Сирена-У», в июне -августе 1965 года на полигонах под Очаковым и Одессой проходят фабричные тесты 2-ух макетов таких ГПН с макетным устройством по выпуску из торпедного аппарата субмарины-носителя, а в 22 сентября - 30 октября 1966 года там же удачно проводятся госиспытания «Сирены-У», в процессе которых последняя в первый раз выпущена на ходу из торпедного аппарата подлодки-носителя. В конце концов, в 1967 году групповой подводный носитель типа «Сирена-У» принимается на вооружение спецназа ВМФ СССР. В августе 1965 года представители Разведуправления ВМФ поднимают вопрос о необходимости сотворения группового подводного носителя торпедообразного типа, аналогичного ГПН типа «Сирена» / «Сирена-У», но с корпусом большего поперечника и, соответственно, большенными полезной нагрузкой и дальностью плавания, - прямо до 100 миль. Новый аппарат также был должен иметь огромные скорость и глубину погружения, отличаться герметичными кабинами и возможностью транспортировки 3-х, а не 2-ух боевых пловцов. Эталон такового многообещающего группового подводного носителя, создаваемого в калибре 650-мм торпеды, получил обозначение «Сирена-К». Проект, вобщем, далее не пошел и был «положен на полку». Последующим в семействе русских «сирен» стал вариант «Сирена-УМ», модернизированный вариант с уменьшенной шумностью, а в процессе следующей модернизации данного группового подводного носителя, которую производили уже спецы завода «Двигатель» (потом - ФГУП «Завод «Двигатель», потом АО «Завод «Двигатель», а с 2019 года - в составе компании АО «Концерн «Морское подводное орудие - Гидроприбор», которая в свою очередь структурно заходит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») при участии других компаний судостроительной, авиационной и электротехнической индустрии, был сотворен еще больше совершенный эталон, получивший обозначение «Сирена-УМЭ». Новый групповой подводный носитель отличался возможностью внедрения фактически с хоть какого надводного корабля либо катера, у каких имелись надлежащие грузоподъемные устройства до 2 тонн, также с подводных лодок семейства 877/636 - при оснащении их особыми выталкивающими штанговыми устройствами (УВШ) типа «Трепанг», и «спецназовских» сверхмалых подводных лодок типа «Пиранья». Конструктивно двухместный групповой подводный носитель «Сирена-УМЭ», который разрешен к поставке на экспорт и интенсивно показывается русскими спецами на интернациональных выставках вооружений и военной техники, состоит из последующих частей (отделений): - быстроотделяемого от группового подводного носителя грузового контейнера - он стыкуется с головным отделением аппарата; - головного отделения либо аккумуляторного отсека - включает аккумуляторную батарею никель-кадмиевых аккумов; - среднего либо проточного отделения - включает кабины легководолазов с выдвигающимися крышками для защиты боевых пловцов от набегающего потока воды при движении аппарата, пульт управления, бортовую систему жизнеобеспечения и устройство вертикального маневрирования и обеспечения «зависания» аппарата в режиме «без хода», с помощью которого аппарат может также производить автоматический переход по глубине по заданию легководолаза-оператора; - кормового отделения с хвостовой частью -включает навигационный комплекс ГПК-52АП, приборы управления, блоки коммутации и регулировки оборотов гребного электродвигателя, управляющие машинки, также силовой электродвигатель мощью 3,1 л.с. и движитель с гребными винтами в насадке. Все агрегаты и приборы «Сирены-УМЭ», также гребные винты группового подводного носителя выполнены в малошумном выполнении, а навигационная система и приборы управления группового подводного носителя обеспечивают ему автоматическое движение хоть каким курсом - от 0 до 360 градусов - на глубинах до 40 метров. Отличительной особенностью данного представителя семейства «Сирен» является возможность монтажа на ее борту компактной гидроакустической станции - для обнаружения подводных препятствий, также глубиномера и лага. Автоматическая система управления движением группового подводного носителя обеспечивает автоматическую стабилизацию данных величин глубины хода и курса; автоматический выход ГПН на задаваемую водолазом-разведчиком глубину; автоматическую стабилизацию (режим «зависания») данной глубины в режиме «без хода», также автоматическое управление всплытием. В то же время при маневрировании в районе грунта (дна), в узкостях, также в районе объектов проведения спецоперации предвидено ручное управление движением аппарата по курсу и глубине. Длина «Сирены-УМЭ» с грузовым контейнером добивается 1,13 метра, калибр - 533 мм. Личная масса самого группового подводного носителя типа составляет 420 кг, а с грузовым контейнером в оснащенном виде она добивается 1644 кг. Аппарат может развивать скорость полного хода до 4 узлов (экономический ход - 2 узла), при всем этом дальность хода аппарата скоростью 4 узла добивается 8 миль. Автономность данного группового подводного носителя - 2 часа, гарантийный срок службы - 1,5 года (либо 200 часов), при этом аппарат можно оставлять на глубинах менее 15 метров на срок до 5 суток с возможностью следующей эксплуатации. Время подготовки ГПН типа «Сирена-УМЭ» на береговой базе командой техников из 2-ух человек - менее полутора часов - но при условии готовой аккумуляторной батареи, время зарядки которой составляет 15 часов. Тактико-технические свойства буксировщика «Сирена-УМ» Водоизмещение, кг 1644 Длина (с контейнером), мм 11300 Поперечник, мм 532 Нужная нагрузка, кг 460 Глубина погружения, м 40 Срок пребывания под водой, ч. 3 Дальность плавания макс., миль 8 Скорость макс., уз. 4 Скорость эконом., уз. 2 Экипаж, чел. 2 Материал корпуса - Дюралевый сплав Движок - электронный, питание от АБ Мощность мотора, л. с. 3,1

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!