
Танк «Объект 441» представлял собой танк Т-54А с завышенными защитными качествами от воздействия ударной (взрывной) волны. ОКР по этой теме производилась конструкторским бюро КБ-60М завода 75 (главный конструктор завода А.А. Морозов) на основании приказа МТрМ от 8 февраля 1956 г. и контракта с ГБТУ от 22 мая 1956 г. Целью ОКР являлось «обеспечение сохранения боеспособности танка Т-54 при воздействии на него ударной волны в радиусе 300 м и поболее от эпицентра взрыва атомной бомбы малого калибра и 280-мм атомного снаряда».
В марте 1957 г. был сделан опытнейший эталон и 11-16 апреля 1957 г. на заводе 75 были проведены сразу фабричные и полигонные тесты опытнейшего эталона танка Т-54А («Объект 441») с усиленной защитой от ОМП. К концу 1957 г. заводом 75 совсем была оформлена чертежно-конструкторская документация на установку системы ПАЗ в танке Т-54Б и передана заводу 183 - головному по этому танку. Танк «Объект 441» был сделан в одном экземпляре и отличался от танка Т-54А дополнительно установленной системой ПАЗ. БТХ опытнейшего эталона, кроме черт завышенного уровня защищенности, были такими же, как у серийного танка Т-54А.
Система противоатомной защиты (ПАЗ) обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны взрыва ядерных боеприпасов, также защиту членов экипажа тапка от воздействия радиоактивной пыли при движении танка по радиоактивно зараженной местности. Для роста времени затекания ударной волны на опытнейшем образчике танка были установлены особые уплотнительные устройства, часть из которых повсевременно обеспечивала герметизацию обитаемых отделений танка, а часть - врубалась автоматом во время взрыва ядерных боеприпасов.
Постоянную герметизацию обитаемых отделений танка обеспечивали уплотнения амбразуры пушки, спаренного пулемета, прицела, перегородки МТО, крышек посадочных люков и запасного выхода, также шариковой опоры башни. Уплотнение амбразуры пушки представляло собой плотный чехол из прорезиненной ткани. Уплотнение шариковой опоры башни обеспечивалось специальной резиновой лентой, прикрепленной к верхнему погону опоры. По мере надобности лента дополнительно могла быть прижата к нижнему погону опоры тросиком, связанным с механизмом затяжки. Уплотнение спаренного пулемета было выполнено в виде шаровой установки. Уплотнение курсового пулемета производилось при помощи 2-ух шайб повсевременно поджимаемых пружиной к подторцовке отверстия в лобовом листе корпуса. Уплотнение перегородки МТО было достигнуто уплотнением мест прохода через нее трубопроводов (резиновые шланги), электропроводов (резиновые пробки) и тяг управления агрегатами силовой передачи и коробки (войлочные накладки, пропитанные маслом).
Автоматом при ядерном взрыве запирались те отверстия, которые при эксплуатации были бы открытыми (отверстия вентиляции, жалюзи, амбразура прицела и шахта воздухопритока входного редуктора коробки). Схожим узлом всех автоматом действовавших устройств закрывания являлся замок, взведенному состоянию которого соответствовало открытое положение механизма. Замок во взведенном положении удерживался стопором. Спуск замка выполнялся вручную за кольцо либо давлением пороховых газов от взрыва пиропатрона ПП-3, срабатывавшего при замыкании электронной цепи ПАЗ. Измерение мощи дозы гамма-излучения снутри танка при действии его на радиоактивно зараженной местности выполнялось при помощи рентгенметра ДП-3Б. Базу электрического оборудования системы ПАЗ составлял радиометрический блок защиты РБЗ-1М, который выдавал сигнал на срабатывание устройств герметизации танка при ядерном взрыве до подхода к нему ударной волны.
При прохождении ударной волны давление снутри загерметизированного танка было в пару раз меньше, чем во фронте ударной волны, а увеличение давления происходило равномерно. Защита экипажа танка от воздействия радиоактивной пыли обеспечивалась созданием в обитаемых отделениях танка лишнего давления, которое исключало попадания в них пыли с потоком воздуха через отдельные неплотности. Лишнее давление создавалось нагнетателем, находившимся в фронтальной части башни справа от спаренного пулемета. Нагнетатель представлял собой центробежный вентилятор с инерционной чисткой запыленного воздуха в роторе нагнетателя. Ротор нагнетателя был собран из 160 лопаток, которые создавали узенькие каналы, проходившие вдоль корпуса. Нагнетатель обеспечивал чистку воздуха выше 98%. При действии танка вовне зараженной местности он мог употребляться в качестве обыденного приточного вентилятора. Разработанная КБ завода 75 система ПАЗ устанавливалась на танках Т-55 и Т-55А.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru