ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный танк Т-44М («Объект 136М») (СССР)

Опытный танк Т-44М («Объект 136М») (СССР)

03 октябрь 2025, Пятница
11
0
Танк Т-44М представлял собой модернизированный танк Т-44 выпуска 1944-1947 гг., разработанный в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле под управлением головного конструктора А.А. Морозова в июле 1944 г Машина была принята на вооружение Красноватой Армии постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г и поставлена на массовое создание на заводе №75 в Харькове (главный конструктор завода М.Н. Щукин). В период после войны завод №75 выпустил 1253 танка Т-44. Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под управлением головного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М». Модернизация проводилась с 1959 г на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капительного ремонта машин. Практически все ранее выпущенные машины (кроме списанных в процессе использования) были модернизированы.

В процессе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, коробки и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения способности вождения машины ночкой устанавливался устройство ночного видения. Танк Т-44М имел традиционную схему сборки с экипажем из 4 человек и размещением внутреннего оборудования в 3-х отделениях: управления, боевом и МТО. Отделение управления занимало левую носовую часть корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной лючок с поворотными основанием и броневой крышкой; органы управления танком; контрольно-измерительные приборы; выключатель батарей; розетки переносной лампы и наружного запуска мотора; два воздушных баллона; аппарат ТПУ; реле-регулятор; сигнальные лампы выхода ствола пушки за границы ширины танка и пулемет ДТМ с частью боекомплекта. Правее сидения механика-водителя за перегородкой размещались фронтальные топливные баки, главная часть боекомплекта пушки и аккумуляторные батареи. За сидением механика-водителя в днище корпуса находился лючок аварийного (запасного) выхода, крышка которого откидывалась на петлях к левому борту корпуса.

Для наблюдения за местностью и вождения танка в боевых критериях механик-водитель использовал три смотровых устройства: призменный устройство, смонтированный в шахте поворотного основания входного лючка; стеклоблок, установленный перед смотровой щелью в верхнем лобовом листе; призменный устройство (боковой), расположенный в вырезе левого борта корпуса. Устройство ночного видения ТВН-2, служивший при вождении танка в ночных критериях, монтировался заместо призменного устройства в поворотном основании лючка механика-водителя (по-боевому) либо на особом кронштейне перед лючком (по-походному). Блок питания устройства крепился к крыше отделения слева сзади лючка механика-водителя. При вождении танка по-походному в дневных критериях перед лючком механика-водителя мог устанавливаться ветровой щиток, который укладывался в отделении управления на нижнем лобовом листе.

В боевом отделении, размещавшемся в средней части корпуса танка и во внутреннем объеме башни, располагались: главное орудие, прицел, приборы наблюдения, механизмы наводки орудия, радиостанция, три аппарата ТПУ часть боекомплекта, щиток электрического оборудования, вентилятор боевого отделения, два огнетушителя и три сидения для экипажа (слева от пушки - наводчика и командира танка, справа - заряжающего). На крыше башни над рабочим место командира монтировалась командирская башенка радиального обзора с пятью смотровыми щелями со смотровыми призмами неоднократного отражения и защитными стеклами и входным лючком, закрывавшимся броневой крышкой. В поворотном основании командирского лючка устанавливался смотровой устройство ТПКУБ (ТПКУ-2Б) либо ТПК-2' с пятикратным повышением (на Т-44 употреблялся перископический смотровой устройство МК-4), который обеспечивал командиру наблюдение за местностью, определение и определение дальности до целей, также возможность целеуказания наводчику (при помощи кнопки на левой ручке устройства) и корректирования артиллерийского огня. Над рабочими местами наводчика и заряжающего в крыше башни размещались два поворотных перископических смотровых устройства МК-4. Не считая того, над рабочим местом заряжающего в крыше башни имелся входной лючок, закрывавшийся броневой крышкой.

На днище боевого отделения слева по ходу танка размещались подогреватель (под сидением командира танка) и лючок запасного выхода (впереди сидения наводчика). По днищу под полом отделения проходили торсионные валы подвески, а по левому борту корпуса - тяги приводов управления. С 1961 г по 1968 г в отделениях управления и боевом дополнительно были расположены чехол с комплектом ПХЗ (на ящике с инвентарем, справа от механика-водителя), противогаз (крепился на воздушных баллонах), ящик для укладки сухого пайка (за сидением механика-водителя) и чехол для консервных банок сухого пайка (сверху стеллажной укладки для выстрелов), плащ ОП-1 в чехле (слева от сидения наводчика), противогазы (в нише башни и на перегородке МТО), ящик с комплектом АДК и чехол с комплектом ПХЗ (на перегородке МТО). МТО занимало кормовую часть корпуса танка и отделялось от боевого отделения перегородкой. В нем располагались движок с обслуживавшими его системами и агрегаты коробки.

Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр. 1944 г и 2-ух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Спаренная установка пушки и пулемета монтировалась в башне на цапфах и имела общие прицел и приводы наводки. Высота полосы огня составляла 1815 мм. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель употреблялся телескопический шарнирный прицел ТШ-16, имевший подогрев защитного стекла. Стрельба с закрытых огневых позиций выполнялась при помощи бокового уровня и башенного угломера (угломерного круга), наложеного на нижнем погоне башни танка. Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +20°. МПБ червячного типа имел ручной и электромоторный приводы. Электродвигатель механизма поворота врубался наводчиком при помощи контроллера методом постановки ручки МПБ в вертикальное положение в особом вырезе в кольце ограничителя. Передвижение ручки ввысь обеспечивало поворот башни от электромотора на право, вниз - поворот на лево. Наибольшая скорость поворота башни от электрического привода достигала 24 град./с. С таковой же скоростью осуществлялся переброс башни при командирском целеуказании.

Выстрел из пушки выполнялся при помощи электронного либо механического (ручного) устройств спуска. Рычаг электроспуска размещался на ручке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска - на левом щите огораживания пушки. Предельная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5200 м, из пулемета - 1500 м. Большая дальность стрельбы из пушки достигала 12200 м, боевая скорострельность - 6-8 выстр./мин. Непоражаемое место перед танком при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 21 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, позволявший закреплять пушку в 2-ух положениях: при угле возвышения 0° либо 16°. Стрельбу из спаренного пулемета вел наводчик (заряжание и взведение затвора создавал заряжающий), а из курсового пулемета - механик-водитель, осуществляя его наводку на цель поворотом танка (кнопка электроспуска курсового пулемета размещалась в высшей части правого рычага управления поворотом). Высота полосы огня для курсового пулемета равнялась 1028 мм.

Боекомплект к пушке был увеличен с 58 до 61 выстрела, к пулеметам ДТМ - с 1890 (30 дисков) до 2016 патронов (32 диска). В боекомплект танка входили унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующими (БР-365, БР-365К), подкалиберными бронебойно-трассирующими (БР-365П) и осколочно-фугасными (ОФ-365К и ОФ-365 с полным и уменьшенным зарядом) снарядами. Не считая того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов (из них 282 с пулей со железным сердечником и 18 с трассирующей пулей), 26-мм сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1. в связи с укладкой доп имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г по 1968 г боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов. Унитарные выстрелы располагались в особых укладках в корпусе и башне танка. Главная стеллажная укладка на 35 выстрелов находилась в носовой части корпуса. Стеллажная укладка на 16 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки на 10 выстрелов размещались на правом борту корпуса (5 выстрелов), на правом борту башни (два выстрела), на левом борту корпуса (три выстрела). Патроны к пулеметам ДТМ снаряжались в 30 магазинов и укладывались в особых рамках: на правом борту башни - 3 шт, в правом заднем углу боевого отделения -20 шт, под стеллажной укладкой ниши башни -3 шт, на перегородке силового отделения - 2 шт и в носовой части корпуса танка - 2 шт

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов шириной 15, 20, 30, 45, 75 и 90 мм. Наибольшая толщина лобовой части башни достигала 120 мм. При модернизации конструкция корпуса и башни существенных конфигураций не перетерпела, кроме упразднения в бортах башни отверстий для стрельбы из личного орудия и некоторых конфигураций по корпусу, связанных с установкой новых и доп агрегатов и узлов силовой установки и коробки танка. Так, к примеру, для конструктивно модифицированного входного редуктора коробки в днище машины был изготовлен вырез, который снаружи запирался и заваривался специально сделанным броневым листом. В связи с внедрением новейшей системы отвода отработавших газов в левом борту выполнили вырез, а старенькие отверстия для прохода выпускных труб заварили с внедрением броневых затычек. В связи с установкой ПМП, масляного бака, форсуночного подогревателя и других узлов и устройств в днище корпуса имелись нужные люки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2 в боевом отделении. Средствами для постановки дымовой завесы машина не оборудовалась.

В МТО танка заместо дизеля В-44 мощью 368 кВт (500 л.с.) устанавливался движок В-54 мощью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин с масляным фильтром «Кимаф». Запуск мотора (основной) осуществлялся при помощи электростартера СТ-16М либо СТ-700 мощью 11 кВт (15 л.с.) либо сжатого воздуха из 2-ух пятилитровых баллонов. Для обеспечения запуска мотора в критериях низких температур окружающего воздуха (от -5°С и ниже) применялся форсуночный подогреватель, осуществлявший обогрев охлаждайки, горючего и масла. В системе воздухоочистки мотора употреблялся один воздухоочиститель ВТИ-4 с 2-мя ступенями чистки и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборников, который имел более высшую степень чистки воздуха. Емкость 4 внутренних топливных баков составляла 500 л, емкость 3-х внешних топливных баков, включенных в топливную систему мотора, была увеличена со 150 до 285 л. Припас хода танка по шоссе возрос с 235 до 420-440 км. В период 1961-1968 гг в кормовой части корпуса начали устанавливать две 200-л топливные бочки, не включенные в топливную систему мотора. В охлаждающей системе и системе смазки мотора использовались водяные и масляные радиаторы, масляный бак с редукционным клапаном и маслозакачивающий насос МЗН-2, взятые у танка Т-54.

Коробка - механическая. В ней применялись входной редуктор, главный фрикцион (как с 15, так и с 17 дисками трения), коробка и двухступенчатые ПМП с приводами управления, взятые у танка Т-54. В коробке на завышенных передачах (на II, III, IV и V передачах) использовались инерционные синхронизаторы. Вентилятор системы остывания мотора -дюралевый, с 24 либо 18 лопатками, с открытым либо закрытым фрикционом. Установка алюминиевого вентилятора в купе с усиленным приводом от коробки исключила случаи разрушения конических шестерен привода вентилятора. Поменять стопроцентно бортовые редукторы не удалось, потому что это привело бы к большенному скопу задач, связанных с подменой их броневых картеров. Ведомая шестерня, картер и крышка бортового редуктора остались без конфигурации. В бортовых редукторах установили конструктивно новые ведущие и ведомый валы с уплотнениями и другими деталями. Не считая того, в картеры бортовых передач вваривались сапуны, которые обеспечивали сообщение внутренних полостей бортовых редукторов с атмосферой, что позволило исключить случаи подтекания смазки из-за завышенного давления снутри картеров.

В ходовой части машины устанавливались мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления и ведущие колеса, взятые у танка Т-54 обр.1947 г Ширина трака гусеницы составляла 500 мм. Направляющие колеса были усилены. Потом заместо предыдущих опорных катков использовались опорные катки танка Т-54А с дисками коробчатого типа. Персональная торсионная подвеска машины конструктивным улучшениям не подвергалась. В связи с установкой новых агрегатов коробки и ходовой части скорости машины несколько поменялись. Так как привод к спидометру СП-14 остался предыдущим, то его показания не соответствовали вправду пройденному пути и фактической скорости машины, потому для получения реальных данных нужно было множить имевшиеся показания устройства на коэффициент, равный 1,13.

Электрическое оборудование машины по сопоставлению с электрическим оборудованием Т-44 перетерпело конфигурации. Оно было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (до 1959 г - 6СТЭ-128, общей емкостью 256 А ч), соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 280 А-ч и генератор Г-731 мощью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и фильтром ФГ-57А (до 1959 г - генератор Г-73 аналогичной мощи с реле-регулятором РРТ-24). Для подсветки местности при использовании устройством ТВН-2 рядом с фарой ФГ-102 со светомаскировочной насадкой, размещенной справа на лобовом листе танка, устанавливалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром. Не считая того, в состав световой сигнализации были введены фронтальные и задние габаритные фонари, а звуковой сигнал С-57 поменяли гидростойким сигналом С-58.

Для наружной связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113 (в башне слева от командира танка). Внутренняя телефонная связь меж членами экипажа, также выход на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию обеспечивались танковым переговорным устройством ТПУ Р-120. Для связи с командиром десанта на башне сзади командирской башенки имелась особая розетка. Конфигурации перетерпела укладка ЗИП снаружи и снутри машины. На базе танка Т-44М были сделаны командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и бывалые эталоны танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

Тактико-технические свойства Т-44М («Объект 136М») Боевая масса - 32-32,5 т; экипаж - 4чел.; вооружкние: - пушка - 85-мм нарезная, - 2 пулемета - 7,62-мм; броневая защита - противоснарядная; мощность мотора 382 кВт (520 л.с.); наибольшая скорость по шоссе - 57 км/ч. создатели статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2012 г. №09

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!