ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный танк «Объект 292» (СССР)

Опытный танк «Объект 292» (СССР)

08 июнь 2025, Воскресенье
3
0
В конце 1980-х гг. кировцвцами и учеными ВНИИТрансмаша была начата работа, целью которой являлось исследование способности оснащения серийной боевой машины пушкой завышенного мощи, и положенной в свое время «на полку»» из-за отсутствия финансирования. В 1990 г. на Ржевском полигоне под Ленинградом начались стрельбовые тесты экспериментального эталона танка Т-80, снаряженного гладкоствольной пушкой калибра 152,4 мм. При всем этом ожидался рост огневой мощи танка более чем в 1,5 раза. Зачинателем этой работы явился заместитель Генерального конструктора, два раза лауреат Гос премии А.К.Дзявго. Активное роль в НИР воспринимали спецы КБ-3 Кировского завода (сейчас ОАО «Спецмаш»): начальник отдела вооружения А.И.Холопов, ведущий конструктор Ю.Н.Новиков, бывалые конструкторы-оружейники М.Г.Шкловский, Г.С.Шпагин, А,Б.Конокотин, Н.Н.Соловьев, Н.Н.Шеин и Е.Н.Марченко. С ними трудились оружейники из ЦНИИ «Буревестник» (конструктор Э.Х.Гайнинов) и конструкторы Пермского машиностроительного завода (В.В,Робозёров).

При принятии решения по работе по главному вооружению танка спорным вопросом стал тип орудия. Приверженцев нарезной пушки не нашлось. Решили заказать гладкоствольную пушку калибра 152,4 мм с возможностью установки ее заместо Д-81 в башне танка Т-80. Заказ принял директор института «Буревестник» Н.Н.Худков. Конструкторы института выполнили работу отменно и в срок. Была выпушена документация на механизм заряжания, доработку башни и установку пушки. Танк получил индекс «Обьект 292«. Итак, 152,4-мм пушку ЛП-83 с высочайшей баллистикой и блестящим стволом спроектировали и сделали в ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород). Хромирование безэжекционного устройства давало возможность повысить креперное давление выше 7000 кг/см. Любопытно, что по начальному плану предполагалось использовать в пушке затвор с вертикальным клином, воплотить автоматический взвод при накате, также установить газодинамическую затворку, перекрывающую канал ствола после экстракции гильзы. Но позднее ряд предложенных технических решений был пересмотрен.

Основой экспериментальной машины «Объект 292» послужил серийный Т-80ВВ. Под 152,4-мм пушку в КБ-3 спроектировали подобающую башню, истории которой стоит коснуться раздельно. Ленинградский Ижорский завод, с которым была заключена договоренность об изготовлении новейшей башни, отказался от этой срочной работы, сославшись на загрузку собственного оборудования серийной продукцией (как позже выяснилось, завод мог бы взяться за этот заказ, но с условием поправки сроков). Контракт с ВНИИТрансмашем на поставку танка с новейшей пушкой завышенного могущества трещал по всем швам. Что оставалось делать? В КБ-3 сварную башню уникальной конструкции спроектировал Н.Н.Соловьев под управлением А.И.Холопова, а ее производителем обусловили Ждановский завод транспортного машиностроения (г. Мариуполь, Украина). Соответственный контракт был заключен меж заводом и ВНИИ Стали. Но и эта работа задержалась.

Тогда было принято решение доработать башню серийного танка. Это поручили Ю.Н.Новикову, конструктору отдела вооружения КБ-3. Конструкция штатной башни перетерпела ряд существенных конфигураций. В районе амбразуры вварили новейшую отливку, доделанную под габариты 152,4-мм мм пушки изменили геометрию кормовой части башни, сделали спецниши, массу башни прирастили установкой грузов до величины, соответственной новенькому боевому отделению. Доработку серийной башни выполнили в зуборезном цехе МХ-8 Кировского завода, а беговых дорожек - в цехе MX-18 на карусельном станке с числовым программным управлением. Повышение веса башни и силы отдачи потребовало не просто доработки погона башни, а на самом деле, сотворения новейшей конструкции. Бесценная роль в этом принадлежит ученым и спецам ВНИИТрансмаша В.Н.Лукьянову, В.М.Колесникову и И.К.Селифонову. Особенные награды в разработке погонного устройства новейшей схемы (при этом, в серийных габаритах) принадлежит спецу ВНИИТрансмаша В.С,Галицкому. Посреди предложенных решений можно именовать терроидальные беговые дорожки и квадратные втулки из фенолона, с разделителями. ВНИИТрансмаш вовремя поставил фениловые шарики.

Приобретенная конструкция погона характеризовалась целым набором новых свойств. Новые беговые дорожки не добивались обработки токами высочайшей частоты и следующей трудозатратной правки; значительно повысилась крепкость при обстреле; не стало таких люфтов, как с серийными шариками, а как следует - не подлежала сомнению возможность усовершенствованной работы стабилизатора, повышалась точность стрельбы при наклонах (по горизонтальным отклонениям). Стала ненадобной обычная обильная смазка, работу погона сейчас обеспечивали гр бисульфатной смазки. Справедливости ради отметим, что в Харькове, на заводе им. Малышева, также испытали схожий опытнейший погон, при всем этом были доказаны его достоинства и завышенные характеристики. Можно сопоставить новейшую схему погона с забугорными разработками в США и Германии. «Проволочные» беговые дорожки с малыми роликами, компенсирующие откаты от усилий отдачи в 100-115 т, были сложны по сопоставлению со 152,4-мм пушкой, к тому же, у нас числа по усилию отката составили 120-130 т, а величина отката - 340 мм. Ну и двухрядный погон в три кольца на «Абрамсе» (при этом верхнее кольцо - разъемное) - недешево и трудоемко.

Решить ряд заморочек по применению нового орудия в серийной башне дозволили и другие инноваторские находки. Чрезвычайно значимо было применение в орудии поршневого затвора заместо клинового, так как последний при открывании клина сбрасывал подпор. Необычным решением стало внедрение воздушной продувки, заменившей эжекторную схему чистки ствола после выстрела. Заметим, что мариупольские машиностроители все таки сделали опытную башню. На ней нашлась написанная мелом фраза: Создадим просто, заказывайте еще!

Но вернемся к испытаниям танка со 152,4-мм пушкой. В процессе испытаний и исследовательских работ были выполнены серии выстрелов. Несколько выстрелов на Ржевке из «Объекта 292» сделали по списанному танку Т-72. Как вспоминал Александр Иванович Холопов, принимавший роль в осмотре этой машины после обстрела, "в башне было несколько проломов, а от массивного воздействия снаряда сорвались со собственных креплений приборы и элементы оборудования в боевом отделении Т-72". В целом результаты этих испытаний «Объект 292» были полностью обнадеживающими, в том числе по элементам пушки. Приобретенные завышенные баллистические свойства по импульсу выстрела более чем в 1,5 раза превосходили подобные для штатного орудия 2А46М-1 калибра 125 мм. Невзирая на это, стрельбовые тесты проявили высшую устойчивость шасси Т-80БВ и надежность всех его узлов. Основное - откат 152,4-мм пушки остался на уровне 2А46М1. Требуемые нормативы по ускорениям и нагрузкам на рабочих местах экипажа и по ударостойкости аппаратуры оказались соблюдены.

Стало ясно, что мысль установки пушки завышенного могущества в Т-80 является жизнестойкой и не вызывает особенных колебаний. Удалось в разы повысить мощь артиллерийского вооружения российского танка, показать на теоретическом уровне и обосновать на практике действительность и перспективность такового решения. Не вызывает колебаний, что эта работа стала, на самом деле, типичным прорывным скачком в повышении могущества важной составляющие танка - вооружения. Вновь обратимся к мемуарам А.К. Дзявго: Сделан обьект. На Ржевском полигоне испытана работа орудия и воздействие выстрела на экипаж и танк. Заключение было положительное. Но заказчик не показал энтузиазма к этой работе. Распад СССР, флирт с НАТО, ранжирование вооружений, увлечение стратегией дистанционной войны, рассуждения о нраве будущих войн, мода на международную кооперацию при разработке военной техники делают свое дело - былая танковая мощь страны падает. Хотя на вооружение Сухопутных войск Рф формально принята боевая машина поддержки танков (БМПТ), все таки наилучшей поддержкой танка будет реализация имеющихся огромных возможных способностей вооружения по предстоящему увеличению его боевых характеристик».

Невзирая на это, история с установкой пушки завышенного могущества в серийный танк закончилась на грустной нотке. 22 октября 2007 г. спецы ОАО «Спецмаш» отгрузили «Объект 292» в подмосковную Кубинку, в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники, где он находится в текущее время.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!