
Сразу с совершенствованием конструкции Т-10 («Объект 730») в первой половине 1950-х гг. в СССР развернулись работы по созданию последнего поколения томных танков. Так, на основании указания Главтанка и Министерства транспортного машиностроения (письмо №441 от 30 июня 1952 г.) в 1952 г. СКБ-2 ЧКЗ провело эскизное проектирование томного танка типа «Объект 730». Сначало работы велись под управлением головного конструктора завода М.Ф. Балжи, потом - исполняющего обязанности головного конструктора И,С. Кавьярова, которого в феврале 1953 г. сменил новый главный конструктор ЧКЗ П.П. Исаков.
Создание новых томных танков было обосновано тем, что за рубежом сначала 1950-х гг. интенсивно приступили к созданию новых образцов бронетанковой техники, на что выделялись значимые деньги. По данным на 1952 г,, исключительно в США сборкой разных образцов бронетанковой техники занимались 16 заводов. В 1954 г. ведущие южноамериканские конторы приступили к проектированию не только лишь новых средних Т54 и Т66, да и томных танков Т43 и Т77, в конструкции которых повышенное внимание уделялось увеличению мощи вооружения и продуктивности стрельбы из пушки. При всем этом по мощи главного орудия опытнейший тяжкий танк Т43 впритирку приблизился к российскему Т-10. Не считая того, южноамериканские спецы опережали российских конструкторов в оснащении танков прицелами-дальномерами и системой стабилизации пушки.
Для обеспечения высококачественного приемущества российского танкостроения над забугорным требовалось ускорить решение ряда проблемных вопросов, к которым, а именно, относились:
- отработка средств, обеспечивавших наилучшую защиту танков против ядерного орудия;
- создание новых, более совершенных и компактных движков, агрегатов и устройств для многообещающих танков;
- повышение меткости и скорострельности танковых пушек;
- создание стабилизаторов танкового вооружения;
- возможность ведения массовых боевых действий ночкой;
- увеличение срока службы ходовой части танков;
- создание новых марок брони завышенной снарядостойкости;
- применение бронетанковой техники в морских критериях и решение вопроса подводного вождения танков, также ряда других заморочек.
В ноябре-декабре 1952 г. в министерство были представлены эскизные проработки ТТТ к многообещающему томному танку в виде схематических компоновок машины, расчетов узлов и объяснительной записки. А уже в июне 1953 г. в Министерство транспортного и томного машиностроения направили варианты проектов томных танков массой 46-50 т, которые в процессе эскизного проектирования получили фабричные обозначения «Объект 752» и «Объект 777». В этих проектах реализовали установку более массивного главного орудия, применили новые конструкции корпуса, башни и ходовой части, также отдельных узлов и агрегатов (компактной планетарной коробки, редуктора, командирской башенки, МПБ, пульта управления устройств наводки пушки).
В одном из вариантов эскизного проекта танка «Объект 752» более увлекательными решениями являлись: наличие качающейся башни с установкой 122-мм нарезной танковой пушкой М62-Т2 с разными схемами механизации заряжания, конструкция литого корпуса с вварным днищем, внедрение гидромеханической коробки и гидравлической подвески.
Xарактеристики танка «Объект 752»
Боевая масса т 45,33
Экипаж, чел, 4
Габариты, мм;
- ширина (по гусеницам) 3400
- высота (без зенитного пулемета) 2300
- длина (с пушкой вперед) 9745
- длина (с пушкой вспять) 8925
- клиренс 510
Вооружение, калибр, мм; марка, исходная скорость БрС, м/с;
- пушка 122; М62-Т2; 950
- зенитный пулемет 14,5; КПВТ
Высота полосы огня, мм 1805
Боекомплект; выстрелов, (БрС/ОФС) шт. 15/25
Броневая зашита:
При обстреле по нормали 122-мм БрС,, мм/град./У;
- верхняя лобовая часть корпуса 215 / 45 / 900
- нижняя лобовая часть корпуса 200 /30 /770
- верхняя бортовая часть корпуса 125/ 50 / 630
- нижняя бортовая часть корпуса 60 / 60 / 428
- кормовая часть корпуса 45/58/360
- лобовая часть башни 260 /15 / 900
- бортовая часть башни 150/ 34 / 630
- кормовая часть башни 115 / 20 / 440
Тип корпуса Литой
Тип башни Литая
Движок, тип, 12/V/A/X марка В12-6
Мощность мотора, кВт (л.с.) 588,2(800)
Удельная мoшнocть, кВт/т (л .с./т) 12,9 (17,5)
Подогреватель мотора, тип Газотурбинный
Наибольшая скорость по шоссе, км/ч 50
Cредняя скорость по грунту (предполагаемая), км/ч 30
Емкость топливных баков (забронированных), л 200 + 500
Общая емкость топливных баков, л 1000
Припас хода по шоссе (с учетом доп баков), км 250
Коробка, тип Гидромеханическая
Система управления машиной, тип Гидравлическая
Подвеска, тип Гидравлическая
Динамический ход катка, мм | 160
Поперечник катка, мм 720
Количество катков на борт, шт. 6
Рессоры, тип Гидравлические
Ширина гусеницы, мм 700
Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см) 73,5 (0,75)
Преодолеваемые препятствия;
- подъем, град 35
- спуск, град. 35
- наклон, град. 30
- брод (с ОПВТ),м 4
Радиостанция, марка | PTУ («Ясень»)
Переговорное устройство, марка| ТПУ-5 (Бисер)
Гарантийный срок службы, км | 2000
создатели статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2014 г. №10
Источник: dogswar.ru