ArtGuns » Оружейная экзотика » Перспективный БЛА Cormorant UAV (США)

Перспективный БЛА Cormorant UAV (США)

19 август 2025, Вторник
7
0
В процессе сотворения атомной подводной лодки-носителя КРМБ и групп спецназа (в ПЛАРК переоборудовались 1-ые четыре ПЛАРБ типа Ohio class) и литоральных боевых кораблей (ЛБК) на повестке денька встал вопрос о необходимости включения в состав их вооружения летательных аппаратов, способных оперативно обеспечивать эффективную авиационную поддержку их действиям. Сначала речь шла о ведении всесуточной и всепогодной разведки и наблюдения, выдаче целеуказания и оценке наложеного противнику вреда, но в качестве второстепенных задач ставились обеспечение действий сил спецназа, включая доставку запасов, и ударная. При всем этом малые объемы полезного места, имевшиеся на относительно маленьких ЛБК, и особенности боевой работы ПЛАРК, не разрешали применить для означенных целей ни пилотируемые ЛА, ни большие «беспилотники» типа MQ-8 «Fire Scout». Единственный оставшийся вариант - применение БЛА, способных производить старт с палубы корабля либо с поверхности воды (в последнем случае обеспечивалась возможность и вывода аппарата с подводной лодки с следующим стартом с воды), также садиться на воду после выполнения задания. В этой связи южноамериканские военные спецы предложили разглядеть возможность сотворения многоцелевого беспилотного летательного аппарата (Multi-Purpose UAV либо MPUAV) с надводным-подводным стартом, которым сначала предполагалось вооружить ПЛАРК типа Ohio class. Многообещающий БЛА получил заглавие по наименованию одной из часто встречающихся морских птиц - огромного баклана, который в транслитерации с британского звучит более гордо - «Cormorant». В 2003 г спецы Агентства по многообещающим оборонным разработкам Министерства обороны США (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency) приступили к выполнению шестимесячного «нулевого» шага (Phase 0) данной программки, в рамках которого провели предварительное исследование способности сотворения БЛА, способного без помощи других делать старт с подводного либо надводного носителя, и определения тактико-технических требований к нему. Управляющим проекта был назначен доктор Томас Бютнер, который работал в отделении «Тактические технологии» агентства и также управлял работами по программкам «Friction Drag Reduction» («Снижение сопротивления трения») и «Oblique Flying Wing» («Косое летающее крыло»), в рамках которых соответственно предполагалась разработка модели оценки величины сопротивления трения в отношении надводных кораблей ВМС США и выработка технических решений по его понижению, что позволило бы уменьшить расход горючего и повысить скорость, дальность и автономность плавания кораблей, и создание экспериментальной модели скоростного летательного аппарата типа «летающее крыло», стреловидность крыла которого изменялась за счет «перекоса» его плоскостей - одна плоскость выдвигалась вперед (отрицательная стреловидность), а другая - вспять (положительная стреловидность). По заявлению официального дилера DARPA Жанны Уолкер, многообещающий БЛА предназначался для «обеспечения конкретной авиационной поддержки таким боевым кораблям, как литоральные боевые корабли и ПЛАРК». В согласовании с данными карточки проекта, размещенной DARPA, в рамках программки надлежало решить последующие задачки: - создать концепцию внедрения БЛА с надводным и подводным стартом; - изучить поведение БЛА на границе аква и воздушной сред; - отработать на практике новые композиционные материалы; - обеспечить крепкость и плотность конструкции БЛА, требуемые при пуске с назначенных глубин либо с борта надводного корабля; - отработать силовую установку БЛА, способную выдерживать брутальные условия наружной среды на подводном участке, также показать возможность резвого пуска маршевого мотора БЛА для старта с воды; - отработать все элементы практического внедрения БЛА - от старта с надводного и подводного носителя до приводнения и эвакуации. Через два года Пентагон одобрил переход к первому шагу программки. Фазе 1 (Phase 1), в рамках которого финансирование разработки, постройки и тесты макета БЛА, также финансирование работ по отдельным бортовым системам производилось DARPA, а конкретная разработка аппарата была поручена подразделению «Skunk Works» компании «Lockheed Martin». Компания также взяла на себя и часть трат по проекту «Многоцелевой БЛА Cormorant UAV войдет в состав единой эксклюзивной сетецентрической системы, которая дозволит значительно расширить боевые способности новейшей ПЛАРК, создаваемой на базе системы «Trident». Владея возможностью подводного старта и отличаясь высочайшей скрытностью действий, БЛА сумеет отлично действовать из-под воды, обеспечивая нужную авиационную поддержку. Композиция системы «Trident» и многоцелевого БЛА предоставит командующим войсками на ТВД воистину эксклюзивные способности - как в предвоенный период, так и в процессе полномасштабных боевых действий». После исследования разных методов размещения БЛА Cormorant UAV на борту ПЛАРК типа Ohio class, спецы «Skunk Works» решили использовать «естественные пусковые установки» - ракетные шахты БРПЛ, которые имели длину (высоту) 13 м и поперечник 2,2 м. В шахте БЛА располагался со сложенным крылом (крыло - типа «чайка»), которое крепилось к фюзеляжу на шарнирах и в сложенном виде «обнимало» его. Особенностью БЛА было то, что он не выстреливался с помощью порохового заряда либо сжатого воздуха - после открытия крышки шахты он выдвигался за наружные обводы корпуса ПЛ-носителя на особом «седле», после этого открывал крыло (плоскости подымалиь в стороны ввысь на угол 120 град.), освобождался от захватов и за счет положительной плавучести без помощи других всплывал на поверхность воды. По достижении поверхности воды в работу врубались два твердотоплвных стартовых ускорителя - измененные РДТТ типа Mk.135, используемые на КР BGM-109 "Tomahawk". Движки имели время работы 10-12 с, за которые поднимали БЛА с воды вертикально ввысь и выводили его на расчетную линию движения, где в работу врубался маршевый движок, а сами РДТТ сбрасывались. В качестве маршевого мотора планировалось использовать компактный двухконтурный ТРД тягой 13,3 кН, сделанный на базе мотора Honeywell AS903. Запуск БЛА Cormorant UAV планировалось делать с глубины около 150 футов (46 м), что потребовало внедрения в его конструкции прочных материалов. Корпус БЛА - из титана, все пустоты в конструкции и стыковочные узлы кропотливо герметизировались особыми материалами (силиконовые герметики и синтактовые пеноматериалы), а внутреннее место фюзеляжа заполнялось инертным газом под давлением. Масса БЛА - 4082 кг, масса полезной нагрузки - 454 кг, масса реактивного горючего марки JP-5 для маршевого мотора - 1135 кг, длина аппарата - 5,8 м, размах крыла типа «чайка» - 4,8 м, а его стреловидность по фронтальной кромке - 40 град. В состав полезной нагрузки врубались мини-РЛС, оптико-электронная система, средства связи, также компактные средства поражения, такие как авиабомба малого калибра SDB, разработанная «Boing», либо компактная УР с автономной системой наведения LOCAAS (LOw-Cost Autonomous Attack System) разработки «Lockheed Martin». Боевой радиус Cormorant UAV - порядка 1100 - 1300 км, практический потолок - 10,7 км, длительность полета - 3 часа, крейсерская скорость - М=0,5 (около 596 км/ч), а наибольшая - М=0,8 (около 953 км/ч). В целях увеличения скрытности действий, сразу после запуска БЛА субмарина-носитель должна была немедля покинуть район, отойдя на очень вероятное расстояние. После же того, как БЛА выполнил задачку, с ПЛ-носителя на него подавались команда на возвращение и координаты места приводнения. В назначенной точке бортовая система управления БЛА выключала движок, складывала крыло и выпускала парашют, а после приводнения Cormorant UAV выпускал особый трос и ждал эвакуации. Задачка неопасного приводнения аппарата массой 9000 фунтов при посадочной скорости порядка 230-240 км/ч - очень сложная. Решить ее можно было несколькими способами. Какой-то из них заключался в резком сбросе скорости и выполнении заблаговременно заложенного в бортовую систему управления маневра «кобра», а другой, более реальный с практической точки зрения, вариант заключался в применении парашютной системы, в итоге чего аппарат приводнялся носом вперед. При всем этом нужно было обеспечить безопасность самого БЛА и его аппаратуры в спектре перегрузок 5-10 д, что добивалось внедрения парашюта с куполом поперечником 4,5-5,5 м. Приводнившийся БЛА Cormorant UAV находили с помощью гидролокатора, а потом его подбирал дистанционно-управляемый необитаемый подводный аппарат НПА выпускался из той же ракетной шахты, где ранее находился «беспилотник» и тянул за собой длиннющий трос, который стыковался с тросом, выпущенным БЛА, и с его помощью «беспилотник» заводился на «седло», убиравшееся потом в ракетную шахту ПЛ-носителя. В случае внедрения Cormorant UAV с надводного корабля, а именно ЛБК, аппарат располагался на особом поддоне-лодке, с помощью которого выводился за борт. После приводнения БЛА все деяния повторялись в той же последовательности, как и при пуске из подводного положения: пуск стартовых движков, включение маршевого мотора, полет по данному маршруту, возвращение и приводнение, после этого следовало просто подобрать аппарат и возвратить его на кораль-носитель. 1-ый шаг работ, в рамках которого подрядчику надлежало выполнить проектирование аппарата и ряда сопутствующих систем, также показать возможность интеграции их в единый комплекс, был рассчитан на 16 месяцев. 9 мая 2005 г. соответственный договор ценой 4,2 млн. долл. был подписан с подразделением «Lockheed Martin Aeronautics», определенное основным подрядчиком по программке. Не считая того, в число исполнителей вошли компании «General Dynamics Electric Boat», «Lockheed Martin Perry Technology» и «Teledyne Energy Systems», с которыми были подписаны надлежащие договоры на общую сумму 2,9 млн. долл. Сам же заказчик, агентство DARPA, получило в 2005 финансовом году из бюджета МО США на данную программку 6,7 млн. долл. и запросило на 2006 денежный год еще 9,6 млн. долл. Результатом работ по первому шагу должны были стать два основных тесты: подводные тесты полноразмерной, но не летающей модели БЛА, снаряженного главными бортовыми системами, и тесты макета «седла», на котором аппарат был должен находиться в ракетной шахте атомохода (макет устанавливался на морском деньке); также показать возможность неопасного приводнения БЛА «носом вперед» и способность бортовой аппаратуры выдержать возникающие при всем этом перегрузки. Не считая того, создатель был должен провести демонстрацию эвакуации приводнившегося макета БЛА с помощью дистанционно-управляемого НПА, также показать возможность обеспечения пуска маршевого двухконтурного турбореактивного мотора средством подачи газа под высочайшим давлением. По результатам первого шага управлению DARPA и Пентагона надлежало решить о предстоящей судьбе программки, хотя уже в 2005 г представители DARPA заявляли о том, что ждут поступления БЛА Cormorant UAV на вооружение ВМС США в 2010 финансовом году - после окончания Фазы 3. 1-ый шаг испытаний БЛА Cormorant UAV был закончен к сентябрю 2006 г (демо тесты проводились на базе подводных сил ВМС США «Китсап-Бангор»), после этого заказчику надлежало решить по вопросу финансирования постройки настоящего летного макета. Но в 2008 г управление DARPA совсем закончило финансирование проекта. Официальная причина - сокращение бюджета и выбор в качестве «подводного» БЛА аппарата «Scan Eagle» компании «Boeing». Вобщем, полностью может быть, что эта тема никак не позабыта и работы по ней длятся.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!