ArtGuns » Оружейная экзотика » Истребитель Gripen NG / Gripen Demo (Швеция)

Истребитель Gripen NG / Gripen Demo (Швеция)

05 июнь 2025, Четверг
9
0
27 мая 2008 года с промышленного аэродрома шведской компании «SAAB» в Линчопинге в воздух в первый раз поднялся демо эталон глубоко модернизированного истребителя «Gripen». Этот двухместный самолёт, нареченный «Gripen Demo» и построенный на базе серийного двухместного «Грипена» модификации JAS-39D, призван стать собственного рода летающей лабораторией, на которой будут проходить отработку новые конструктивные решения и эталоны бортового оборудования и вооружения, которые потом отыщут применение на так именуемом «Грипене» последнего поколения (Gripen NG) – глубоко модернизированном варианте пользующегося популярностью шведского истребителя, уже состоящего на вооружении ВВС Швеции, Венгрии и Чехии и скоро ожидаемого в ВВС ЮАР. Официальная церемония выкатки Gripen Demo свершилась в Линчопинге 23 апреля.

Главными направлениями глубочайшей модернизации истребителя «Gripen» на фирме «Сааб» определены замена мотора на более мощнейший, модификация конструкции планера (а именно полная переработка конструкции главных опор шасси) в целях роста припаса горючего, повышение числа подвешиваемых образцов вооружения и наибольшей массы боевой нагрузки, внедрение новых систем бортового оборудования – сначала РЛС с АФАР, более совершенных систем радиосвязи и РЭП – при одновременной модификации структуры БРЭО за счет внедрения новейшей цифровой вычислительной системы и нового программного обеспечения.

Главными переменами конструкции планера самолёта стала перекомпоновка шасси и отсеков средней части фюзеляжа, благодаря которым внутренний припас горючего возрос на 38%. Не считая того, под фюзеляжем появились три доп узла подвески вооружения, а наибольшая взлетная масса истребителя возросла до 16 т, что потребовало воплотить ряд мероприятий по усилению конструкции. Повышение внутреннего припаса горючего обеспечено за счет организации нового топливного бака №6 понизу средней части фюзеляжа, где на самолётах «Gripen» прошлых модификаций (JAS-39A/B и C/D) располагались ниши уборки главных опор шасси. Сейчас стойки и колеса новых усиленных главных опор шасси убираются в обтекатели корневой части крыла, сюда же с фюзеляжа перенесены узлы их крепления, при всем этом сразу увеличена колея и изменена схема уборки шасси (вперед с разворотом колес на 90°).

Навесные топливные баки емкостью 1700 л с усиленной измененной конструкцией сейчас можно использовать и при полетах со сверхзвуковыми скоростями. Под фюзеляжем кроме стандартного пилона №5 слева и справа установлены две доп точки подвески (№5L и 5R) грузоподъемностью до 1000 кг любая. Навесные топливные баки стало вероятным устанавливать уже на 5 точек (№3, 6, 5, 5L и 5R), при всем этом самолет, зависимо от конфигурации подвесок, может оснащаться одним, 2-мя, 3-мя либо 4-мя топливными баками сразу. К примеру, во время апрельской церемонии выкатки «Gripen Demo» навесные топливные баки располагались на точках №3 и 6, а на точках №5L и 5R устанавливались управляемые авиабомбы GBU-10 «Пэйвуэй II» калибра 2000 фунтов (945 кг). При всем этом на точках подвески №2 и 7 самолет был укомплектован макетами новых управляемых ракет «воздух–воздух» с ракетно-прямоточной двигательной установкой «Метеор», а на законцовках крыла (точки подвески №1 и 8) – макетами новых ракет близкого маневренного боя IRIS-T (AIM-2000).

Другой особенностью модернизированного «Gripen», уже реализованной на самолёте «Gripen Demo», стала установка нового мотора F414G тягой 10 тс, представляющего из себя модификацию южноамериканского ТРДДФ F414-GE-400, используемого на воздушных судах F-18E/F, доделанную для внедрения на истребителях «Грипен». По сопоставлению с устанавливаемым на данный момент на «Грипенах» движком RM-12 (вариант южноамериканского F404-GE-400) тяга силовой установки возросла на 20–25%, что обеспечивает сохранение летных черт истребителя при увеличении его наибольшей взлетной массы либо их улучшение при наименьших значениях полетной массы. Благодаря высочайшей степени преемственности движков F414 и F404, по словам разработчиков самолёта, не потребовалось заносить сколько-либо суровых конфигураций в конструкцию планера, перепрофилировки востребовали только воздухопоглотители и воздушные каналы мотора.

По утверждению представителей компании «SAAB», Gripen NG с новейшей силовой установкой будет способен совершать крейсерский полет на сверхзвуке при бесфорсажном режиме работы мотора (так именуемый режим super cruise). На презентации 23 апреля было в первый раз официально объявлено о том, что «Gripen NG» последнего поколения будет оснащаться бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой совместной разработки «Сааб» и французской компании «Талес». Головным исполнителем проекта определено подразделение «Сааб» – «Сааб Микровэйв Системз», «Талес» несет ответственность за поставку АФАР, а другое подразделение шведской конторы – «Сааб Аэросистемз» – отвечает за интеграцию РЛС с АФАР на самолёте. Ранее сообщалось, что разработку РЛС с АФАР для «Грипена» по программке M-AESA «Сааб Микровэйв Системз» с 2006 г. вела в сотрудничестве с итальянскими компаниями «Селекс» и «Элеттроника». Сейчас, по всей видимости, шведы решили поменять партнеров. Для ускорения сроков сотворения РЛС с АФАР подразумевается использовать готовые блоки штатного для «Грипенов» радиолокатора PS-05/A и АФАР от модернизированной станции RBE2, создаваемой «Талесом» для истребителей «Рафаль».

Согласно официальным заявлениям «Сааб», разработку РЛС с АФАР для самолета «Gripen NG» планируется окончить весной 2009 года, и летом 2009 г. она сумеет поступить на летные тесты на борту «Gripen Demo». Посреди новых способностей БРЭО «Gripen NG», обеспечивающих увеличение безопасности полетов, – реализация новых режимов маловысотного полета. Для этого на нем отыщут применение системы предупреждения об небезопасной близости земли GCAS, автоматическая система предотвращения столкновения с землей ACAS и система огибания рельефа местности (Terrain Avoidance). В состав комплекса РЭП EWS-39NG модернизированного истребителя войдет ряд новых систем, которые будут проходить отработку на самолете-демонстраторе «Gripen Demo». Посреди них, к примеру, аппаратура обнаружения атакующих ракет MAWS, разрабатываемая южноафриканской компанией «Сааб Авитроникс» на базе системы MAW-300, используемой, а именно, на поставляемых в Малайзию русских истребителях Су-30МКМ. В предстоящем «Gripen Demo» сумеет оснащаться и новейшей двухдиапазонной системой предупреждения об атакующих ракетах, работающей в ИК и УФ-диапазонах, также новыми средствами РЭП в контейнерах.

Самолет Gripen NG / Gripen Demo построен на базе двухместного учебно-боевого JAS-39D (№39803), который в свое время был получен переоборудованием серийной «спарки» JAS-39B, и стал седьмым опытным самолётом по программке «Грипен», получив потому №39-7. В работах по модернизации истребителя кроме головной компании «Сааб» активное роль воспринимает шведская компания «Вольво-Аэро», которая будет производить серийный выпуск измененных движков F414G, также ряд забугорных партнеров: французская «Талес», английские «Меггит», «Мартин-Бэйкер», APPH, южноамериканские «Дженерал Электрик», «Рокуэл-Коллинз», «Ханиуэл», датская «Терма» и др.

Невзирая на то, что на «Gripen Demo» применяется приблизительно 3500 новых деталей, узлов и систем, снаружи (кроме нового шасси) он практически не отличается от серийного JAS-39D. Постоянными остались и его геометрические размеры – длина (без ПВД) 14,8 м и размах крыла 8,4 м. Масса пустого самолёта составляет 7100 кг, обычная взлетная масса – 9100 кг, а наибольшая взлетная масса возросла до 16 000 кг. Припас горючего во внутренних баках достигнул 3300 кг, а наибольший припас горючего в ПТБ – 3800 кг. Сразу получено повышение количества точек подвески вооружения с 8 до 10 и наибольшей массы боевой нагрузки с 5 до 6 т при одновременном повышении дальности полета.

Летные испытания Gripen NG / Gripen Demo начались спустя всего месяц после церемонии его официальной выкатки. 1-ый полет 27 мая с промышленного аэродрома Линчопинг (Linkoping) выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей компании «Сааб» Микеля Сейдла (Mikael Seidl) и Магнуса Юндаля (Magnus Ljungdahl). Он длился 30 минут и, по инфы компании-разработчика, «прошел в полном согласовании с планом». Наибольшая высота полета в первом вылете составила 6400 м, а наибольшая скорость – 600 км/ч. Полет прошел на сто процентов в согласовании с предусмотренным планом, и «Gripen Demo» показал себя с самой наилучшей стороны с самого начала. На очереди – новые испытательные полеты в интересах сотворения глубоко модернизированного «Gripen NG», который будет предлагаться как сегодняшним, так и новым заказчикам шведского истребителя.

К примеру, в апреле 2008 года проект «Gripen NG» был представлен ВВС Норвегии, которые могут стать первым заказчиком таких самолетов. Новый «Грипен» также участвует в тендере ВВС Индии по программке MMRCA, являясь там соперником российскому МиГ-35 (официальное предложение по самолету «Gripen IN», являющемуся «индийским» вариантом «Gripen NG», передано индийской стороне 28 апреля этого года). Возможность приобретения «Грипенов» в текущее время рассматривают также Дания, Швейцария, Хорватия, Румыния, Словакия и Бразилия.

Тактико-технические свойства Gripen NG Длина самолета (без ПВД), м  14,1 Размах крыла, м  8,4 Высота самолета, м  4,5 Площадь крыла, м2  25,5 Масса пустого самолета, кг  7100 Обычная взлетная масса, кг  9100 Наибольшая взлетная масса, кг  16 000 Припас горючего во внутренних баках, кг  3300 Масса боевой нагрузки, кг  6000 Наибольшая скорость полета, км/ч  1900 Наибольшая скорость у земли, км/ч  1320 Наибольшее число М  1,8 Практический потолок, км  17 Наибольшая эксплуатационная перегрузка 9 Перегоночная дальность, км  4070 Тип двигателя  F414G Тяга, кгс  10 000

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!