
Самоходная установка АСУ-57 выпуска 1948 г. разрабатывалась в качестве противотанкового средства для подразделений ВДВ. В 1948 г. в г. Харькове на ремонтном заводе №115 был сделан опытнейший эталон САУ. После проведенных промышленных испытаний предстоящая работа над истребителем танков АСУ-57 была прекращена, потому что малые углы наводки пушки в горизонтальной и вертикальной плоскостях не соответствовали предъявляемым требованиям.
Машина относилась к типу полузакрытых самоходных установок. Экипаж САУ состоял из командира машины (он же наводчик) и механика-водителя. Схема общей сборки предугадывала фронтальное размещение совмещенных боевого отделения и отделения управления и кормового расположения МТО. Рабочее место командира находилось слева от пушки, механика-водителя - справа. Наблюдение за местностью члены экипажа производили через располагавшиеся в высшей части лобового листа корпуса смотровые окна со стеклоблоками.
Главным орудием являлась 57-мм автоматическая авиационная пушка 113П. Она устанавливалась на станке в фронтальной части корпуса. При стрельбе из пушки употреблялся коллиматорный прицел ПБП-1А. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -1 до +8°, по горизонтали - в секторе +7°. Пулеметное орудие отсутствовало. Боекомплект к пушке состоял из 51 выстрела. Бронирование машины - противопульное. Сварной корпус машины был сделан из железных броневых листов шириной 3, 4, 5,4 и 13 мм. Верхний лобовой лист корпуса шириной 13 мм был размещен под углом 60° к вертикали. При появлении пожара его тушение производилось при помощи ручного углекислотного огнетушителя ОУ-2.

Базу силовой установки составлял четырехтактный 4-х цилиндровый карбюраторный движок ГАЗ-М с однорядным вертикальным расположением цилиндров. Его наибольшая мощность составляла 37 кВт (50 л.с.). Система зажигания - батарейная. Запуск мотора осуществлялся электростартером. Охлаждающая система - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Емкость топливных баков составляла 120 л. Припас хода по шоссе - до 170 км. Механическая, коробка состояла из однодискового головного фрикциона сухого трения, четырехступной обычной коробки, 2-ух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и 2-ух однорядных шестеренчатых бортовых редукторов. Приводы управления - механические, конкретного деяния.
В ходовой части применялись персональная торсионная подвеска и гусеницы с ОМШ. Гусеничный движитель состоял из восьми однодисковых опорных катков с внешней амортизацией, 4 поддерживающих цельнометаллических катков, 2-ух направляющих колес, 2-ух устройств натяжения гусениц, 2-ух ведущих колес со съемными зубчатыми венцами и 2-ух мелкозвенчатых гусениц. Средства связи на опытнейшем образчике не устанавливались.
Технические свойства Самоходная установка АСУ-57 выпуска. 1948 г.
Боевая масса - 3,2 т;
экипаж - 2 чел.;
вооружение: пушка - 57 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 37 кВт (50 л.с.);
наибольшая скорость - 40 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru