ArtGuns » Оружейная экзотика » Противотанковые САУ FV4004 «Conway» и FV4005 «Stage II» (Великобритания)

Противотанковые САУ FV4004 «Conway» и FV4005 «Stage II» (Великобритания)

29 сентябрь 2025, Понедельник
7
0
За годы 2-ой Мировой войны танки существенно потяжелели, также «обросли» толстой и сильной броней. Танковые и противотанковые орудия начала войны уже не могли совладать с защитой боевых машин, показавшихся в 1944-45 годах. По окончании войны стало ясно, что схожая тенденция с повышением уровня защиты танков продолжится и потому необходимы новые танковые орудия еще большей мощи. Как позднее показала история, развитие томных танков с толстой и крепкой броней в конечном итоге зашло в тупик, а потом и совсем закончилось с возникновением нового класса бронемашин – главных боевых танков. Все же, ранее ведущие страны мира успели сделать неограниченное количество экспериментальных и серийных образцов бронетехники, поражавших воображение своими чертами. Скоро после победы над Германией Англия начала готовиться к вероятной войне с Русским Союзом. Для этого ей требовалась новенькая боевая машина, способная биться с хоть какой русской бронетехникой, в том числе с новыми томными танками ИС-3, а в перспективе и с новыми еще больше защищенными боевыми машинами. Во 2-ой половине 40-х годов увеличение бронепробиваемости танковых орудий почти всегда сводилось к повышению калибра и других связанных с ним характеристик. В согласовании с этой концепцией английские конструкторы начали два проекта самоходных артиллерийских установок с различным вооружением. Первым появился проект FV4004 «Conway». Предполагалось, что эта противотанковая самоходка получит 120-мм нарезное орудие L1, но при всем этом сохранит ряд положительных черт средних танков. Для упрощения работ в качестве базы для FV4004 избрали серийный средний танк Centurion Mk.8. От базисной машины истребитель танков FV4004 «Conway» получил бронированный корпус, движок с коробкой и ходовку. Таким образом, лобовая броня макета FV4004 «Conway» имела толщину в 76 мм, борта по 51 мм, а корма – 32 мм. 640-сильный движок «Центуриона» обеспечивал уникальному танку наивысшую скорость в 35 км в час на шоссе. Но после переоборудования в самоходку бронемашина приметно потяжелела. По разным оценкам, после установки новейшей башни с орудием большего калибра боевая масса истребителя танков достигнула 53-55 тонн. Из-за этого скоростные свойства оставляли вожделеть наилучшего. Заместо родной башни на шасси «Центуриона» установили большой агрегат соответствующей угловатой формы. Башня FV4004 «Conway» была практически в два раза выше башни базисного танка, что подходящим образом изменило внешний облик машины. Относительно бронирования башни четких данных нет, но можно представить, что уровень защиты остался на предыдущем уровне. Возможно, башня макета FV4004 «Conway» была, что именуется, предварительным вариантом и в предстоящем перетерпела бы конфигурации. Но по полигонам Британии ездил конкретно Centurion с новейшей «коробкой» на месте старенькой башни. Огромные габариты новейшей башни были обоснованы размерами и откатом нового орудия. Казенник пушки калибра 120 мм занял большой объем снутри боевого отделения, что в купе с размерами укладок боеприпасов и рабочих мест экипажа воздействовало на размеры и сборку башни. В боевом отделении располагались командир, наводчик и заряжающий. По имеющимся данным, весь боезапас хранился в кормовой нише башни, как на нынешних западных танках. Четкие данные о свойствах 120-мм пушки истребителя танков FV4004 «Conway» отсутствуют. В разных источниках встречаются числа в 170-180 мм брони с километровой дальности и даже 200. Возможно, такие свойства удовлетворяли требованиям британских военных относительно поражения имеющихся и многообещающих томных танков противника. Необходимо отметить, при таких способностях, в случае столкновения САУ FV4004 «Conway» и танка ИС-3 финал боя зависел бы только от мастерства танкистов, так как обе машины могли поражать друг дружку на большой дальности. Еще на стадии начала проектов новых истребителей танков заказчик предложил оснастить многообещающую машину еще больше массивным орудием. САУ FV4005 «Stage II», в отличие от FV4004 «Conway», должна была нести пушку калибра 183 мм. Схожее орудие гарантированно могло поражать любые имеющиеся и многообещающие танки. Но установка настолько сильной пушки оказалось не очень обычным делом. Во-1-х, шасси «Центуриона», будучи использованным в проекте, работало бы, что именуется, на пределе собственных способностей. Во-2-х, работа экипажа САУ становилась очень сложной и необходимо было находить некоторые новые решения. Первую делему решили с помощью новых противооткатных устройств завышенной продуктивности, которые снизили отдачу до применимых значений. Но она как и раньше была очень сильной, и потому пришлось существенно ограничить сектор горизонтальной наводки. Согласно расчетам, при повороте башни и пушки на угол, превосходящий допустимый, выстрел мог перевернуть боевую машину. Вторую делему, касавшуюся массивного орудия, решили более увлекательным и необычным методом. Так как боеприпасы для орудия были очень томными, заряжающего освободили от их передвижения по боевому отделению. Справа от казенной части расположили барабанный автомат заряжания, а заряжающего сделали его оператором. Любопытно, что 1-ые тесты истребитель танков FV4005 «Stage II» проходил без башенной «коробки». По некоторым причинам макет сначала оснастили только нижней частью башни с системой крепления орудия, самой пушкой и рядом вспомогательных агрегатов, в том числе автоматом заряжания. Предпосылки этого точно не известны. В разных источниках именуются как затянувшаяся разработка, так и необходимость проверить корректность сборки орудия и оборудования и только позже закрыть их бронированной башней подходящей формы. Обводы готовой башни FV4005 «Stage II» в некой мере напоминали форму башни FV4004 «Conway». Но ввиду наличия более сильной и большой пушки с автоматом заряжания она вышла больше и массивнее. О бронировании башни данных нет, но некие аспекты фото макета самоходки позволяют полагать, что эта машина сначало комплектовалась только противопульной защитой кормы и бортов башни и, может быть, более толстыми лобовыми листами. Сравнимо тонкие борта и крыша были усилены соответствующими ребрами жесткости. Для посадки экипажа и обслуживания орудия в кормовом листе башни предусмотрели люк-дверь. Боевая масса макета FV4005 «Stage II», по неким данным, достигнула практически 60 тонн. Беря во внимание старенькый движок «Центуриона», несложно представить ходовые свойства получившегося истребителя танков. Что касается огневой мощи, то FV4005 «Stage II» мог бы гарантированно поражать хоть какой из имевшихся либо только разрабатывавшихся танков мира на расстоянии в два-три километра. Главной неувязкой в таком случае становилась точность стрельбы. Оба проекта истребителей танков с рекордно массивным вооружением стартовали в самом начале 50-х годов. Первым на полигон вышла машина FV4004 «Conway». Но всего через несколько месяцев после начала испытаний, в 1951 году, этот проект был закрыт. FV4005 «Stage II» довели до стадии испытаний исключительно в 55-м. 1-ые несколько месяцев эта самоходка, как уже говорилось, ездила без броневой защиты башенного оборудования, но в предстоящем ее «достроили». Тесты боевой машины с 183-мм пушкой длилось практически два года. В 1957 году проект FV4005 «Stage II» сочли бесперспективным и тоже закрыли. Возможно, главной предпосылкой отказа от достаточно увлекательных и, возможно, многообещающих истребителей танков стали их ходовые свойства. Как оказывается, новые башни с сильными пушками были непосильной ношей для шасси танка «Центурион». Разработку специального шасси с достаточной грузоподъемностью, по-видимому, сочли нецелесообразной. Что касается вооружений, то пушки калибра 120 и 183 мм выходили очень сложными в изготовлении и эксплуатации. Не считая того, во 2-ой половине 50-х годов ведущие страны мира уже вовсю работали над созданием противотанковых ракетных комплексов, которые обещали быть еще более действенными, чем имеющаяся артиллерия. В процессе проектов FV4004 «Conway» и FV4005 «Stage II» было выстроено всего по одному макету. Их интенсивно инспектировали в разных критериях и тестировали орудие. После испытаний оба макета остались на полигоне, их решили не утилизировать. По неким данным, в следующие годы машина FV4005 «Stage II» подверглась неким изменениям. Так, базисное шасси лишилось башни и использовалось в других испытаниях. Пару лет спустя макет был восстановлен, но с внедрением другого бронекорпуса. В текущее время оба истребителя танков находятся в танковых музеях, но экспонируется только один. На САУ с 183-мм пушкой можно поглядеть в танковом музее города Бовингтон.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!