ArtGuns » Бронетехника » Самоходная гаубица M109 (США)

Самоходная гаубица M109 (США)

02 октябрь 2025, Четверг
4
0
В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ M44 и 105-мм САУ M52, разработанные на базе легкого танка M41. Обе самоходные артиллерийские установки имели ряд недочетов: ограниченный угол обстрела, малозначительный припас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху. По этой причине в 1953 году америкосы приступили к разработке новейшей, более сильной самоходной установки T195, лишенной недочетов, характерных M44 и M52. Но только в 1961 году измененная версия T195E1 была стандартизирована и пошла в массовое создание под обозначением M109.

Такая задержка разъясняется переменами, которые были внесены в начальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, также внедрение узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера M113. 1-ые серийные машины появились в 1962 году, всего же с того времени было выпущено более 4000 самоходных гаубиц M109. Данная цифра гласит о том, что самоходная гаубица этого типа и до настоящего времени остается самой всераспространенной в мире.

Корпус машины производился способом сварки из листов дюралевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня мелкокалиберного орудия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значимый угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня радиального вращения с практически полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные лючки, которые раскрывались вспять.

В САУ M109 была принята сборка с фронтальным расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни радиального вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей располагалось в кормовой части корпуса. В нем находились 5 членов экипажа из 6: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель размещался в фронтальной части корпуса слева от мотора. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый лючок для загрузки боеприпасов. Войти в машину либо покинуть ее экипаж мог через лючки в боковых стенах и корме башни, также через два лючка в крыше башни. Над командирским лючком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет «Браунинг» M2.

Главным вооружением самоходной гаубицы M109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был обустроен двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости производилось в спектре углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина комплектовалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и повышали ее скорострельность. Не считая того, на корме машины находился мощнейший откидной лемех с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Движок, агрегаты коробки и ходовка M109 были такими же, что и у самоходной гаубицы M108. В целях роста пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ M109 по сопоставлению с носовой частью M108 была изменена за счет придания броне огромных углов наклона.

В боекомплект гаубицы входят выстрелы картузного заряжания с управляемым снарядом M712, осколочно-фугасными снарядами M107 и M549, кассетными снарядами M449, M483, M692, M718, M731, M741, ядерным снарядом M454, дымовым снарядом M116, хим снарядом M121 практическим снарядом M804.

Для вождения машины ночкой в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некие количество машин было обустроено системой защиты от орудия массового поражения. САУ M109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде при помощи специального комплекта плавсредств, состоящего из 6 надувных прорезиненных контейнеров и 3-х волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огнь с воды, но только с целью произведения «шумового эффекта» вследствие того, что горизонтальное наведение в данном случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.

После первой модернизации самоходная установка получила обозначение M109A1. От базисной модели она отличалась только более длинноватым стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если наибольшая дальность стрельбы M109 составляла 14600 м, то M109A1 могла отправить стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м.

В 1963 году для 155-мм гаубиц M109 в США приняли на вооружение снаряд M454 с ядерным боеприпасом W-48 мощью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Наибольшая дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а малая – 2 км.

В 1972 году южноамериканская армия выдала фирмам «Тексас Инстументс» и «Мартин Мариетта» договор на разработку и создание управляемого реактивного снаряда, получившего заглавие «Копперхэд» и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программки испытаний, проводившихся в 1974 году, договор на окончательную реализацию этого проекта получила компания «Мартин Мариетта». «Копперхэд» представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, снаряженный лазерной головкой наведения, электрическим оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала последующим образом: наблюдающий засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил ориентировочные координаты цели в систему управления огнем, после этого гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдающий сразу «подсвечивал» цель своим лазером-идентификатором, и «Копперхэд» наводился на цель для ее четкого поражения.

Посреди 70-х годов самоходная гаубица M109 была модернизирована снова и получила индекс M109A2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (M109 и M109A1) удлинили ствол и прирастили заряд. Дальность стрельбы обыкновенными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Не считая того, в боекомплект M109A2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по воззрению американских профессионалов, это не очень отразилось на проходимости и маневренности САУ.

В следующие годы самоходная гаубица M109 еще не раз подвергалась модернизации, в итоге чего появились такие модификации, как M109A3 (M109A1 с рядом доработок, включая новый метод крепления орудия в маске башни), M109A4 (M109A2 либо M109A3 с улучшенной системой защиты от орудия массового поражения и др.), M109A5 (улучшенная M109A4).

В конце 80-х годов на вооружение армии США стала поступать модификация M109A6 с новейшей башней, улучшенной системой управления огнем, новейшей радиостанцией УКВ спектра, навигационной аппаратурой и аппаратурой контроля состояния главных систем, улучшенной подвеской и боле массивным бронированием. Дальность стрельбы возросла до 30 км.

САУ M109 состояли на вооружении армий разных государств мира и подвергались модификациям, которые соответствовали их специфичным потребностям:

• M109A3G – германская версия самоходки M109G, отличается рядом доработок, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по краям башни установлены дымовые гранатометы; • Pz.HG.66 – швейцарская версия; • M109L – итальянская модификация, гаубица адаптирована для стрельбы боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70; • M109AL – израильская версия М109; • М109 Taiwan – на шасси М108/М109 открыто установлено 155-мм орудие; • М992 – подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет на сто процентов закрытый корпус, адаптированный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109, находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии, Испании, Таиланда и США; • FDC – самоходный пункт управления артиллерийским огнем, употребляется то же шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий Греции и Тайваня.

Свойства M109 Экипаж, чел. 6 Макс. угол возвышения пушки, град 75 Макс. угол склонения пушки, град -3 Длина c пушкой вперёд, мм 9120 Длина корпуса, мм 6190 Ширина общая, мм 3150 Высота по крыше башни, мм 2800 Масса боевая, кг 24948 Преодолеваемая стена, м 0,53 Макс. угол подъёма, % 60 Наклон, % 40 Преодолеваемый ров, м 1,83 Преодолеваемый брод, м 1,07 Ширина колеи, мм 2788 Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3962 Ширина гусеницы, мм 381

Вооружение Тип Гаубица Калибр, мм 155 Модель - M185 Кол-во 1 Боезапас х 1 - 34

Тип - Пулемёт зенитный Калибр, мм 12,7 Кол-во 1 Боезапас х 1 - 500

Движок Тип дизель Модель Detroit Diesel Model 8V-71T Цилиндры 8 Кол-во 1 Мощность, л.с. 405

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Самоходная гаубица M108 (США)
20 март 2025, Четверг
Самоходная гаубица M108 (США)
Самоходная гаубица SP122 (США)
04 сентябрь 2025, Четверг
Самоходная гаубица SP122 (США)
Самоходная гаубица M109A3G (США)
28 август 2025, Четверг
Самоходная гаубица M109A3G (США)
Самоходная гаубица Slammer (Израиль)
18 май 2025, Воскресенье
Самоходная гаубица Slammer (Израиль)
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!