Самоходная гаубица M109 (США)

Такая задержка разъясняется переменами, которые были внесены в начальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, также внедрение узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера M113. 1-ые серийные машины появились в 1962 году, всего же с того времени было выпущено более 4000 самоходных гаубиц M109. Данная цифра гласит о том, что самоходная гаубица этого типа и до настоящего времени остается самой всераспространенной в мире.
Корпус машины производился способом сварки из листов дюралевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня мелкокалиберного орудия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значимый угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня радиального вращения с практически полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные лючки, которые раскрывались вспять.
В САУ M109 была принята сборка с фронтальным расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни радиального вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей располагалось в кормовой части корпуса. В нем находились 5 членов экипажа из 6: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель размещался в фронтальной части корпуса слева от мотора. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый лючок для загрузки боеприпасов. Войти в машину либо покинуть ее экипаж мог через лючки в боковых стенах и корме башни, также через два лючка в крыше башни. Над командирским лючком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет «Браунинг» M2.
Главным вооружением самоходной гаубицы M109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был обустроен двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости производилось в спектре углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина комплектовалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и повышали ее скорострельность. Не считая того, на корме машины находился мощнейший откидной лемех с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Движок, агрегаты коробки и ходовка M109 были такими же, что и у самоходной гаубицы M108. В целях роста пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ M109 по сопоставлению с носовой частью M108 была изменена за счет придания броне огромных углов наклона.
В боекомплект гаубицы входят выстрелы картузного заряжания с управляемым снарядом M712, осколочно-фугасными снарядами M107 и M549, кассетными снарядами M449, M483, M692, M718, M731, M741, ядерным снарядом M454, дымовым снарядом M116, хим снарядом M121 практическим снарядом M804.
Для вождения машины ночкой в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некие количество машин было обустроено системой защиты от орудия массового поражения. САУ M109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде при помощи специального комплекта плавсредств, состоящего из 6 надувных прорезиненных контейнеров и 3-х волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огнь с воды, но только с целью произведения «шумового эффекта» вследствие того, что горизонтальное наведение в данном случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.
После первой модернизации самоходная установка получила обозначение M109A1. От базисной модели она отличалась только более длинноватым стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если наибольшая дальность стрельбы M109 составляла 14600 м, то M109A1 могла отправить стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м.
В 1963 году для 155-мм гаубиц M109 в США приняли на вооружение снаряд M454 с ядерным боеприпасом W-48 мощью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Наибольшая дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а малая – 2 км.
В 1972 году южноамериканская армия выдала фирмам «Тексас Инстументс» и «Мартин Мариетта» договор на разработку и создание управляемого реактивного снаряда, получившего заглавие «Копперхэд» и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программки испытаний, проводившихся в 1974 году, договор на окончательную реализацию этого проекта получила компания «Мартин Мариетта». «Копперхэд» представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, снаряженный лазерной головкой наведения, электрическим оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала последующим образом: наблюдающий засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил ориентировочные координаты цели в систему управления огнем, после этого гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдающий сразу «подсвечивал» цель своим лазером-идентификатором, и «Копперхэд» наводился на цель для ее четкого поражения.
Посреди 70-х годов самоходная гаубица M109 была модернизирована снова и получила индекс M109A2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (M109 и M109A1) удлинили ствол и прирастили заряд. Дальность стрельбы обыкновенными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Не считая того, в боекомплект M109A2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по воззрению американских профессионалов, это не очень отразилось на проходимости и маневренности САУ.
В следующие годы самоходная гаубица M109 еще не раз подвергалась модернизации, в итоге чего появились такие модификации, как M109A3 (M109A1 с рядом доработок, включая новый метод крепления орудия в маске башни), M109A4 (M109A2 либо M109A3 с улучшенной системой защиты от орудия массового поражения и др.), M109A5 (улучшенная M109A4).
В конце 80-х годов на вооружение армии США стала поступать модификация M109A6 с новейшей башней, улучшенной системой управления огнем, новейшей радиостанцией УКВ спектра, навигационной аппаратурой и аппаратурой контроля состояния главных систем, улучшенной подвеской и боле массивным бронированием. Дальность стрельбы возросла до 30 км.
САУ M109 состояли на вооружении армий разных государств мира и подвергались модификациям, которые соответствовали их специфичным потребностям:
• M109A3G – германская версия самоходки M109G, отличается рядом доработок, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по краям башни установлены дымовые гранатометы; • Pz.HG.66 – швейцарская версия; • M109L – итальянская модификация, гаубица адаптирована для стрельбы боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70; • M109AL – израильская версия М109; • М109 Taiwan – на шасси М108/М109 открыто установлено 155-мм орудие; • М992 – подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет на сто процентов закрытый корпус, адаптированный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109, находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии, Испании, Таиланда и США; • FDC – самоходный пункт управления артиллерийским огнем, употребляется то же шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий Греции и Тайваня.
Свойства M109 Экипаж, чел. 6 Макс. угол возвышения пушки, град 75 Макс. угол склонения пушки, град -3 Длина c пушкой вперёд, мм 9120 Длина корпуса, мм 6190 Ширина общая, мм 3150 Высота по крыше башни, мм 2800 Масса боевая, кг 24948 Преодолеваемая стена, м 0,53 Макс. угол подъёма, % 60 Наклон, % 40 Преодолеваемый ров, м 1,83 Преодолеваемый брод, м 1,07 Ширина колеи, мм 2788 Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3962 Ширина гусеницы, мм 381
Вооружение Тип Гаубица Калибр, мм 155 Модель - M185 Кол-во 1 Боезапас х 1 - 34
Тип - Пулемёт зенитный Калибр, мм 12,7 Кол-во 1 Боезапас х 1 - 500
Движок Тип дизель Модель Detroit Diesel Model 8V-71T Цилиндры 8 Кол-во 1 Мощность, л.с. 405
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.