Тяжёлый танк ИС-4 (объект 701) (СССР)


Серийному эталону ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6. Эти машины отличались друг от друга шириной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа. На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм с исходной скоростью бронебойного снаряда 800 м/с. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была схожей и не превосходила 160 мм. Двенадцатицилиндровый дизельный движок В-12 мощью 750 л.с. позволял 55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек. На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и прирастили толщину брони башни. Масса танка возросла до 58,5 т.
Вариант 701-6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Русской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стен с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались забугорными противотанковыми пушками с дальностью 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.

Механик-водитель располагался впереди по оси машины. Над его сидением имелся маленький круглый лючок, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке лючка устанавливались два смотровых устройства, которые нужно было снимать перед открыванием лючка. Сидение механика-водителя регулировалось по высоте и могло устанавливаться в боевое положение при закрытом лючке и в походное — при открытом. Передняя часть башни танка запиралась съемным броневым листом, крепившимся болтами. Лючок, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни размещались слева — лючок командира танка с крышкой, справа — лючок заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, при этом в крышке лючка командира — перископический смотровой устройство ТПК-1. Вращение башни производилось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и электронный. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих приводов без каких-то переключений.
Пушка Д-25Т калибра 122-мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели 2-ой пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемёта применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электрическим приводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-45, а с закрытых позиций — при помощи бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.

Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в особых железных кассетах. Любая кассета состояла из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен доп стакан (меж амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18. Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красноватый цвет, осколочно-фугасных гранат — в желтоватый.
Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из 2-ух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во 2-ой укладке патроны в пачках фабричный упаковки хранились в 4 брезентовых сумках.

На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного остывания с рабочим объемом 38 800 см и наибольшей мощью 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин. Он отличался от собственных предшественников семейства В-2 приемущественно наличием приводного центробежного невыключающегося нагнетателя. Топливная система включала в себя три главных интегрированных топливных бака общей емкостью 410 л. Четыре доп топливных бака по 90 л каждый устанавливались снаружи танка на корме. Заместо топливного насоса НК-10 (как у В-2) применялся двенадцатиплунжерный насос НК-12.
Не считая того, у мотора В-12 были внесены конфигурации в конструкцию картера, головок блока, форсунок, распределительного вала, выпускных клапанов, масляного фильтра и водяного насоса. Два осевых горизонтальных вентилятора обеспечивали остывание радиаторов. Пуск мотора в прохладное время года облегчался за счет обогрева всасываемого воздуха. Воздухоочистители — типа «Мультициклон», двухступенчатые, с бункером для сбора пыли.
Силовая передача (поточнее, механизм передач и поворотов) — планетарная, обеспечивавшая 6 передач вперед, три вспять и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с 3-мя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами. Механизм поворота типа ЗК был разработан в 1935—1936 годах докторами М.К.Кристи и Г.И.Кроликом и сделан в металле для легкого плавающего танка Т-38, но из-за сложной для тех пор конструкции внедрения не получил. Главными его преимуществами являлись: автоматическое повышение вращающего момента на ведущих колесах при повороте по сопоставлению с прямолинейным движением; устойчивое прямолинейное движение; создание тормозной силы без роли тормозов.

Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах фронтального хода. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтообразными натяжными механизмами размещались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска — персональная, торсионная. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Число траков в каждой гусенице — 86. Шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.
Электрическое оборудование включало в себя четыре аккумуляторные батареи, соединенные параллельно-последовательно, общей ёмкостью 256 А/ч, генератор Г-73 мощью 1500 Вт, электронный стартер СТ-700 мощью 15 л.с. Система проводки — однопроводная, с напряжением в сети 24 В. Для устройств аварийного освещения предусматривалась двухпроводная система проводки. На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Официально считается, что массовое создание ИС-4 началось в 1947 году. Но ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена ранее — в 1946-м и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг., коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции 10РТ. Начиная с 1948 года танки оснащались переговорным устройством ТПУ-47.
Всего за время серийного производства до 1949 года было сделано около 250 ИС-4. Цена одной машины составляла 994 тыс. рублей. Эти танки направлялись в главном в войсковые части, дислоцированные на Далеком Востоке — в Забайкалье, Приморье и т.д. Служба нового танка оказалась недолгой — ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на длительное хранение, а потом сняли с вооружения. Предпосылкой этого был целый ряд событий. Эта боевая машина, имевшая самое массивное в мире на момент ее сотворения бронирование, обладала существенными недочетами: массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и тс, низкой надежностью коробки, низкой проходимостью, обусловленной огромным удельным давлением (0,9 кг/см^). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению ИС-4 не имел преимуществ перед томными танками ИС-2 и ИС-3.
В комплектном состоянии танк ИС-4 можно узреть исключительно в 2-ух местах: в подмосковной Кубинке в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники и в качестве монумента в п.Забайкальске Читинской области.
Тактико-технические свойства ИС-4 (объект 701) Боевая масса, т 60 Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 6600 Длина с пушкой вперёд, мм 9790 Ширина корпуса, мм 3260 Высота, мм 2480 База, мм 4385 Колея, мм 2500 Клиренс, мм 410 Тип брони железная катаная и литая Лоб корпуса (верх), мм/град. 140/61 Лоб корпуса (низ), мм/град. 160/40 Борт корпуса (верх), мм/град. 160/30 Борт корпуса (низ), мм/град. 160/0 Корма корпуса (верх), мм/град. 100/38 Корма корпуса (середина), мм/град. 100/32 Корма корпуса (низ), мм/град. 100/39 Днище, мм 30 Крыша корпуса, мм 30 Лоб башни, мм/град. 250 Борт башни, мм/град. 200/35 Корма башни, мм/град. 170 Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм Д-25 Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 48 Боекомплект пушки 30 Дальность стрельбы, км до 5 Прицелы ТШ-45, К-8Т, Пулемёты 2 x 12,7-мм ДШКМ Движок - В-12, дизельный с наддувом, макс. мощность 552 кВт (751 л.с.) Мощность мотора, л.с. 750 Скорость по шоссе, км/ч 41..43 Скорость по пересечённой местности, км/ч 15..20 Припас хода по шоссе, км 170 Припас хода по пересечённой местности, км 80..140 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стена, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м 1,5
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.