ArtGuns » Бронетехника » Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (СССР)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (СССР)

10 июнь 2025, Вторник
3
0
В 1944 году в ЦКБ под управлением В. Г. Грабина началось проектирование новейшей 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в массовое создание. С-60 стала первой российскей полевой зенитной пушкой, наведение которой производилось удаленно, при помощи следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 либо ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Установленная на четырехколесной базе, эта пушка могла более либо наименее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Но для ПВО танковых и моторизованных войск в пришествии и на марше буксируемая пушка не годилась.

Потому в 1947 году в НИИ-58 под управлением В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную базу. Опытнейший ее эталон с электрическим приводом ЭСП-76 был установлен на базе С-79А и прошел тесты, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси сделали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование — изделие 500, и армейское — ЗСУ-57-2.

Всеохватывающие тесты ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. Её массовое создание производилось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным, выпуск пушек С-66 для этой машины начался на заводе № 946 только в 1957 году (в тот год их сделали 249 штук).

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей радиальную зенитную стрельбу из автоматических пушек. Главные части машины — броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовка, электрическое оборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения управления, боевое и силовое. 1-ое располагалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сидение механика-водитвпя, 2-ое — в средней части корпуса и в башне: третье — в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов шириной 8—13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в фронтальной ее части имелась амбразура. Задняя стена башни с окном для выхода гильз была изготовлена съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни запирался раскладным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтоб открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и откинуть его вспять. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стене, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

В башне находилось 5 сидений, впереди — заряжающего левого автомата; за ним (в центре) — наводчика, сзади, справа от сидения наводчика — установщика прицела: справа от пушки впереди — заряжаюшего правого автомата, сзади, симметрично с сидением навоачика — командира машины. При стрельбе сидения заряжающих снимались, укладывались на навесном попку и крепились клипсами.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из 2-ух автоматов типа С-60, имевших однообразное устройство, при всем этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Механизм работы автоматики — внедрение энергии отдачи при маленьком откате ствола. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осушествлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя неизменного тока через гидравлические всеприменимые регуляторы скорости (УГС).

Станок пушки был установлен на днищe башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм размещался на левой стороне станка и имел два привода электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки — автоматический, зенитный, построительного типа: предназначался для решения задачки по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого за ранее определялись и устанавливались на прицеле последующие начальные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению движения цели, дальность до цели — на глаз либо при помощи дальномера.

При использовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа, наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели, установщик прицела устанавливал начальные данные прицела — скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость — угол пикирования либо кабрирования. При использовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик — по углу места цели, установщик прицела устанавливал начальные данные прицела.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в особых боеукладках в башне и корпусе. Главная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и располагалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в особые отсеки под вращающимся полом. Оснащенные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами располагались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Заряд для всех снарядов схож — 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Исходная скорость снаряда составляет 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы достигалат 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором с течением времени срабатывания 12-16 с. что обеспечивало наклонную дальность 6,5—7 км.

Движок В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-обраэный, четырехтактный, быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного остывания. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий обьем мотора — 38,88 л, масса — 895 кг.

Три топливных бака общей ёмкостью 640 л располагались в корпусе ЗСУ. Внешние баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого — 95 л.

Механическая силовая передача со ступенчатым конфигурацией передаточных чисел располагалась в кормовой частм корпуса. Она состояла из гитары, головного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки, 2-ух планетарных устройств поворота, 2-ух бортовых передач. привода вентилятора и привода компрессора.

Гусеничный движитель состоял из 2-ух гусениц шириной 580 мм, 2-ух ведущих колес, 2-ух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со сьемными зубчатыми венцами размещались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами фронтальных и задних опорных катков.

Главным источником энергии служил генератор постояннопэ тока Г-74 мощью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения выше 2100 об/мин (другими словами при скорости вращения коленчатого вала мотора 1200 об/мин и выше). Для пуска мотора и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались 6 аккумуляторных батарей типа 6-СПЭН-140М либо 6-МСТ-140. Напряжение 6 батарей составляло 24 В, общая емкость их — 420 А ч.

Наружняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостандиеи 10РТ-26Э, а внутренняя — танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке — от 9 до 20 км.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было сделано сравнимо незначительно. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, при этом они сражались на местности как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некое число ЗСУ-57-2 поступило в армии ГДР, Польши, Финляндии, Ирана, Анголы, Сирии, Египта, Кубы, Венгрии и КНДР. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была сотворена и запущена в массовое создание зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Type 59. После модернизации основной боевой танк Type 59 получил обозначение Type 69 и, в свою очередь, стал базой для совсем анапогичной с ЗСУ-57-2 зенитной самоходной установки Type 80.

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недочетов — низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невыполнимостью ведения огня на ходу. Продуктивность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а потом от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 "Ваза". В этом нет ничего необычного при стрельбе по реактивным самолетам, летящим на низких и сверхнизких высотах, и определении скорости цели "по типу самолета", а дальности до цели — "на глаз" либо при помощи дальномера - возможность попадания в цель очень мала. Справедливости ради следует увидеть, что ЗСУ главных возможных врагов не превосходили по собственной огневой мощи ЗСУ-57-2.

В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ M19 на шасси легкого ганка M24 "Чаффи", разработанные в 1945 году, и M42 на шасси легхого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении британской армии находились ЗСУ на базе крейсерского танка "Крусейдер", сделанные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками "Бофорс" (южноамериканские ЗСУ — спаренными, а английские — одинарными). Вес их снаряда составлял 0.934 кг, исходная скорость 875 м/с. темп стрельбы 120 выстрелов за минуту на ствол. Прицелы у всех — ручные оптические. Но в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию, была вооружена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50 и получила индекс M42A1. Таким образом, еще до пуска в массовое создание ЗСУ-57-2 стала значительно проигрывать собственному главному противнику в системе управления огнем.

Создание ЗСУ-57-2 завершено. Боевые машины этого типа до сего времени остаются на вооружении сухопутных войск Алжира, Китая, Кубы, Египта, Ирана. Ирака, КНДР, Мозамбика, Румынии, Сирии, Вьетнама и бывшей Югославии.

Боевая масса, т 28 Компоновочная схема традиционная Экипаж, чел. 6 Длина корпуса, мм 6220 Длина с пушкой вперёд, мм 8480 Ширина корпуса, мм 3270 Высота, мм 2750 Клиренс, мм 425 Тип брони железная гомогенная Лоб корпуса, мм/град. 8-13 Вооружение Калибр и марка пушки 2 ? 57-мм С-68 Тип пушки нарезная автоматическая Длина ствола, калибров 76,6 Боекомплект пушки 150 на ствол Углы ВН, град. -5…+85 Прицелы автоматический зенитный, построительного типа Тип мотора V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного остывания Мощность мотора, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 50 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30 Припас хода по шоссе, км 400-420 Припас хода по пересечённой местности, км 300-320 Удельная мощность, л. с./т 18,6 Тип подвески персональная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стена, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,4

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!