Основной боевой танк Chieftain FV4201 (Великобритания)
Разработка танка Chieftain FV4201 была начата спецами муниципального научно-исследовательского института боевых машин FVRDE (Fighting Vehicle Research & Development Establishment) вместе с инженерами компании Vickers Defence Sistems в 1956 году. Полигонные и войсковые тесты проводились с 1963 года. Сначало классифицировался как тяжкий пушечный танк (Heavy Gun Tank), созданный для высококачественного усиления средних пушечных танков Centurion. Скоро после принятия на вооружение в мае 1963 года переклассифицирован в основной боевой танк и предназначался уже для подмены танков Centurion и томных пушечных танков Conqueror. Серийно выполнялся с 1965 по 1983 год муниципальным заводом в г.Лидс и заводом компании Vickers в г.Эльсвик. Сделано 2260 (по другим данным 2265) единиц.
Английские танковые части получили 837 танков Chieftain FV4201, которые никогда не воспринимали роли в боевых действиях под английским флагом. Танки Chieftain FV4201 поставлялись на экспорт в Иран (707 Chieftain FV4201 Mk3/3P и Mk5/5P+ 187 FV4030/1), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).
Танк Chieftain FV4201 имеет традиционную сборку. Отделение управления размещено в фронтальной части танка, боевое — в средней, МТО — в кормовой. Корпус — сварной, собран из литых и катаных деталей. На броню приходится приблизительно 53% массы танка. Верхняя лобовая деталь корпуса имеет толшину 120 мм, борта — 38 мм, кормовой лист — 25,4 мм, днище — 16 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части — 195 мм, крыши — 45 .мм. Увеличение уровня защищенности танка достигнуто не только лишь за счет роста толщины брони, да и за счет оптимального расположением броневых листов, резкого уменьшения высоты машины и ее забронированного объема. В первый раз в мировом танкостроении механик-водитель размещается полулежа, в итоге высоту фронтальной части корпуса удалось уменьшить до 1178 мм, сразу увеличив наклон лобового бронелиста. Для усиления защиты от мин сидение механика-водителя крепится к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от дниша корпуса — таким образом, выходит местное разнесенное бронирование днища. Лобовая деталь корпуса имеет наклон 72° к вертикали, бортовые листы установлены под углами 10°, угол наклона лобовой части башни — 60°. Башня достаточно сложной формы: проектирование ее велось вроде бы вокруг экипажа и оборудования, которые она, «обтекала» с целью уменьшения площади поверхности. Амбразура пушки выполнена шириной всего 225 мм, за чей счет удалось свести к минимуму ослабленную зону в лобовой части башни.
Рабочее место механика-водителя находится в отделении управления и размещено по оси танка. Спинка сидения механика-водителя может устанавливаться в 3-х фиксированных положениях с наклоном в 45°, 50' либо 55°. В положении по-походному, с открытым верхним лючком, сидение подымается, а спинка занимает положение с углом наклона 55°. Управление поворотом танка осуществляется при помощи 2-ух рычагов, регулируемых, как и спинка сидения, по углу наклона. При закрытом лючке механик-водитель ведет обзор окружающей местности через один недвижный широкоугольный перископический наблюдательный устройство.
В трехместной вращающейся башне сосредоточено главное и вспомогательное вооружение танка. Главным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски. На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела. Ствол сделан из качественной стали способом злектрошлакового переплава и рассчитан на 550 выстрелов. Для увеличения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были использованы симметричное размещение 2-ух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразьемное соединение трубы ствола с казенником и интегрированный контроль давления в накатнике. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют на «Чифтене» от -10° до +20°.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в на сто процентов сгораюших шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов сделаны из огнеупорного материала и имеют рубахи со специальной жидкостью предотвращающей появление пожара. Возгорание заряда при выстреле происходит при помощи запальных трубок, подаваемых автоматом из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — 10 трубок. Заряжание пушки делается вручную, при помощи гидромеханического досылателя. Вертикально расположенный клиновой затвор автоматом раскрывается при накате ствола после выстрела. Опытнейший экипаж может создавать из орудия до восьми выстрелов за минуту. Хорошим считается последующий режим ведения огня: 1-ая минутка — 10 выстрелов. следующие четыре — по 6, потом — перерыв для остывания ствола.
Специально для нового орудия были разработаны два типа снарядов: бронебойный подкалиберный L15A4 и бронебойно-фугасный L31 с пластичным взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью. Бронебойно-фугасному снаряду уделялось повышенное внимание, так как этот боеприпас числился всеприменимым, заменяющим и классические фугасные снаряды, и кумулятивные. Боекомплект — 53 выстрела (19 подкалиберных и 34 бронебойно-фугасных). Наибольшая скорость разворота башни 22 град./с, наведения орудия в вертикальной плоскости — 5 град./с. Приводы наведения — электронные. Исходная скорость снаряда L15A4 — 1371) м/с, снаряда L31 — 670 м/с. На танках Chieftain FV4201 Mk.2 с пушкой были спарены два пулемёта: один L8A1 калибра 7.62 мм устанавливался слева от орудия и один пристрелочный L21A1 калибра 12.7 мм — над пушкой.
Пушка и спаренные с ней пулемёты стабилизированы в 2-ух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «центурион». Невзирая на стабилизацию орудия, главным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.
Высота боевого отделения от пола до крыши башни составляет 1730 мм. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя. У наводчика установлены основной монокулярный перископический прицел Вагг & Stroud TLS № 9 Mk.1 с 1- и 10-кратным повышением и дублирующий телескопический оптический прицел AFV № 26 Mk.1 с 7-кратным повышением: оба прицела имеют независимую стабилизацию поля зрения в горизонтальной плоскости. Бинокулярный перископический оптический прицел командира с 1- либо 15-кратным повышением AFV № 37 Mk.3 смонтирован в фронтальной части вращающейся командирской башенки. Средством оптического канала командир может отметить избранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия может быть как наводчиком, так и командиром, при этом деяния последнего числятся приоритетными. Стрельба ночкой ведется с помошью ИК-прицелов AVL1A1, которые инсталлируются заместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk.3.
Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помошью пристрелочного 12,7-мм пулемёта. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций нужна подготовка данных, как и при ведении огня из обыденных буксируемых пушек. Командирская башенка для наилучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни крутится в сторону, обратную направлению разворота, сохраняя постоянной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять недвижных перископических наблюдательных устройств AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°- Командирский лючок — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный устройство радиального вращения AFV №30 Mk.1.
По бортам в фронтальной части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Последняя обеспечивает устойчивую связь в радиусе 8 км и имеет 181 канал, УКВ радиостанция имеет 481 канал связи, в нее интегрировано танковое переговорное устройство. Предусмотрена возможность подключения к танковому переговорному устройству полевых телефонов, зачем в кормовом листе корпуса предусмотрены особые разъемы. Танк оснашен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.
В МТО установлен многотопливный двухтактный 6-цилиндровый оппозитный дизель жидкостного остывания L60 компании Leyland мощью 585 л.с. Он имеет вертикальное размещение цилиндров; в одном цилиндре находятся два обратно двигающихся поршня. Пуск мотора осуществляется в обычных критериях при помощи электростартера, на морозе — гидростартером либо вспомогательным дизелем. Работа электрогенератора и гидростартера, дублирующего электростартер, обеспечивается вспомогательным 3-иилиндровым оппозитным дизелем Coventry Climax H30 № 4 мощью 23 л.с. Коробка — механическая TN12 компании Merritt-Wilson. Переключение передач осуществляется ножной педалью. Внутренний объем МТО приблизительно 6 м". Для облегчения технического обслуживания дизель, коробка, радиаторы, вентиляторы, охлаждающая система, масляный фильтр и ряд других агрегатов смонтированы в единый блок, для подмены которого в полевых критериях требуется 30 минут.
Ходовка Chieftain FV4201 фактически схожа ходовой части танка «Центурион» и включает 6 опорных катков на сторону. Она имеет заднее размещение ведущих колес. Опорные катки двускатные, с резиновыми шинами и съемными железными дисками. Поддерживающие катки (по три на борт) также двускатные, обрезиненные. Гусеницы — с открытыми шарнирами поочередного типа и съемными асфальтоходными подушками (по одной на трак). Механизм натяжения гусениц — кривошипно-червячного типа. Ходовка для зашиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта железными четырехсекционными экранами шириной 10-15 мм.
Танк Chieftain FV4201 по сопоставлению с танками M60A3 и Leopard-1 имел наилучшую броневую защиту лобовой проекции и пушку большего калибра. Но низкая подвижность танка, которую не удалось убрать при модернизации из-за принятой схемы ходовой части и невозможности форсирования мотора, не дозволила ему затмить M60A3 по всему комплексу тактико-технических черт.
Модификации Chieftain FV4201 Mk.1 (1965 г.) — предсерийный вариант с движком мощью 585 лс. Сделано 40 единиц. Chieftain FV4201 Mk.2 (1966 г.) — 1-ая массовая серийная модификация. Литая башня, комбинированная конструкция корпуса (литая лобовая часть, остальное — из катаных листов), полулежачее размещение механика-водителя. 120-мм нарезная пушка L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Движок L60 Мк 4 мощью 650 л.с. Подвеска типа Хорстман. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека, Сделано 532 единицы. Chieftain FV4201 Mk.3 (1969 г.) — движок L60 №4 Мк 6 мощью 720 л.с., командирская башенка №15 Мк 2 с одностворчатым лючком, снаряженная улучшенной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Дая ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54.1 т. Сделано 199 единиц. Chieftain FV4201 Mk.3/3 (1970 г.) — лазерный дальномер Вагг & Siroud №1 Мк 2, встроенный в основной прицел наводчика; движок L60 №4 МкбА мощью 730 л.с.: 120-мм пушка L11A3; более мощнейший вытяжной вентилятор в боевом отделении. Сделано 29 единиц. Chieftain FV4201 Mk.3/3P (1970 г.) - экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.3 для Ирана. Chieftain FV4201 Mk.4 (1970 г.) — опытнейший вариант с увеличенным припасом горючего и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Сделано 2 единицы. Chieftain FV4201 Mk.5 (1971 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3/3 с движком L60 №4 Мк 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО IFCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Улучшенная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Сделано 97 единиц. Chieftain FV4201 Mk.5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.5 для Ирана. Движок L60 №4 Мк 8А мощью 750 л.с. Сделано 785 единиц. Chieftain FV4201 Mk.5/5К (1971 г.) - экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.5 для Кувейта. Сделано 165 единиц. Chieftain FV4201 Mk.6 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.2, модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.5. Chieftain FV4201 Mk.7 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.6. Chieftain FV4201 Mk.8 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3/3 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.6. Chieftain FV4201 Mk.9 (1981 г.) — Chieftain FV4201 Mk.6. снаряженный СУО IPCS. Chieftain FV4201 Mk.10 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.7, снаряженный СУО IPCS. Chieftain FV4201 Mk.11 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.8, снаряженный СУО IPCS, тепловизионным прицелом наводчика, новейшей системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на фронтальной части башни и корпуса. Chieftain FV4201 Mk.12 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.5 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.11. Chieftain FV4201 Mk.15 — экспортная модификация для Омана. Сделано 15 единиц. Chieftain FV4030/1 — улучшенный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой зашитой. Сделано 187 единиц.
Серийные танки Chieftain FV4201 начали поступать в войска в 1966 году. Первым боевые машины модификации Chieftain FV4201 Mk.2 получил 11-й гусарский полк Английской Рейнской армии. Проверку боем «чифтены» прошли в процессе ирано-иракской войны в составе иранской армии. Более большая операция с их ролью была проведена 6-8 января 1981 года в равнине Хархи. Иранцы штурмовали в направлении г.Абадан силами 16-й танковой дивизии (до 300 танков «Чифтен» и американских М60). Иракцы выдвинули им навстречу свою танковую дивизию (300 танков Т-62). В итоге трехсуточного боя иранская дивизия была разгромлена. Ирак объявил об ликвидировании 214 иранских танков. В процессе этого боя совсем выяснилось, что 115-мм бронебойно-подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 гарантированно пробивает лобовую броню британского танка, и в предстоящем иранские танкисты избегали лобового столкновения с нынешними танками русского производства.
В процессе этой войны некое количество иранских «чифтенов» было захвачено иракскими войсками. 2-ой раз восполнить собственный танковый парк боевыми машинами такового типа Ирак сумел в 1990 году после оккупации Кувейта. Кувейтская армия не оказала никакого сопротивления, и поболее полутора сотен имевшихся на ее вооружении «чифтенов» попали в руки иракцев.
В текущее время танки Chieftain FV4201 имеются в Иране (около 200, возможно все в небоеспособном состоянии), Иордании (90, в резерве) и Омане (27, в резерве). Что касается британской армии, то в ее составе сохранились только БРЭМ и мостоукладчики на базе танков этого типа. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства ТАНКА Chieftain FV4201 Mk.5 БОЕВАЯ МАССА, т: 55. ЭКИПАЖ, чел.: 4. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 10 800, ширина — 3500, высота (по крыше башни) — 2640, клиренс — 510. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L11A5 калибра 120 мм, 1 спаренный пулемет L8A1 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет L37A1 калибра 7,62 мм, 1 пристрелочный пулемет L21A1 калибра 12,7 мм (у танков без лазерного дальномера), 12 пусковых установок для запуска дымовых гранат калибра 66 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 64 выстрелов, 6000 патронов калибра 7,62 мм, 600 патронов калибра 12,7 мм. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электромеханический, ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: дневной перископический бинокулярный и ночной электронно-оптический активный прицелы командира, основной перископический бинокулярный прицел наводчика с ночным активным каналом и интегрированным лазерным дальномером Вагг & Stround № 1 Мк 2, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика; для подсветки целей на танке установлен ксеноновый ИК-прожектор № 2 Мк 3 (с середины 1980-х голов все ночные прицелы — бесподсветочные) БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 120, борт — 38, корма — 25,4, днище — 16, башня — 45 — 195. Движок: Leyland L60 №4 Мк 7А, 6-цилиндровый двухтактный дизель жидкостного остывания с вертикальнорядным расположением цилиндров и обратно передвигающимися поршнями; мощность 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин. Коробка: Merritt-Wilson TN12, центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступная планетарная коробка (6+2), дифференциальный механизм поворота, однорядные бортовые передачи Ходовка: 6 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска блокирования со спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами однобокого деяния (на первых телегах подвески каждого борта); гусеницы шириной 610 мм с открытым шарниром и съемными асфальтоходными подушками. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 48. Припас ХОДА, км: 300. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м — 3,15, высота стены, м — 0,91, глубина брода, м — 1 (с ОПВТ - 4,5 м), СРЕДСТВА СВЯЗИ; симплексная УКВ радиостанция VK/VRC-353 и переговорное устройство.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.