
Разовая бомбовая кассета в снаряжении самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, обустроенными двухспектральным ИК координатором цели, РБК-500 СПБЭ-Д создана для поражения всех нынешних танков, БМП и другой бронированной техники, находящейся в районах сосредоточения и на марше, с положительным термическим контрастом относительно подстилающей поверхности в критериях воздействия естественных и искусственных помех. Зависимо от фоноцелевой обстановки сразу может поражать до 6 танков. Она обеспечивает боевое применение на высотах от 600 до 5000 м при скоростях полета самолета 500-1900 км/ч (зависимо от высоты) как при горизонтальном полете, так и при пикировании и кабрировании до углов 20-30°.
Поражающий элемент СПБЭ-Д является предстоящим развитием боеприпаса СПБЭ, также применяемого в кассетной БЧ реактивной системы залпового огня "Смерч" и кассетной бомбе РБК-500 СПБЭ. Программка СПБЭ была начата с целью сотворения более дешевенького орудия, чем корректируемые бомбы (КАБ-500Кр), которые безупречны для ликвидирования высокоценных целей типа мостов и командных пт, и в то же время очень дорога для атаки множественных целей типа отрядов бронетехники.

СПБЭ-Д был разработан в НПО "Базальт". Данный боеприпас стопроцентно автономен, что обеспечивается двухрежимной инфракрасной системой наведения, работающей в спектрах 3-5 µm и 8-14 µm (В РКБ-500 СПБЭ для наведения употребляется отдельный командный модуль). Каждый элемент обустроен 3-мя маленькими парашютами, обеспечивающими скорость понижения 15-17 м/с. При весе 14,9 кг, СПБЭ-Д имеет размеры 280 x 255 x 186 мм. После выброса поражающего элемента из РБК-500 и выпуска парашютов осуществляется выпуск ИК-координатора и наклонных прямоугольных крыльев, обеспечивающих вращение. Угол обзора ИК-координатора составляет 30° и сканирует зону цели со скоростью 6-9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва БЧ при помощи бортового вычислителя (примерно на высоте 150 м) осуществляется поражение цели. Медная болванка поперечником 173 мм и весом 1 кг разгоняемая до скорости 2000 м/с, способна пробить до 70 мм брони под углом 30° к нормали.
Кассета содержит головку с центральным отверстием, агрессивно скрепленную с тонкостенным цилиндрическим корпусом. К заднему торцу корпуса разъемно присоединена хвостовая конусная часть со стабилизатором. Головной обтекатель крепится к головке через приваренные к ней крюки средством механизма расцепления через командный устройство. В центральном отверстии головки установлена на резьбе втулка, в которую введен полый хвостовик центральной трубы. Втулка и центральная труба соединены при помощи пробки-штифта, размещенной в круговых соосных отверстиях, которые выполнены в стенах втулки и полого хвостовика трубы. Хвостовая конусная часть поджата к корпусу гайкой. Обтюратор установлен в контакте с головкой, внутренней поверхностью корпуса (через войлочное кольцо) и внешней поверхностью центральной трубы. Самоприцеливающиеся боевые элементы и командный элемент расположены в 5 секциях меж обтюратором, промежными дисками, замыкающим диском и зафиксированы от осевых передвижений при помощи поджимающей гайки. На дисках и обтюраторе в местах контакта с БЭ изготовлены надлежащие выемки. В полости центральной втулки и полого хвостовика центральной трубы размещен механизм распаковки кассеты, а в резьбовое очко втулки ввентят взрыватель. Командный устройство и взрыватель соединены жгутом с механизмом подачи импульса самолета.

Противотанковый СПБЭ кассеты РБК-500 состоит из БЧ, парашютной системы (вспомогательный и основной парашюты), устройств отстрела вспомогательного парашюта и вращения, КЦ и предохранительно-исполнительного механизма (ПИМ). В БЧ входят корпус с размещенными в нем зарядом ВВ и медной сегментной КО. На верхнем торце корпуса БЧ установлен ПИМ. Парашютная система и механизм отстрела вспомогательного парашюта размещены в корпусе 4, соединенном с корпусом БЧ. Корпус закрыт крышкой, на боковой поверхности которой шарнирно установлены подпружиненные перья, направленные при сборке кассеты вдоль корпуса СПБЭ. Крышка связана с чехлом вспомогательного парашюта и обеспечивает ввод его в действие. Коуш вспомогательного парашюта соединен со штоком, расположенным в корпусе механизма отстрела и зафиксированным перемещаемым фиксатором. Каналы корпуса сообщаются с полостью, в какой установлен пиропатрон, обеспечивающий отстрел штока совместно со вспомогательным парашютом. Задействование пиропатрона осуществляется подачей электронного импульса от приемника радиокомандной полосы (РКЛ), приемная антенна которой прикреплена к стропе вспомогательного парашюта. Вспомогательный парашют связан расчековочным звеном с чекой пуска бортового источника питания КЦ. Отстреливаемый шток средством вытяжного звена связан с чехлом главного парашюта. В свою очередь, основной парашют с помощью расчековочного звена соединен с чекой освобождения стопорного механизма ПИМ.
Механизм вращения СПБЭ содержит в себе вертлюг, соединенный с коушем главного парашюта, также две подпружиненные раскрывающиеся лопасти. В сложенном состоянии лопасти уложены вокруг корпуса и зафиксированы скобой, связанной с отстреливаемым штоком. Одноканальный координатор цели СПБЭ представляет собой пассивный оптико-электронный устройство, принимающий излучение в ИК-диапазоне и обеспечивающий угол поля зрения 0,75°. Один из вкладных частей кассеты является командным. У командного элемента (КЭ) массогабаритные свойства и площади куполов парашютов такие же, как у СПБЭ, что и обеспечивает однообразные характеристики движения после выброса из кассеты. Командный элемент не имеет БЧ. Его главная часть - радиометрический сенсор, созданный для измерения текущего значения высоты при понижении КЭ совместно с СПБЭ на вспомогательных парашютах и передачи по РКЛ команды на раскрытие главных парашютов СПБЭ при достижении КЭ данной высоты.
При сбрасывании кассеты в момент ее отделения от механизма подачи импульса самолета на командный устройство и взрыватель подается электронный импульс. Через 0,9 с после отделения кассеты от самолета срабатывает пиропатрон командного устройства. В корпусе механизма расцепления создается давление пороховых газов, под действием которых элементы механизма выходят из зацепления, а головной обтекатель освобождается от связи с головкой и отделяется от кассеты. По истечении установленного и зависящего от высоты сброса времени замедления срабатывает взрыватель и воспламеняет пороховой заряд механизма распаковки. Под действием образующихся пороховых газов пробка-штифт выталкивается из соосных отверстии втулки и хвостовика трубы, освобождая центральную трубу от связи с головкой. Сразу пороховые газы заполняют объем меж головкой и обтюратором, при всем этом обтюратор совместно с механизмом распаковки, центральной трубой, блоком боевых частей и хвостовой частью перемещается вспять, обеспечивая расстыковку хвостовой части с корпусом кассеты. Увеличивающийся объем меж головкой и обтюратором подпитывается пороховыми газами пылающего порохового заряда механизма распаковки (при всем этом обтюратор защищает оптические системы СПБЭ от их воздействия). При полном сгорании порохового заряда блок БЭ приобретает скорость, достаточную для полного выхода из кассеты.
В этот момент обтюратор отделяется от блока частей канатами, соединенными с головкой. Под действием набегающего потока воздуха БЭ отсоединяются от промежных и замыкающего дисков, получают боковые импульсы рассеивания и начинают автономное движение к земле. Расположенные на боковых поверхностях крышек БЭ подпружиненные перья раскрываются и под действием набегающего потока воздуха сдергивают крышки с частей, вытягивая из корпусов чехлы со вспомогательными парашютами. При предстоящем понижении КЭ и СПБЭ вспомогательные парашюты выходят из чехлов и раскрываются, в итоге чего происходит срывание чек и пуск бортовых источников питания КЦ и сенсора высоты КЭ. Сенсор высоты начинает источать частотный сигнал и принимать сигнал, который отражен от земной поверхности, обеспечивая измерение текущего значения высоты, а приемная антенна и приемное устройство СПБЭ подготавливаются к приему команды на отстрел вспомогательных парашютов.
Команда на отстрел вспомогательных парашютов всех выкидываемых из кассеты СПБЭ выдается командным элементом при достижении им высоты Н=170 м, после этого приемники РКЛ СПБЭ сформировывают сигнал на подрыв пиропатрона механизма отстрела вспомогательного парашюта. При срабатывании пиропатрона пороховые газы действуют на торец фиксатора, который перемещается, освобождая шток и обеспечивая его отстрел вкупе со вспомогательным парашютом. Отстреливаемый шток при помощи вытяжного звена вводит в действие основной парашют и при помощи расчековочного звена перестает держать стопорный механизм ПИМ, который переводится в боевое положение. Вкупе со штоком отстреливается и соединенная с ним скоба, освобождая подпружиненные лопасти, которые раскрываются и присваивают СПБЭ вращательное движение при его предстоящем понижении на главном парашюте. Установившаяся скорость понижения СПБЭ кассеты РБК-500 на главном парашюте составляет v=15 м/с, а частота вращения равна n=6-8 об/с.
За счет расположения продольной оси СПБЭ и оптической оси поля зрения КЦ под углом ?=30° к полосы подвески и за счет вращательного движения СПБЭ при спуске на главном парашюте происходит сканирование КЦ земной поверхности по сходящейся спирали. Термическое излучение от осматриваемой поверхности попадает в пироприемник КЦ. При попадании цели в поле зрения КЦ он выдает сигнал на срабатывание ПИМ, который обеспечивает подрыв заряда ВВ и следующее формирование ударного ядра - малогабаритного ПЭ, отстреливаемого в сторону цели и поражающего ее.
Свойства РБК-500 СПБЭ-Д
Поперечник, мм - 450
Длина, мм - 2505
Масса бомбы, кг - 478
Размах стабилизатора - 570 мм
Кассета содержит в себе 14 СПБЭ и один командный элемент
Бронепробиваемость на дальности 165 м под углом к нормали 30 град., мм >70
Режимы внедрения:
- высота, м 400-5000
- скорость, км/ч 500-1900
Тип взрывателя удаленный
Главные свойства СПБЭ:
масса - 16 кг,
поперечник корпуса БЧ - 186 мм,
высота - 270 мм,
поперечный размер с учетом КЦ - 290 мм,
масса ВВ снаряжения (типа ТГ 40/60) - 4,5 кг.
Источник: dogswar.ru